Registravto.ru

Автожурнал "Регистр Авто"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лямбда-зонд — датчик кислорода

Лямбда-зонд — датчик кислорода

Лямбда зонд - датчик кислорода

Кислородный датчик, или лямбда-зонд – электронный прибор, который замеряет долю содержания кислорода (O2) в исследуемой жидкости или газе. Разработан компанией BOSCH в конце 60-х годов. Чувствительный элемент выполнен в форме наперстка который с обеих сторон покрыт тонким слоем платины. Выпускается со встроенным нагревателем или без него.

Планарный (плоский) лямбда зонд поступил на рынок в 1998 году и характеризуется значительно меньшей массой керамического чувствительного элемента, а также оборудуется встроенным нагревателем. В результате такой датчик быстрее приходит в рабочее состояние и обладает более высокой реакцией. Наиболее широко применяется для измерения концентрации кислорода в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания.

Лямбда зонд - схема

Лямбда-зонд на основе диоксида циркония

1 — Чувствительный элемент из ZrO2; 2 — платиновый наружный электрод; 3 — платиновый внутренний электрод; 4 — контакты; 5 — корпусной контакт; 6 — выпускная труба

Характеристика

Что это за элемент? Широкополосный лямбда-зонд – это устройство, которое отвечает за измерение количества кислорода в выхлопных газах автомобиля. Благодаря работе данного элемента обеспечивается наиболее правильное смесеобразование и, как следствие, оптимальная и стабильная работа двигателя на всех его режимах. Процесс управления концентрацией кислорода в газах называют лямбда-регулированием.

проверка широкополосного датчика кислорода

Сам название «лямбда» происходит от греческого символа λ. В автомобилестроении данным символом обозначается коэффициент остатка воздуха в горючей смеси.

Лямбда-зонд на основе оксида титана

Некоторое время на автомобилях использовались датчики кислорода на основе оксида титана. Как правило, в таком случае в выпускной системе только один такой датчик, к нему подведено три или 4 провода. Он более точный, чем циркониевый, дорогой. Такой датчик не сообщается с атмосферой, не генерирует напряжение, имеет увеличенный диапазон измерения. Он запитывается и работает почти как расходомер. То есть, запитывается через ЭБУ и выдает сигнал в виде напряжения. Сигнал с такого датчика непрерывно примерно 1 раз в секунду изменяется в диапазоне от 0,4 до 3,85-4,5 Вольт. Низкое сигнальное напряжение соответствует богатой смеси, высокое напряжение указывает на бедную смесь.

Применение лямбда-зонда

Широкополосный лямбда зонд неотъемлемая часть для точной настройки спортивных автомобилей и последующей оценки качества смеси при эксплуатации. Во-первых, для первичного понимания, это некое устройство для измерения количества кислорода в отработанных газах. Устанавливается в выпускном тракте. Разберем по словам выражение — широкополосный лямбда зонд. Широкополосный — означает что диапазон измерений выходит за пределы штатных значений. Штатный (узкополосный) датчик кислорода, работает в диапазоне 0-1 Вольт (0.1-0.9 обычно). Узкополосный датчик меряет в диапазоне 0.9-1.1 Лямбды что соответствует смеси 13.18-16.10. Широкополосный датчик Innovate меряет в диапазоне 7.4 – 22.4 AFR. Широкополосный кислородный датчик меряет в диапазоне 0-5 вольт соответственно. Как вы понимаете есть значение Лямбда. Есть значение AFR. Это одно и тоже значение просто в разных единицах. 1 Lambda = 14.7 AFR.
Если вы заметили, то узкополосный датчик меряет в диапазоне 13-16 AFR, что в принципе на первый взгляд может хватить для настройки атмосферного – 1.5 мотора. Есть два но! Двигатель на скорости 8000 RPM совершает 1 оборот за 7.5 мс. Узкополосная лямбда успевает срабатывать на 100-300мс, что соответствует примерно 600 RPM. Узкополосная лямбда успевает обрабатывать точно только очень низкие обороты, более высокие обороты будут идти с инерционной погрешностью. Широкополосная лямбда примерно меряет 8мс, что соответствует примерно 7500 RPM (и это не предел). Поэтому корректно отстроить на сток лямбде можно только холостой ход.

Читайте так же:
Какого цвета провода на передние динамики?

Компания Innovate Motorsports занимается оборудованием для настройки топливно-воздушной смеси. За основу взяты качественный датчики Bosch с быстродейственными контроллерами Innovate.

Bosch 0 258 007 351 — номер лямбды идущей в комплекте MTX-L. Gauge O2 Sensor — монитор состояния AFR. Дополнительный кабель удлинитель. Это база комплекта MTX-L. Данный датчик кислорода — является премиум продукцией для автомобилей типа Bentley Continental GT, хотя и ставился на WAG VolksWagen Phaeton. Имеет 5 проводов. Innovate MTX-L имеет два сигнальных выхода, либо широкополосный канал, либо симуляция узкополосной лямбды 0-1. Т.о. Установив широкополосный лямбда зонд в штатное место родного лямбда зонда вашего автомобиля, мы можем подключить его показания на канал бензоконтролера штатной лямбды. Т.е. сигнал с широкополосного датчика кислорода он обработав перевел в понятные для бензинового контролера 0-1 вольта.

Марка авто: любая, модель авто: любая, двигатель: любой
Цена установки MTX-L и настройки с его помощью

Широкополосный лямбда зонд

Да, аем. Что значит для логов? Получается он к мозгу не подключается? Он помимо стокового зонда ставится что-ли? И в какое место трассы ставить лучше? Извиняюсь за глупые вопросы, впервые с ним дело имею.

Сообщение отредактировал kortes: 19 Сентябрь 2011 — 10:23

  • 1

#30 Neekei

анти-тюнинг 2011 года

  • Пол: Мужчина
  • Город: Одинцово
  • Автомобиль: celica-supra

#31 chepaco

  • Пол: Мужчина
  • Город: дОрог
  • Автомобиль: T23

Сообщение отредактировал chepaco: 19 Сентябрь 2011 — 11:18

#32 Neekei

анти-тюнинг 2011 года

  • Пол: Мужчина
  • Город: Одинцово
  • Автомобиль: celica-supra

#33 Okopok

барыго ведра без болтов)

  • Пол: Мужчина
  • Город: Хараре
  • Автомобиль: Овощь

это то понятно. но когда продают приборы эту гайку же не срезают с трассы)) что делать тому кто купил бу?)
вопрос остался открытым!

Практически у всех лямбд резьба M18x1,5. любую нержавеющую гайку.
вваривать на 10градусов выше горизонта, чтобы конденсат не скапливался.
варить действительно 18дюймов, от гбц. Или 36" в случае турбо моторов и продолжительной работы мотора в зоне высоких оборотов.
Только вот сдается мне не для точности показаний, а чтобы не сдохла лямбда от температуры. хз.. вопрос спорный.

Стоковый узкополосный кислородный датчик, настроен на стехиометрию и имеет выход 0 — 1 вольта.
У широкополосных датчиков выход 0 — 5 В. При этом необходим контроллер. И стоковый мозг будет ожидать от лямбды значения 0 — 1 Вольта, запихнуть ШПЛЗ в сток нельзя. Но и powerFC являясь заменителем стокового мозга, тоже будет ждать 0 — 1 Вольта (Правда ставят и в pfc просто отключают feedback o2). У некоторых производителей ШПЛЗ предусмотренна возможность сэмулировать выход на 0 — 1 В. Но тогда не будет возможности смотреть истиную картину AFR. есть ли смысл тогда покупать ШПЛЗ?
Существует Двухканальная AEM ШПЛЗ, контроллер которой может выдавать одновременно 2 типа сигналов.

Читайте так же:
Можно ли подключить обычный джойстик на PS4?

Подключенние UEGO AEM просто.
Белый провод — выход 0 — 5 вольт, подключается ко входу AN1 Datalogit'a в случае использования PowerFC
Красный провод = 12 Вольт
Черный провод = масса.
При этом от черного провода нужно сделать ответвление и подключить ко входу AN2 Datalogit'a.

Сообщение отредактировал Okopok: 19 Сентябрь 2011 — 13:32

  • 1

Изображение

#34 SeL

  • Пол: Мужчина
  • Город: Московская область, Бронницы
  • Автомобиль: ST-205 GT-Four

Практически у всех лямбд резьба M18x1,5. любую нержавеющую гайку.
вваривать на 10градусов выше горизонта, чтобы конденсат не скапливался.
варить действительно 18дюймов, от гбц. Или 36" в случае турбо моторов и продолжительной работы мотора в зоне высоких оборотов.
Только вот сдается мне не для точности показаний, а чтобы не сдохла лямбда от температуры. хз.. вопрос спорный.

Стоковый узкополосный кислородный датчик, настроен на стехиометрию и имеет выход 0 — 1 вольта.
У широкополосных датчиков выход 0 — 5 В. При этом необходим контроллер. И стоковый мозг будет ожидать от лямбды значения 0 — 1 Вольта, запихнуть ШПЛЗ в сток нельзя. Но и powerFC являясь заменителем стокового мозга, тоже будет ждать 0 — 1 Вольта (Правда ставят и в pfc просто отключают feedback o2). У некоторых производителей ШПЛЗ предусмотренна возможность сэмулировать выход на 0 — 1 В. Но тогда не будет возможности смотреть истиную картину AFR. есть ли смысл тогда покупать ШПЛЗ?
Существует Двухканальная AEM ШПЛЗ, контроллер которой может выдавать одновременно 2 типа сигналов.

Подключенние UEGO AEM просто.
Белый провод — выход 0 — 5 вольт, подключается ко входу AN1 Datalogit'a в случае использования PowerFC
Красный провод = 12 Вольт
Черный провод = масса.
При этом от черного провода нужно сделать ответвление и подключить ко входу AN2 Datalogit'a.

Номера некоторых Innovate продуктов

  • 3812 — переходник с 4 пина на AudioJack 2.5мм
  • 3846 — 4 пиновый кабель
  • 3728 — Держатель лямбда зонда на выхлопной трубе
  • 3838 — Болт заглушка с бочонком для «заваривания» в трубу под лямбду в нештатное место
  • 3729 — HBX-1 Дополнительная защита лямбды при работе свыше 900 градусов
  • 3828 — 550см удлинитель датчика кислорода
  • 3764 — тоже что и 3838
  • 3737 — Датчик BOSCH LSU 4.2 — OEM 0258007351
  • 3840 — 4 пиновый кабель с DB-9 разъемом, ComPort-RS232
  • 3810 — 240см удлинитель датчика кислорода
  • 3843 — 90см удлинитель датчика кислорода
  • GREY
  • Сейчас на сайте
  • Новичок
Читайте так же:
Какое синтетическое масло лучше для двигателя?

Выход "V out" и есть напряжение, которому по таблице соответствия найдем AFR и лямбду

Cхема для NTK датчика:

Изменения:
* исчезли R21 и R22, так как они не нужны (калибровочный резистор подключается в другое место)
* изменены номиналы резисторов R28=62 Om (было 100), R29=R30=22k (было 33.2k), R20=R10=200k (было 100k).
* теперь калибровочный резистор подключается параллельно R28.

CalR на печатке — это разъем типа джамера (нужен для проверки работоспособности).
Выводы резистора R4 поверх линейного регулятора LM317.
HOT+ подключить к HOT+, а HOT- подключить к HOT-.
Светодиод LED вывести на переднюю панель и не заводить двигатель до тех пор, пока он не загорится (в смысле светодиод, а не двигатель=).

Проверка контроллера для NTK датчика

Проверка по шагам:
Для проверки нужен цифровой мультиметр.
1. Не подключать +12 В к схеме управления нагревателем.
2. Не подключать датчик.
3. Убедиться, что R28=100 Ом (99. 101).
4. Подать питание только на плату контроллера.
5. Измерить напряжение на оптопаре между ногами 1 и 2. Должно быть 0 вольт.
— Если это не так, то скорее всего подано еще +12 вольт на схему управления
нагревателем или же он неисправен (небольшой каламбур — буржуи писали).
Соединить минусовой провод вольтметра на землю контроллера.
6. Напряжение на микросхеме U5 нога 1 должно быть 8 вольт (7,6 В . 8,4 В).
— Если нет: проверь R19, D9, C8 и C5. Возможно U5 дохлая.
7. Напряжение на микросхеме U4 нога 1 должно быть 4 вольт (3,8 В . 4,2 В).
— Если нет: проверь U4, C6, R12, R13.
8. Напряжение в точке Vs/Ip должно быть таким же как и в пункте 7.
— Если нет: проверь R37 и С11.
9. Напряжение на D11 (1 или 3 нога) должно быть 2,5В (2,45 В . 2,55 В).
— Если нет: проверь D11 и R23.
10. Напряжение на U4 нога 8 должно быть 2,5В (2,45 В . 2,55 В).
Напряжения на ногах 9 и 10 микрухи U4 должны быть близки друг к другу и около 3,6В.
— Если нет: проверь R29, R30, R20 и R10.
11. Напряжение на U4 нога 7 должно быть 2,5В (2,45 В . 2,55 В).
— Если нет: проверить джампер CalR, R10, R15, R21 и R22.
12. Напряжение на U3 нога 5 должно быть 7,9 . 8,0 Вольт.
— Если нет: проверить ISO1 (оптопара), R38 и C12.
13. Напряжение на U3 нога 4 должно быть

0 вольт.
— Если нет: проверить ISO1 (оптопара), U3, R38 и C12.
Теперь подключить минусовой вывод вольтметра к точке Vs/Ip
14. Напряжение на U4 нога 14 должно быть 0.45В (0.441 В . 0.459 В).
— Если нет: на D8 нога 2 должно быть 1.235 В (1.21 В . 1.26 В).
— Если и это не так, то проверяем R11, R14, R36, D8.
15. Напряжение на U4 нога 14 должно быть 2,75В.
Столько же на U3 нога 6 и нога 13.
16. Напряжение на U3 нога 12 должно быть -4 В.
17. Напряжение в точке Vs должно быть 2 В (1.9 В . 2.1 В).
— Если нет: проверь R31, R32 и R35.
18. Напряжение на U2 нога 1 должно быть 2 В (1.9 В . 2.1 В).
— Если нет: проверь U2.
19. Напряжение на U2 нога 8 должно быть 2,7 В.
— Если нет: проверь R18, C10, R33 и R34.
20. Напряжение на U2 нога 5 и нога 9 должно быть 0.45 В (0.441 . 0.459 В).
— Если нет: проверь R18.
21. Напряжение на U2 нога 7 должно быть -3,4В.
— Если нет: проверь U2, R24, R33, R34, C7 и R17.
22. Напряжение на U3 нога 9 должно быть 0 вольт.
— Если нет: проверь R25, U3, D6 и D7.
23. Напряжение на Q4 нога 3 (коллектор) должно быть -3,5В.
— Если нет: проверь D10, R27 и Q4.
24. Напряжение в точке Ip должно быть около 0 Вольт (+/-0.1В)
— Если нет: проверь D6, D7, R26, R27, Q3, Q4 и R28.
Имитируем сигнал разрешения работы контроллеру со схемы управления нагревателем замкнув 3ю и 4ю ноги оптопары (или конденсатор С12).
Теперь подключить минус вольтметра обратно на землю контроллера.
25. Напряжение на U3 нога 5 должно быть меньше 0.1 Вольта.
— Если нет: проверь ISO1, C12 и R38.
Теперь еще раз подключить минусовой вывод вольтметра к точке Vs/Ip
26. Напряжение на U2 нога 13 должно быть 0.9 . 1.2 Вольта.
— Если нет: проверь R39 и R40.
Отключить питание и подключить (подпаять) выключатель между U4 нога 14 и U2 нога 3. Замыкание выключателя приводит к началу медленного изменения напрежений, а размыкание — к быстрому сбросу до первоначальных значений.
27. Разомкнуть выключатель.
28. Дать +12 Вольт на контроллер.
29. Замкнуть выключатель.
30. Напряжение на U2 нога 1 должно быть 0.45 В (0.441 . 0.459 В).
31. Напряжение на U3 нога 1 должно быть около 4 Вольт.
— Если нет: проверь R16, С13 и U3.
32. Разомкнуть выключатель.
33. Напряжение на U2 нога 8 должно быть около 2,7 Вольт.
34. Продолжая замерять напряжение на U2 нога 8 замкнуть выключатель. Напряжение должно медленно падать. Где-то через 2 минуты должно достичь -3,4 Вольта.
— Если нет: проверь C10, R18, R34 и U2.
35. Разомкнуть выключатель.
36. Напряжение в точке Ip должно быть около 0 Вольт.
Замкнуть выключатель. Напряжение должно упасть до около -2,7 Вольта и медленно расти до 2,4 Вольта.
Следующий тест проверяет ток ячейки и схему выходного напряжения. Нужен резистор 220 Ом 1 Ватт.
37. Разомкнуть выключатель.
38. Установить джампер на разъем CalR.
39. Подключить вышеупомянутый резистор между Ip и Ip/Vs. Подключить минус вольтметра к земле контроллера.
40. На выходе контроллера (точка Vout) должно быть 2,5 Вольта.
41. Замкнуть выключатель.
42. Напряжение резко упадет. После некоторой паузы будет медленно расти.
Пройдет около 1 минуты и 15 секунд прежде чем напряжение достигнет максимума.
Для резистора 220 Ом начальное напряжение около 1,5 Вольта, а конечное около 3,7 Вольта.
Отключить вольтметр. Снять джампер с разъема CalR. Отпаять выключатель. Разомкнуть контакты 3 и 4 оптопары ISO1.
Обязательно поставить по цепи +12 вольт предохранитель (на 3 ампера пойдет).

Читайте так же:
Какой срок регистрации по месту жительства?

Теперь контроллер для датчика NTK готов к использованию (осталось только убедиться, что схема управления нагревателем работает).
Работоспособность проверяется без подключенного датчика. После 5-6 секунд после включения светодиод должен загореться.
С датчиком он загорится через более длительное время (до 1 минуты).

Чтобы переделать контроллер под LSU необходимо:
1. Заменить резистор R28 на 62 Ом (желательно 61.9).
2. Заменить резисторы R10 и R20 на 200k (желательно очень близкие по значению).
3. То же и для резисторов R29 и R30. Меняем на 22k.
4. Я еще поменял конденсатор С10 с 1мкф на 0.33мкф.
Теперь датчик LSU подключается к точкам Ip, Ip/Vs, Vs, RCal (не путать с джампер CalR. ), HT+, HT-.
Самое главное — проверка. После подключения датчика и питания +12 В (с компа не подойдет — маловато) и когда загорится светодиод напряжение на выходе контроллера (на чистом воздухе без паров бензина, газа и т.п.) должно быть около 4 Вольт (3,98 . 4,02).
4 вольта будет при условии, что на 10й ноге U4 2,5 Вольта. Главное не 4 Вольта (может быть и 4,07 В/2,57 В), а разница между ними в 1,5 Вольта.

По показаниям такая штука получилась:

где-то до 2000 об/мин врет (позже проанализирую и компенсирую), но когда выходим за 2000 об/мин (2500 и выше) показывает точно как газоанализатор, но намного быстрее. Да, кстати. Табличка стандартная:

AFR Vout
10,08 1,400
10,23 1,450
10,38 1,500
10,53 1,550
10,69 1,600
10,86 1,650
11,03 1,700
11,20 1,750
11,38 1,800
11,57 1,850
11,76 1,900
11,96 1,950
12,17 2,000
12,38 2,050
12,60 2,100
12,83 2,150
13,07 2,200
13,31 2,250
13,57 2,300
13,84 2,350
14,11 2,400
14,40 2,450
14,70 2,500
15,25 2,550
15,84 2,600
16,48 2,650
17,18 2,700
17,93 2,750
18,76 2,800
19,66 2,850
20,66 2,900

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как подключить XP Pen?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector