В каких случаях установку фаркопа нужно оформлять в ГАИ
Если машина не оборудована фаркопом изначально, его установка будет означать изменение конструкции. В том случае, если такое изменение произведено самовольно, владельца может ждать административное наказание. Более того, продать такой автомобиль будет проблематично: машина может не пройти регистрацию в ГИБДД на нового владельца.
В целом ситуация с регистрацией фаркопа по состоянию на 2019 год в России такова:
- Если документы на фаркоп есть либо он конструктивно установлен на автомобиль ещё изготовителем и машина в таком виде приобретена – регистрация не требуется.
- Если фаркопа нет, но фирма-производитель в руководстве по эксплуатации предусмотрела возможность установки, а сам фаркоп имеет соответствующий сертификат соответствия Техническому регламенту ТР ТС 018/2011 от своего производителя – регистрация не требуется.
- Если нет документов вообще или производитель не выдаёт их – регистрировать его нужно.
- Если фаркоп самодельный или производитель не предусмотрел возможность установления – потребуется регистрация изменений в конструкцию.
Что такое фаркоп и его виды
Фаркоп — это буксировочно-сцепное устройство, которое необходимо для присоединения и буксирования прицепов. Он может быть различных конструкций, так как предназначается для абсолютно разных автотранспортных средств.
Конструкция фаркопа проста и включает в себя такие элементы:
- поперечину;
- шаровый узел.
Чаще всего, фаркопы используют для буксировки:
- жилых прицепных модулей;
- грузовых прицепов;
- прицепов для авто;
- прицепов для водной техники;
- прицепов для перевозки снегоходов, квадроциклов.
Виды фаркопов по типу крепления:
- фиксированные (не съемные);
- съемные (отличаются от первых возможностью быстрого разбора и демонтажа, а также установкой);
- фланцевые (крепятся на специальной площадке, фиксируются 2- 4 болтами. Необходимы при буксировке прицепов с габаритными и тяжелыми грузами. Могут устанавливаться только на авто с рамной конструкцией).
Существует несколько видов прицепных устройств. Среди таковых различают:
- прицепной кронштейн;
- прицепной шар;
- с буксировочным крюком.
Фаркопы различаются также и по типу шара. Выделяют такие типы шара:
- Тип «А». Являются быстросъемными. Выдерживает нагрузку в 150 кг на сам шар и может буксировать прицепы весом до 1,5 тонн.
- Тип «Н». Менее надежный вариант типа «А» Имеет такие же весовые ограничения, как и Тип «А».
- Категория «F» и «G». Схожие устройства, различие которых состоит в типе регулировки. Тип «F» закрепляется в двух положениях по отношению к основанию, поэтому возможно менять уровень сцепного устройства. Тип «G» могут регулироваться только при условии что конструкция крепления состоит не менее чем из 6-ти отверстий для фиксации. Применяются для прицепов полная масса которых не достигает 3,5 тонн.
- Категория «V». Не может регулироваться по высоте, так как отсутствуют необходимые отверстия. Грузоподъемность составляет 2500 кг. Используются, в основном, на внедорожниках и кроссоверах.
Как правильно установить фаркоп?
Для правильной установки необходимо подготовить инструмент, а также место где будет производиться монтажные работы.
Установка сцепного устройства включает в себя такие этапы:
- подготовительный (включает в себя осмотр устройства и автомобиля, подготовку инструментов и т. д.);
- подготовить автомобиль;
- разместить сцепное устройство на месте его крепления (если отверстия для крепления присутствуют);
- наметить и просверлить отверстия, в месте будущего крепления (в случае если отверстий для крепления нет);
- проделать два дополнительных отверстия, с внутренней стороны багажного отделения в нижней части лонжерона;
- закрепить устройство с помощью болтов;
- монтаж проводки.
Как установить фаркоп на свою машину
- Транспортное средство должно быть приспособлено для буксировки прицепа.
- В конструкции автомобиля предусмотрены специальные места для монтажа тягово-сцепного оборудования.
- Имеется возможность установить тягово-сцепное оборудование на заднюю часть авто без внесения изменений в конструкцию как самого устройства, так и кузова транспортного средства. Данное требование может быть выполнено в случае, если фаркоп приспособлен для установки на машину вашей модели.
- Производитель предоставил сертификат и паспорт на изделие.
Установка может быть осуществлена самостоятельно или на специализированных СТО.
Почему не ставят на учет из-за смены двигателя
Замена двигателя на контрактный – распространенная процедура среди владельцев, поэтому тема регистрации изменений силового агрегата долгое время не теряет своей актуальности.
Согласно Приказу № 399 МВД России, который пришел на смену Приказу № 1001, сегодня при замене двигателя на аналогичную модель такой же мощности, никакие документы на него предоставлять не нужно. При регистрации ТС в ГИБДД инспектор просто вписывает новые данные двигателя (если этого не было сделано ранее) в ПТС.
Вышеописанному есть официальное подтверждение представителя МВД России:
Проблемы при регистрации автомобиля после смены двигателя могут возникнуть только в том случае, если в автомобиль был установлен двигатель, не соответствующий марке и модели автомобиля и данные изменения не были должным образом зарегистрированы в ГИБДД.
Именно поэтому важно перед покупкой автомобиля с рук проверить соответствие номера двигателя и номера кузова на авто и в ПТС.
Процедура регистрации
Оформление регистрации на дополнительное оборудование, выполняется в несколько этапов:
- Выяснение, может ли авто использоваться в качестве буксира для прицепов или трейлеров. Эту информацию можно узнать на сайте официального представителя производителя автомобиля, или по индивидуальному вин-коду транспортного средства.
- Проведение предварительной экспертизы автомобиля на безопасность. Осуществляется в ГАИ.
- Оценивание общей безопасности транспортного средства для всех участников дорожного движения.
- Проведение экспертизы после установки фаркопа. Там же зарегистрированное внесенное изменение ставится на учет.
- Получение водителем специального сертификата, выданного на основании протокола проведенной технической экспертизы, в который вписана информация, об установленном оборудовании.
Если не получить соответствующее свидетельство, или ездить без документов на фаркоп, инспектор ГИБДД может оштрафовать за такое устройство.
Документы на фаркоп
С 1 июня 2019 года вступил в силу новый закон “О внесении изменений в конструкцию автомобилей”. В законе говорится о том, что водитель должен обратиться как минимум в 7 инстанций, чтобы получить разрешение на реконструкцию машины.
В 2021 году действителен документ о “Безопасности колесного транспорта”. Этому регламенту обязаны соответствовать все легковые автомобили.
Пункт 77 4 главы данного документа регламентирует, что транспортные средства не подлежат проверке, если:
- При установке компонентов автомобиля была проведена оценка установки, подтвержденная в письменной форме.
- При установке оборудования было проведено серийное изменение комплектации автомобиля.
Также важно учесть, что автомобилист может вовсе не регистрировать нововведения в авто при выполнении следующих условий:
- Установка ТСУ на заводе;
- По документам фаркоп считается дополнительным оборудованием. Удостовериться об этом можно открыв раздел прицепов в руководстве автомобиля. Фаркоп в этом случае должен соответствовать марке производителя автомобиля.
Список документов, которые должен иметь при себе автомобилист:
- Руководство по использованию авто.
- Документы на устройство.
- Сертификат (подтверждает, что он соответствует техническим требованиям).
Как выбрать новое ТСУ
Зарегистрировать и легально установить можно только оригинальное оборудование с полным пакетом документов. Покупатель имеет право запросить их у производителя до покупки и проверить на соответствие. Если производитель откажется показывать или документы отсутствуют, покупать такое оборудование не стоит, оно может угрожать участникам дорожного движения, и зарегистрировать его не получится.
Нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД, зависит от ситуации. Если ТСУ эксплуатируется нечасто, шансы, что пост заметит его наличие и уточнит наличие разрешительных бумаг не так велики, но в данном случае на первый план выходит вопрос безопасности на дорогах и снижения аварийности.