Зачем нужен устный экзамен по русскому в 9 классе и какая от него польза. Объясняют учителя
Зачем нужен устный экзамен по русскому в 9 классе и какая от него польза. Объясняют учителя
С 2019 года у девятиклассников появится ещё один экзамен. Чтобы получить допуск к ГИА по русскому языку, им придётся проходить устное собеседование. Татьяна Волошко узнала у учителей, что это за собеседование, зачем оно нужно и как к нему готовиться.
За 15 минут (именно столько времени даётся каждому) девятиклассники должны будут прочитать текст, пересказать его, порассуждать на тему текста и ответить на вопросы экзаменатора. На подготовку дадут примерно одну минуту, а оценят в форме зачёт/незачёт.
По задумкам разработчиков, собеседование поможет оценить умение школьников вести диалог, пересказывать текст и рассуждать на заданную тему. Учителя-словесники рассказали, как они относятся к новому экзамену.
«Устное собеседование — это формальная ретушь»
Александр Закуренко,
руководитель кафедры историко-филологического профиля, школа № 2086
Система ЕГЭ по-прежнему порочна, потому что не очень понятно, что она проверяет. Письменная часть (знание орфографии, пунктуации и так далее) даёт какую-то базу: знает человек правило — значит хоть что-то понимает в языке. А всё, что касалось вербальной части (раньше это называлось риторикой), выпадало. И это действительно серьёзная проблема. Школьники плохо говорят, не умеют аргументировать и доказывать свои мысли. Как это можно исправить?
Есть вариант включить вербальную часть в саму гуманитарную предметность — но это сложный путь. А есть более простой путь, которым обычно идёт Министерство образования: ввести ещё один экзамен, на который будут натаскивать. Мне кажется, сейчас выбран именно такой простой путь для решения проблемы «неумения говорить».
А ещё всегда говорили, что ЕГЭ обезличивает. В устной части появляется человек, которого можно услышать, и его индивидуальная оценка. Правда, пока не знаю, как всё это будет технически выглядеть, демонстрационных вариантов я не видел.
Настроение учителей по этому поводу однозначно отрицательное. Потому что дополнительный экзамен — это дополнительная нагрузка, часто бессмысленная. Учителей будут собирать и отправлять на сдачу. Сейчас всё проверяется на учителях. Потом будут собираться экспертные группы и много чего ещё.
Но решит ли это собеседование проблему?
Конечно, не решит. Точно так же, как ЕГЭ не решает проблемы понимания литературы, а выпускное сочинение — умения писать тексты. Этому нужно учить долго, постоянно, внутри предметов. Но тогда пришлось бы говорить о содержании образования. А так проще — формальная ретушь и «всё лучше и лучше в наших школах».
«Подготовка к экзамену не должна превращаться в зазубривание текстов»
Юлия Игумнова,
учитель русского языка и литературы, школа № 192
Введение устной части в ОГЭ по русскому языку соответствует мировым трендам: отказ от контроля предметного содержания в пользу проверки умения мыслить и работать с информацией. Думаю, что это такая попытка создать критерии для оценивания метапредметных результатов освоения программы. А их всё-таки трудно оценить с помощью количественных показателей — попробуйте измерить способность школьника к рефлексии!
Разработчики хотят проверить, развито ли у выпускников умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей» (да, это цитата из ФГОС). Задача сложная? Безусловно. Поэтому преподавательское сообщество должно активно обсуждать конкретные критерии оценивания ответов учеников.
Кроме того, новые формы контроля всегда ведут к изменениям в работе учителя. Как подготовить школьников к такому экзамену? Натаскать или пересмотреть программу с 5 класса? Мне бы не хотелось, чтобы устная часть превращалась в зазубривание текстов (как в английском языке topics). А умение говорить грамотно и по делу в любой ситуации должно формироваться с 1 класса и до выпускного, причём это зона ответственности всех учителей, а не только словесников. И думаю, если на всех уроках ребёнок учится отвечать, спрашивать, обсуждать, доказывать, спорить, то у него не будет проблем с построением высказывания и на экзамене.
«Больше всего вопросов к критериям оценки»
Анна Банник,
учитель русского языка школы № 1553 имени В. И. Вернадского
К устной части ОГЭ по русскому я отношусь неоднозначно. Боюсь, что мы упрёмся в традиционное «ожидание — реальность». Идея проверить, как школьники могут выстраивать грамотную и связную речь, мне нравится, но реализация вызывает вопросы.
Действительно, устный экзамен мог бы быть полезен. Особенно в регионах, где русский далеко не всегда первый и родной язык. Правда, по словам главы Российской академии образования Людмилы Вербицкой, на экзамене будут проверять, насколько ребёнок умеет грамотно говорить на русском. Увы, но эта формулировка слишком расплывчата, притом что она стала ответом на вопрос об оценке стилистики высказывания и возможности проявить индивидуальность в ответе.
А среди тем предложили такие: «Расскажите о своей семье» или «Какую книгу вы сейчас читаете?». Мне кажется, что ответы на эти вопросы не могут определить качество устной речи. Но больше всего вопросов к критериям оценки. Они и в письменной части спорные, но тут без субъективности обойтись будет сложно. Хотя именно максимальная беспристрастность и стандартизированность считаются основными преимуществами.
«Минус этого экзамена в технической части»
Кристина Калинина,
учитель русского языка и литературы, гимназия № 1306
У собеседования, определённо, есть плюсы. Так мы можем проверить не только знания учеников, но и их умение грамотно строить свою речь, соблюдая орфоэпические нормы, быстро решать коммуникативные задачи и читать текст с правильной интонацией и логическими ударениями.
Но если рассматривать устное собеседование как часть выпускного экзамена в 9 классе, минусы тоже есть — в основном технические. Записывать устный ответ студента на компьютер через аудиогарнитуру с микрофоном (как на устной части экзамена по иностранным языкам) очень долго и трудоёмко.
5) Демонстрационный вариант итогового собеседования 2021
Сроки проверки — не более 5 календарных дней.
Продолжительность экзамена — не более 16 минут.
Количество заданий — 4.
Задание №1 — чтение вслух.
Задание №2 — подробный пересказ текста.
Задание №3 — монолог.
Задание №4 — диалог.
Время на подготовку к каждому заданию — 1-2 минуты.
Руководитель команды разработчиков заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку Ирина Петровна Цыбулько рассказала о том, как будет проводиться первый экзамен за курс 9 классов — итоговое собеседование ( смотреть видео ).
Какие плюсы в формате проведения ИС можно отметить?
1. Экзамен проводится в своей школе, а "домашние" экзамены всегда вызывают меньше страхов и стрессов.
2. Итоговое собеседование длится не более 15 минут, так что испытание очень короткое по времени.
3. За итоговое собечедование не ставятся оценки — действует система "зачёт-незачёт".
4. Критерии оценивания вполне лояльные: надо набрать не менее 10 баллов.
5. В случае осечки или отсутствия по болезни есть целых две попытки пересдачи экзамена. И, кстати, в прошлом году допущены к ОГЭ были все школьники.
Какие трудности в сдаче устного экзамена были выявлены в прошлом году?
1. Формат устного экзамена с видеофиксацией ответов для многих участников оказался трудным из-за волнения и стеснительности некоторых детей.
2. При подготовке участника собеседования к ответам на вопросы есть ограничение по времени — некоторых это нервирует.
3. Самым сложным испытанием оказалось задание №2 — пересказ текста. Дело в том, что при пересказе необходимо отразить все 4 микротемы, имеющиеся в тексте.
4. Сроки проверки 5 календарных дней. Конечно, было бы спокойнее, если бы результаты объявляли бы учащимся в день экзамена.
Как получить зачет за итоговое собеседование?
Текст: Наталья Лебедева/РГ
В 11-м классе выпускники пишут обязательное итоговое сочинение, а в 9-м классе в этом году ввели итоговое устное собеседование. И если в этом году испытание пройдет в тестовом режиме, то уже со следующего года зачет за собеседование станет допуском к ОГЭ — выпускному экзамену для девятиклассников.
Идея вроде бы здравая — проверить, насколько грамотно наши школьники умеют строить свои мысли и выражать их вслух. Но как любое нововведение, вызывает много вопросов и сомнений. Больше других озадачены учителя русского языка и литературы, которым придется не только готовить детей к новому испытанию, но и самим пройти обучение, чтобы стать экспертом по оценке речевой деятельности ученика. Родителей успокаивает тот факт, что оцениваться собеседование будет по принципу «зачет-незачет», так что по идее даже троечник имеет все шансы получить доступ к ОГЭ. А что же сами ученики — готовы ли они к устному диалогу с учителем?
О том, как правильно подготовиться к устному собеседованию, рассказал кандидат филологических наук, автор учебников и учебных пособий по русскому языку Андрей Нарушевич.
Андрей Георгиевич, давайте начнем с первого задания — чтение текста вслух. Вроде для девятиклассника должно быть несложно…
Андрей Нарушевич: Это обычное выразительное чтение вслух, когда учащийся может передать интонацию вопроса, утверждения, восклицания и когда в звучащем тексте ясен смысл. Ребятам будет предложен небольшой публицистический текст, до 200 слов. Это будут тексты о великих людях России, и читать их нужно так, чтобы показать значимость деятельности того или иного человека, писателя, художника, ученого, полководца… Обратите внимание, в тексте могут быть сложные для озвучивания элементы. Например числительные, которые нужно уметь правильно склонять. Или слова, которые сложны с точки зрения постановки ударения. Но на самом деле их немного, около 60, и полный список можно посмотреть в словнике, который ФИПИ предлагает для 11-го класса.
Еще один важный аспект — это темп, который должен соответствовать коммуникативной задаче.
Не нужно спешить, потому что спешка и волнение мешают выразительности. Но и слишком медленно складывать слова в предложения тоже не стоит. Поэтому предпочтителен средний темп — примерно 120 слов в минуту. И я не советую ученикам спешить во время подготовки к первому заданию, за отведенные две минуты можно успеть прочитать текст дважды и подумать о соответствии и интонации.
Второе задание: пересказать прочитанный текст, правда, есть подвох — вставить высказывание известного человека о главном герое текста в наиболее подходящее место. Как лучше выполнять это задание?
Андрей Нарушевич: Во время пересказа необходимо подумать, из каких частей, микротем, состоит текст и в какую из них я должен включить предложенное разработчиками высказывание. Эксперт будет оценивать сохранение всех микротем и логичность включения высказывания.
Отдельный элемент оценки — правильность включения цитаты. Это прямая речь или косвенная, были ли использованы водные слова. Какие именно конструкции стоит использовать при цитировании, об этом ученикам должен рассказать учитель.
Наверное, самым тяжелым для девятиклассников окажется третье задание, в котором им предстоит выступить в качестве оратора.
Андрей Нарушевич: Третье задание — это монолог. Ученик может выбрать одну из трех предложенных тем и соответствующий ей тип речи: описание (когда нужно описать фотографии или человека на фотографии), повествование (рассказ на основании жизненного опыта) и рассуждение. Советую выбирать тот тип речи, который близок самому ученику, а также тему, которая ему наиболее интересна. Это поможет ему сделать связанное высказывание.
Наш опыт показывает, что на первый взгляд такая простая форма, как описание, оказалась для учеников самой сложной.
Потому что от школьника требуют построить описание, исходя из темы, заданной на карточке. Например, увлечение, праздник… А ученики часто просто констатируют разрозненные факты: трава зеленая, крыша черепичная, а забор высокий… Хотя задача стоит иная — построить описание определенной направленности по заданной теме. Поэтому когда мы описываем женщину с мольбертом, сидящую на лоне природы, исходим из того, что тема описания — увлечение, а конкретнее, увлечение живописью. И описание строится так: чем увлечена женщина, почему она находится здесь и так далее…
Также и при повествовании, и при рассуждении ребята обязаны держать тему. И, если ученик выбрал рассуждение, то он должен помнить, что в конце он обязан дать четкий ответ на поставленный вопрос.
И я бы посоветовал девятиклассникам обратить внимание на вопросы, которые есть в каждой карточке. Ответы на них могут стать своеобразным планом ответа.
А в чем сложность диалога с экзаменатором?
Андрей Нарушевич: Диалог будет обязательно связан с темой монолога. На карточке, которая будет в руках у учителя, предложены три вопроса по теме, над которой ученик работал в третьем задании. Но экзаменатор может задать и свои вопросы. Все-таки диалог — это живое общение, и мы понимаем, что следующий вопрос, как правило, связан с ответом на предыдущий вопрос. И задача экзаменатора помочь ученику выстроить этот диалог.
Главное, что должен запомнить ученик, — ответы на вопросы не должны быть односложными. «Да», «Нет», «Не знаю» — за такие ответы он получит 0 баллов.
А как сделать ответ развернутым? Обратиться к причине: Да, я общаюсь в социальных сетях, потому что… Потому что сегодня трудно представить человека, который бы…
Пожалуй, это самый простой способ сделать свой ответ развернутым. Дальше надо только выстроить систему аргументации — почему я так ответил на данный вопрос.
Еще один момент. Дети часто бывают слишком категоричны в своих высказываниях. Поэтому мой совет — смягчайте категоричность и в диалоге, и в монологе с помощью вводных слов: мне кажется, как мне представляется… Это категория вежливости, о которой тоже не следует забывать.
К чему готовиться ученикам, стало понятнее, а нужна ли особая подготовка учителям?
Андрей Нарушевич: Все учителя, которые будут принимать собеседование, должны пройти обучение. С критериями оценки проблем возникнуть не должно, потому что систему постарались максимально упростить: за каждый раздел можно поставить 1 или 0 баллов. Если же спорная ситуация все-таки возникнет, то собирается специальная комиссия, которая прослушивает запись ответа (все ответы учеников записываются) и решает, как оценить ответ.
Насколько требования, которые предъявляются к ученикам, соответствуют школьной программе? Хватит ли им полученных на уроках знаний или понадобится дополнительная подготовка?
Андрей Нарушевич: В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано овладение различными видами чтения, в том числе и выразительным. В современных учебниках подробно рассказывается, что такое интонация и как ее можно использовать в разных синтаксических конструкциях. Что такое монолог, описание, повествование, рассуждение, сочинение по картине, — все это должно быть ученику знакомо. Поэтому перед экзаменом все это нужно просто повторить и следовать советам учителя.
Как показывает практика, наибольшую сложность вызывает переключение с одного задания на другое. Вроде бы вид деятельности один — говорение, но ученикам сложно сначала прочитать, пересказать, а потом сразу же построить монолог. Да и 15 минут, отведенных на экзамен, часто не хватает. Не все успевают за это время выполнить все задания. Три минуты на монолог — для многих вписаться в эти жесткие временные рамки очень непросто.
Как выглядит процедура?
Собеседование состоит из четырех заданий и займет около 15 минут.
- Первое : чтение текста вслух;
- Второе : пересказ текста из первого задания. Плюс, во втором задании дана цитата выдающегося деятеля. В пересказ нужно уместно ее вплести;
- Третье : монолог на одну из предложенных тем;
- Четвертое : диалог с экзаменатором-собеседником, продолжающий тему монолога.
Собеседование принимала учительница русского языка Татьяна Пименова. Оценивала она мой устный русский язык по 19-ти параметрам, каждый критерий «стоит» один балл. В общем-то, для зачета нужно набрать 10 баллов и больше.
Тексты для чтения и пересказа посвящены выдающимся людям России. Мне достался – о русском биологе, лауреате Нобелевской премии Илье Мечникове.
Татьяна оценивала интонацию и темп чтения (кстати, в помощь в некоторых словах было проставлено ударение, например в слове «простоквАша»). Процедура напомнила недавно прошедший «Тотальный диктант», только теперь у меня была роль «диктатора», а не пишущего.
Первое задание далось легко – вряд ли старшеклассники испытают большие проблемы с чтением.
Самым сложным мне показался пересказ текста. Да и для школьников, которые пересказами обычно занимаются в начальной школе, после многолетнего перерыва может быть трудно осмыслить текст и ясно выразить его. На подготовку дали минуту, разрешили сделать пометки на черновике, чтобы выделить ключевые моменты. У меня цитата была о значении самоотверженности для ученого.
К слову, чтобы ученик поменьше волновался, его и экзаменатора сажают не друг против друга, а немножко под углом.
В третьем задании мне предложили три темы на выбор в разных жанрах:
1. Описание. (описать фотографию);
2. Повествование. В моем случае нужно было рассказать о своем самом любимом месте в природе;
3. Рассуждение. Мне попался вопрос про спорт – должен ли каждый человек заниматься спортом?
Фото: ТАСС/Юрий Машков
Я выбрал последний вариант. В течение нескольких минут я рассуждал о различиях профессионального спорта и фитнеса, в том числе приводил примеры из собственной жизни, описывая подготовку к московскому марафону–2017. Я и не заметил, как Татьяна перешла к четвертому заданию, начав задавать мне вопросы. Мы стали обсуждать, какие качества воспитывает спорт, кого в принципе можно считать спортивным человеком и многое другое. Собственно, эта часть собеседования мне показалась самой интересной.
В итоговом протоколе, который я получил на руки, стояла отметка «зачет». Для учителей нынешняя апробация была важна не меньше, чем для учеников. Уже на выходе из класса Татьяна спросила у меня: «Как вы думаете, школьникам будет тяжело сдавать?»
Если честно, мне правда было непросто сдать пересказ. Но думаю, что в школе будут готовиться к этим заданиям, поэтому для учеников особых проблем возникнуть не должно.
Протокол итогового собеседования по русскому языку. Фото: портал Москва 24/Иван Носатов
Как отметила Людмила Дудова, по закону, в России дети с ОВЗ имеют возможность и в девятом, и в одиннадцатом классах выбрать форму экзамена. «Если захотят сдать обычную форму собеседования, по закону есть возможность удлинить им процедуру вдвое. В любом случае, у них есть форма, которая рассчитана именно на выполнение заданий для детей с ОВЗ», – сказала эксперт.