Развал-схождение»: как часто его нужно делать и почему
«Развал-схождение»: как часто его нужно делать и почему?
Вообще правильно операция по регулировке «развала-схождения» называется «регулировкой углов установки колес». Развал – это угол установки колес в вертикальной плоскости, то есть, в плоскости, перпендикулярной дороге. «Колеса домиком» или «вразвалочку» – этот как раз про развал. Схождение характеризует угол установки колес в горизонтальной плоскости. Другими словами, это угол между плоскостью вращения колеса и направлением движения. Помимо этого существуют и подлежат регулировке и другие углы. Например, кастор – угол наклона оси поворота управляемых колес.
С вопросами по поводу регулировки углов установки колес нам помогали специалисты СТО «Индивидуал Авто Плюс».
В процессе эксплуатации автомобиля углы сбиваются. Это происходит неминуемо из-за износа сайлентблоков рычагов. Их резина трескается, изнашивается, стирается: появляется свободный ход в соединениях. На уровне все подвески происходит небольшая, но все-таки деформация. В результате некоторые углы установки колес меняются.
Также углы установки колес меняются из-за сильных ударов и повреждений подвески. Может погнуться амортизаторная стойка, что нарушит углы на подвеске типа МакФерсон. Может погнуться задняя балка или износиться подшипники, на которых она закреплена (владельцы французских авто знают, о чем речь).
Если углы установки колес сбились, то их можно восстановить штатными способами. Да, есть подвески, конструкция которых вообще не подразумевает регулировки углов: те же любимые в народе за «неубиваемость» задние подвески с H- или П-образными балками. Если там что-то случилось развалом или схождением, то выставлять углы придется не гаечным ключом, а гидравлическим инструментом.
Обычно же в передних подвесках регулируется развал, а сзади – и развал, и схождение. Бывает и наоборот, бывают и шасси с полностью регулируемыми по углам подвесками.
Если что-то не так
Однозначно записаться на стенд сход-развала нужно при появлении характерных симптомов, указывающих на возможное нарушение углов установки колес. В первую очередь это увод автомобиля от прямолинейной траектории — не заметить его невозможно. Также побеспокоиться следует при обнаружении неравномерного износа протектора шин, «рыскания» автомобиля (особенно на неровной дороге).
Если тревожных знаков нет, уточните у мастера дилерского техцентра: предусмотрена ли регламентом процедура проверки? Как мы уже отмечали, специалисты рекомендуют проводить ее раз в полгода. Увы, после регулировки нельзя быть уверенным, что следующие шесть месяцев столкнуться с ней не придется. Достаточно заметить, что гарантия на эту процедуру составляет всего 14 дней! В реальности углы могут быть нарушены после первой же глубокой ямы, встретившейся на пути.
Перед регулировкой развала-схождения в обязательном порядке проводят диагностику подвески и проверяют давление в шинах.
Кстати, выставить необходимые углы иногда невозможно в принципе — разумеется, речь об автомобилях с нарушенной после аварии геометрией кузова. Так что если на приглянувшемся вам бэушном экземпляре наблюдаются одни из перечисленных выше причин нарушения углов, вовсе не факт, что дело обойдется посещением стенда.
Развал-схождение. Что? Зачем? Когда?
Развал-схождение. Казалось бы, услуга, которой пользуется каждый владелец автомобиля хотя бы раз за время его эксплуатации. Тем не менее, многие не до конца понимают, что это и зачем. Мы специально для наших читателей составили список проблем, при которых нужно делать эту «процедуру».
Но перед этим все-таки немного обратимся к теории, чтобы ответить на вопрос «Что это?». Знатоки могут просто пролистать теоретическую часть.
Развал
Схождение
Схождение — угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Очень часто говорят о суммарном схождении двух колёс на одной оси. В некоторых автомобилях можно регулировать схождение как передних колёс, так и задних. Схождение измеряют в градусах/минутах, и в миллиметрах. Схождение в миллиметрах — это расстояние между задними кромками колёс, минус расстояние между передними кромками колёс(в справочниках обычно приводятся данные по штатным колёсам, при произвольном диаметре колеса необходим пересчёт). Это определение верно только в случае неповреждённых, правильно смонтированных колёс. Именно неправильно отрегулированное схождение является основной (но не единственной) причиной ускоренного износа покрышек.
Одним из первых признаков неправильно установленного схождения является визг покрышек в повороте при небольшой скорости. При схождении в 5 и более мм покрышка полностью сотрётся менее чем за 1000 км. Иногда вместо схождения колёс может требоваться выставить их расхождение (например, на задней оси с независимой подвеской колёс).
Кастор
Кастор или кастер — угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. Продольный наклон обеспечивает самовыравнивание управляемых колёс за счёт скорости автомобиля. Другими словами: автомобиль выходит из поворота сам; руль, который отпущен и обладает свободным ходом, сам возвращается в положение прямолинейного движения (на ровной дороге, с отрегулированными механизмами). Это происходит, естественно, при положительном касторе. Например, кастор позволяет ездить на велосипеде, не держась за руль. На обычных автомобилях кастор имеет положительное значение (например 2,35 градуса у Mitsubishi Outlander XL). Спортсмены устанавливают данное значение на несколько градусов больше, что делает ход автомобиля устойчивее, а также повышается стремление авто к прямолинейному движению. И наоборот, на цирковых велосипедах или на погрузчиках кастор часто равняется нулю, так как скорость перемещения сравнительно невелика, но при этом есть возможность повернуть по меньшему радиусу. Но автомобиль создается для большей скорости, поэтому требует лучшей управляемости.
Определенный круг автолюбителей, бывает, специально устанавливает себе нестандартный угол развала, схождения, кастора. Например, любители дрифта или ценители быстрой агрессивной езды. В определенных ситуациях это идет только на пользу, но шины при этом страдают в первую очередь.
Это был краткий обзор основных понятий в данной услуге. Теперь перейдем к вопросу, более интересному любому автовладельцу – “Зачем?”. Более того, вы ознакомитесь со списком ситуаций, при которых необходимо выполнять развал-схождение.
Зачем?
Самые частые причины, по которым автомобилисты приезжают делать сход-развал — это плохая управляемость или увод автомобиля в сторону, а также повышенный износ покрышек.
Однако, проверить и отрегулировать сход-развал следует и на новом автомобиле. Завод-изготовитель выставляет средние параметры с расчетом на то, что дилер перед продажей подготовит автомобиль и сделает необходимую доводку. Но, как показывает практика, продавцы в большинстве своем этот момент опускают.
Производители же рекомендуют осуществлять эту процедуру каждые 15-20 тысяч километров, то есть приблизительно пару раз в год. Чтобы не тратить деньги попусту, следует регулировать сход-развал после сезонной смены покрышек.
Итак, сход-развал нужно делать при плохой управляемости автомобиля, повышенном износе резины, после некоторых ремонтных работ, связанных с подвеской, а также после каждой перебортовки колес или установке новой резины
После тщательного анализа наши мастера составили список всевозможных ситуаций, при которых (либо после которых) желательно провести развал-схождение.
После ремонта ходовой части:
— замены наконечников рулевых тяг;
— замены шаровых опор;
— замены маятникового рычага;
— замены рулевого редуктора или рулевой рейки;
— замены рычагов подвески;
— замены сайлент-блоков;
— замены пружин (обязательно: повторная проверка после 3-5 тыс. км пробега);
— замены стоек или амортизаторов на другой тип (т.к. при переходе с масляных на газовые и наоборот, происходит изменение клиренса автомобиля, что влечет за собой изменение углов установки колес).
После проведения работ по изменению клиренса (дорожного просвета) автомобиля:
— установки проставок («домиков») или утолщенных резинок под пружины подвески;
— установки более коротких или более высоких пружин подвески (обязательно: повторная проверка после 3-5 тыс. км пробега).
Если машину уводит вправо или влево, и руль изменил свое положение при движении по прямой.
Автомобиль плохо держит дорогу („плавает“) или кидает в сторону при попадании в ямы и особенно в колею (часто бывает на МКАД).
Автомобиль «тормозит» в управлении. Реакции на движения рулем запоздалые. Руль тугой.
При торможении автомобиль уводит (тянет) в сторону или стремится развернуться на скользкой дороге (сначала — диагностика тормозной системы).
При жестком наезде на препятствие, сопровождающимся деформацией дисков, пробоем подвески до упоров (даже если не присутствует явных признаков перечисленных выше, нужно провериться на стенде).
Если у вас разный радиус разворота влево и в право и вы хотите выровнять его (иногда это сопровождается задеванием колес за арки при вывернутом руле до упора).
Плохой возврат руля при выходе из поворота (нарушен кастор).
После обкатки нового автомобиля или если вы недавно купили подержанный автомобиль.
После замены зимней резины на летнюю (зимой попадаете в ямы — углы уходят, резину не «жрет» — скользко, наступает весна и резину начинает «подъедать»).
После установки новой резины, особенно если автомобиль уводит в сторону.
Причины увода автомобиля от прямолинейного движения:
— нарушен сход-развал (развал-схождение);
— разное давление в колесах (более чем на 0,5 атм.);
— разный рисунок и ширина протектора в правых и левых колесах;
— неравномерный износ покрышек колес;
— подклинивание тормозных колодок или троса ручного тормоза;
— деформация деталей подвески или элементов кузова (деформация лонжеронов, поперечной балки или подрамника);
— неисправные ШРУСы (редко, но бывает);
— неисправен гидроусилитель руля (не работает один клапан).
Вы обнаружили, что пора делать развал-схождение? Желательно в такой ситуации не медлить и сразу ехать к профессионалам. Наши мастера всегда готовы провести тщательную диагностику ходовой вашего автомобиля и выполнить сход-развал.
Как часто нужно делать развал-схождение?
Помимо признаков неисправности, есть список рекомендаций, в каких ситуациях нужно обращаться в сервис. К ним относятся:
- ДТП даже с незначительным повреждением ходовой части.
- Наезд на препятствие с сильным ударом по колесу или ходовой.
- Ремонт или замена деталей подвески и автошин.
Под ремонтом подвески подразумеваются все мероприятия, влияющие на ее геометрию. Например, замену или ремонт:
- Шаровых опор.
- Сайлентблоков.
- Рулевых наконечников.
- Рычагов подвески.
Помимо признаков неисправности и потенциально опасных для подвески ситуаций, есть и общая рекомендация. Желательно проверять развал-схождение не реже 1 раза в 30 тыс. км пробега. При отсутствии настораживающих факторов этого достаточно, чтобы подвеска авто работала исправно.
Разновидности оборудования
Для проведения настройки развала-схождения следует обращаться в автосервис. В распоряжении мастеров есть специальные стенды, которые позволяют им обнаружить незаметные глазу зазоры и выполнить необходимые манипуляции по корректировке.
Стенды регулировки развала-схождения представляют собой специальные станки, основная задача которых – определение угла наклона автомобильных колес и его выставление в случае их неправильного положения.
По принципу работы аппараты делят на несколько видов:
- Оптические. Самые первые агрегаты для регулировки РС. Процесс исследования на них занимает много времени, при этом возможны погрешности.
- Лазерные. Разновидность оптического оборудования. Производят измерения углов с помощью лазерного луча.
- Компьютерные. Современное высокоточное оборудование, сбором и обработкой информации в котором занимаются электронно-вычислительные устройства. Стенды 3D составляют трехмерную проекцию транспортного средства. Они помогают выполнять работы по диагностике и регулировке максимально точно и быстро.
Оптический стенд
В оптическом стенде для измерений используются световые лучи. Они исходят из специальных трубок, размещенных на ободьях колес. Во время измерений световой пучок проецируется на экран с линейной и угловой шкалами. Снятые показания специалисты сравнивают с нормативами.
Подобное оборудование считается устаревшим. Среди его преимуществ – долговечность и неприхотливость в обслуживании. Однако на современных СТО оно не встречается.
Лазерное оборудование
По принципу работы такие стенды схожи с оптическими агрегатами. Однако в качестве источника измерения выступает направленный лазерный луч.
Работа системы организована просто:
- на автомобиль на одинаковом расстоянии друг от друга и по отношению к шкалам измерения устанавливаются лазерные излучатели;
- на шины монтируются зеркала (параллельно плоскости вращения), напротив которых устанавливаются измерительные шкалы;
- лазерные лучи калибруются так, чтобы линия их прохождения шла параллельно колесной плоскости;
- луч, отраженный от зеркал, должен вернуться в исходную точку (это и есть нулевое деление шкалы);
- при отклонениях он упадет выше или ниже, что покажет величину погрешности.
Стенды отличаются точностью измерений и позволяют калибровать одновременно все колеса машины. Однако на одно исследование уходит около часа, поскольку настройка зеркал и лазерных генераторов проводится вручную. Это требует сноровки и опыта специалистов. При выполнении работ некомпетентным механиком возможны погрешности.
Компьютерные комплексы
Стенды на базе электронно-вычислительных машин работают за счет датчиков, которые фиксируются на измерительных головках оборудования. Располагаясь на колесах, датчики с высокой точностью фиксируют свое положение в пространстве и передают эту информацию на компьютер. После ее обработки система выдает графики, отчеты и оценочные диаграммы.
Стенды современных станций технического обслуживания в 90% являются компьютерными. Они могут различаться по дизайну, способу передачи информации и электронике, которая производит измерения.
Для снятия показаний применяются такие типы датчиков:
- проводные, используемые в кордовых стендах;
- инфракрасные, связь которых с компьютерным блоком поддерживается с помощью проводов;
- бесконтактные, использующие дистанционный принцип исследования.
3d-стенды
Аппараты предоставляют подробную информацию о позиционировании колес автомобиля, состоянии его подвески и кузова. Для выполнения измерений в них используют оптические системы. При этом на шинах крепятся мишени с градиентным рисунком, а камеры в боксе фиксируют их позицию и формируют необходимые данные о развале-схождении.
Система технического зрения стендов включает две или четыре видеокамеры, которые обеспечивают быстрый «захват» изображений и их передачу на ПК. На основе поступившей по протоколу TCP/IP информации программа с высокой точностью определяет положение каждой интересующей мишени в пространстве.
Трехмерные стенды упрощают работу мастеров и ускоряют обслуживание в автосервисе. Они работают с передне- , задне- и полноприводными автомобилями, автобусами, грузовым транспортом.
После прохождения стендов автовладельцы получают распечатку, в которой расписаны такие показатели:
- углы развала, схода для передней и задней подвески;
- смещение оси (передней и задней);
- угол движения транспортного средства (повернутость задней оси);
- угол наклона оси поворота каждого из колес (поперечный и продольный).
Для сравнения с измеренными показателями в пояснительном листе указаны их нормальные значения для обследуемой марки авто, а также показатели после регулировки. Первоначально специалист проверяет, находятся ли данные в допустимых диапазонах. Если любой из параметров выходит за пределы нормы, его регулируют посредством специальных узлов, предусмотренных в конструкции подвески.
У каждого из типов стендов свои достоинства и недостатки. Натуральные способы измерений могут дать точные результаты только при участии опытных специалистов. Автоматика помогает делать измерения РС оперативно, что экономит время автовладельцев.
Периодичность регулировки развала/схождения по регламенту
Каждый автовладелец хоть раз в жизни регулировал сход-развал колес своей машины. Оно и понятно, ведь не отрегулированные развал-схождение гарантирует неприятности водителю вплоть до ДТП по причине плохой управляемости.
В техническом руководстве к модели авто, как правило, указывается, через сколько километров пробега рекомендовано провести плановую диагностику показателей развала и схождения. Обычно, рекомендуемый интервал находится в диапазоне от 15 до 30 тыс. км.
Но, конечно же, нет никаких гарантий, что углы не собьются раньше или позже заявленного пробега. Например, обязательно проводить данную процедуру требуется после ремонта рулевого узла и отдельных элементов подвески. Об этом и других, не регламентируемых случаях, поговорим далее.
Другие статьи по теме:
Развал-схождение после замены резины
После смены шин многие водители не делают развал-схождение. Но это будет вовсе не лишним при “переобувке”. Это можно объяснить тем, что многие автолюбители используют разные комплекты летней и зимней резины, в частности стараются ставить на зиму более “высокие” колеса, т.е. которые имеют большую высоту профиля для более комфортной езды по неровным дорогам. Также в большинстве случаев летнюю резину ставят большей ширины и на диски большего диаметра.
Все эти параметры – диаметр диска и его вылет относительно ступицы, ширина и высота профиля резины сильно влияют на характеристики автомобиля, такие как, например, “плечо обката” (расстояние между пятном контакта и осью поворота колеса на дорожном покрытии). Они, в свою очередь, прямо влияют на безопасность вождения.
В этом случае прохождение процедуры “развал-схождения” обязательно. В противном случае могут возникнуть неприятные ощущения на рулевом колесе, сокращается ресурс ступичных подшипников, элементов подвески и рулевого управления, так как на них увеличивается нагрузка. И, естественно, сильно и неравномерно изнашивается сама резина.
Если же у вас комплекты летней и зимней резины размерами не отличаются, что бывает крайне редко, развал — схождение не обязательно делать каждый раз при переобувке. В остальных случаях – данная процедура обязательна, так как поможет вам избежать в дальнейшем непредвиденных денежных трат и сэкономить время на обслуживании автомобиля.