Замена масла в вариаторе CVT: тонкости и нюансы
Замена масла в вариаторе CVT: тонкости и нюансы
На многих современных авто (как на легковых машинах, так и на внедорожниках) все чаще и чаще можно встретить вариатор CVT вместо «классических» гидромеханических АКПП. Дело в том, что вариаторы, прежде всего, обеспечивают улучшенные динамические показатели, более экономичны, а также данная коробка считается самой комфортной.
В этой статье мы рассмотрим, как поменять масло CVT, когда это нужно делать, как выполняется замена масла в вариаторной коробке, а также на что обратить внимание при подборе смазочных жидкостей и т.д.
В вариаторе нужно менять масло?
На вопрос: нужно ли менять масло в вариаторе, ответ однозначный – нужно! Однако некоторые производители утверждают, что нет необходимости менять масло в вариаторе (т.е. он необслуживаемый). В свою очередь, специалисты сервисов утверждают иначе и рекомендуют замену масла при утрате первоначального его внешнего вида и при возникновении ухудшений работы трансмиссии. Если вы ответили себе, что менять масло нужно, то у вас появится следующий вопрос: Как менять масло в вариаторе?
Замена масла в вариаторе может быть полной и частичной.
Заменить масло в вариаторе можно как своими руками (что потребует углубленного изучения вопроса), так и прибегая к помощи сервисных центров. Однако следует учитывать, что существует два способа замены масла в вариаторе, рассмотрим их подробнее.
Как проверить состояние?
Капельная проба. Капните небольшое количество масла со щупа на чистую белую салфетку. Помутнение свидетельствует о большом количестве взвеси продуктов износа пакетов фрикционов, что негативно сказывается на масляных каналах и работе соленоидов. Запах гари говорит о неоднократном перегреве рабочей жидкости, что случается вследствие неисправности системы охлаждения вариатора либо падения давления в системе смазки. Фрикционные диски при снижении давления начинают проскальзывать, перегревая тем самым масло. В зависимости от года выпуска и модели КПП, в вариатор может быть залита жидкость синего, зеленого или красного цвета. Для наглядного сравнения при капельной пробе желательно иметь образец нового масла.
- Счетчик старения трансмиссионной жидкости. В работе электронного блока управления многих, по большей мере современных, вариаторов присутствует математический алгоритм вычисления остаточного ресурса рабочей жидкости. В расчете учитывается общее время работы вариатора, температура масла и режимные нагрузки. Речь об известных многим владельцам Toyota, Nissan, балам, которые отсчитывают срок замены жидкости CVT. К примеру, Тойота рекомендует заменить масло в вариаторе при достижении 210 000 единиц на счетчике старения.
Почему не стоит доверять косвенным признакам?
Описанные выше методы – единственные способы проверки состояния масла. Но цвет, запах, консистенция, а тем более счетчик старения, не позволяют проверить реальные физические свойства трансмиссионной жидкости в вариаторе. Поэтому мы рекомендуем придерживаться следующих правил:
- производить замену масла в вариаторе после покупки б/у автомобиля. Ремонт вариаторных КПП – слишком дорогое удовольствие, чтобы полагаться на слова бывшего владельца и даже чеки об оплате заказ-нарядов по замене жидкости на СТО. Нередки случаи, когда мастера пренебрегают снятием поддона, заменой фильтрующих элементов;
- придерживаться рекомендованных интервалов замены. Не исключено, что вам придется идти наперекор производителю автомобиля. Во многих руководствах по эксплуатации указано, что масло в коробку CVT залито на весь срок службы и не требует замены.
Когда нужно менять?
Специалисты по ремонту вариаторных КПП рекомендуют менять масло каждые 40 тыс. км. Изучив принцип работы и устройство вариатора, вы и сами поймете, почему без регулярной замены масла рассчитывать на долгий срок службы не стоит. В случае тяжелых условий эксплуатации интервалы рекомендовано сократить до 30-35 тыс. км. К негативным факторам относятся:
буксировка прицепа;
- динамическая езда с интенсивными ускорениями и замедлениями;
- длительные простои в жаркое время года. При движении в пробке отсутствует обдув корпуса вариатора, радиатора охлаждения, поэтому значительно повышается риск перегрева;
- движение в условиях пересеченной местности. Пробуксовка ведущих колес – наиболее изнурительный режим работы для коробок CVT;
- езда по пыльным дорогам, в условиях гористой местности.
Трансмиссионная жидкость и фильтра для вариаторных КПП
Для CVT рекомендуем использовать только оригинальную жидкость под брендом завода-изготовителя. Заливать масло стороннего производства можно лишь в том случае, если продукция соответствует допускам оригинальной жидкости.
Физические характеристики трансмиссионных жидкостей менялись в соответствии с развитием устройства вариаторов. К примеру, в автомобилях Nissan в зависимости от модели вариатора может использоваться жидкость класса NS-1, NS-2 или NS-3. Перед заменой обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации, где вы найдете полную информацию о заправочном объеме и типе масла.
В конструкции вариаторной КПП зачастую присутствует бумажный фильтрующий элемент (тонкая очистка) и металлическая сетка (грубая очистка) маслоприемника. Вместе с заменой масла следует менять и фильтра тонкой очистки. Сеточка при возможности только промывается и подлежит замене лишь в тех случаях, если плотно забивается клеем фрикционных накладок, закоксовывается отложениями перегретой рабочей жидкости.
Меняем самостоятельно
- Открутите пробку сливного отверстия и слейте старое масло.
- Открутите поддон вариатора, чтобы удалить со дна продукты износа.
- Замените масляный фильтр, промойте, а при необходимости замените фильтр грубой очистки.
- Предварительно очистив привалочные плоскости, установите новую прокладку и прикрутите поддон. Закрутите сливную пробку.
- Через воронку, вставленную в отверстие щупа, залейте новую жидкость для CVT. Если уровень до замены был в норме, заправочный объем должен соответствовать количеству старой жидкости.
- Проверьте уровень масла согласно инструкции из руководства по ремонту и эксплуатации.
- Сбросьте счетчик старения рабочей жидкости. Сделать это можно многими универсальными диагностическими приборами.
Как показывает практика, после замены масла без сброса датчика вариатор начинает работать с подергиваниями и ударами. А опыт ремонта коробок CVT говорит о закономерности, согласно которой рвется ремень и повреждаются конусы как раз после замены жидкости без обнуления счетчика.
Как вы можете увидеть на видео, в замене масла вариатора своими руками нет ничего сложного.
Полная замена смазочного материала
Этот процесс не представляет большой сложности, поэтому если разобраться с тонкостями работ, то по времени это займет не более получаса, и не нужно даже посещать СТО. На станциях техобслуживания стоимость замены колеблется в пределах 2000 — 15 тысяч рублей в зависимости от марки автомобиля.
Когда водитель обнаруживает изменения в движении своего авто, или машина прошла нужное количество километров, можно сразу приступать к работам. Как менять масло в вариаторе, и как правильно это сделать, будет рассказано ниже в виде пошаговой инструкции.
- Поставить автомобиль на возвышенность . Для этого подойдет обыкновенная эстакада, или смотровая яма. Так будет удобно добраться до сливной пробки на вариаторе.
- Завести двигатель и прогревать его до момента включения вентилятора охлаждения, затем выключить зажигание . Это нужно для того, чтобы масло прогрелось и стало хорошо текучим.
- С двигателя снять защитный щиток . Он закрывает не только нижнюю часть мотора, но и трансмиссию.
- Открутить сливную пробку на трансмиссии и слить смазочную жидкость . Под низ нужно поставить сливную емкость, на которой надо сделать метки, чтобы знать, сколько смазки слилось.
- Поменять на сливной пробке прокладку и поставить на место . Это нужно для того, чтобы смазочный материал не вытекал с трансмиссии.
- Взять лейку и шлангу . Нужно менять масло таким образом, чтобы количество слитой жидкости строго соответствовало количеству залитой. А сколько нужно добавить покажет емкость, в которую было удалено отработанное масло. Шланга подсоединяется к лейке, а затем к тому месту, где находится проверочный щуп вариатора (он извлекается для удобства заливки). Далее из подготовленной емкости заливается новая смазка.
- Проверить уровень смазки . Когда масло добавлено, щуп ставится на место, двигатель заводится и прогревается до включения вентилятора. Затем глушится, и достается щуп. Если уровень смазочного материала находится на отметке «НОТ» значит в вариатор залито нужное количество масла. Если ниже или выше, соответственно нужно убрать или долить смазывающую жидкость.
Как видно процедура не представляет большой сложности, и все делается просто.
Также водитель должен периодически контролировать уровень смазки в вариаторе . Делается это при помощи опять-таки щупа. Если при очередной проверке окажется, что его меньше чем нужно тогда надо менять жидкость частично.
Процесс такой замены не отличается от полного цикла смены старого смазочного материала на новый. С вариатора сливается часть жидкости (не вся), а на ее место добавляется новая, при строгом контроле ее уровня при помощи щупа.
Важно знать, тестирование моторных масел для вариаторов показывает, что они не могут эксплуатироваться на протяжении длительного времени, или пробега, который установлен для вариаторов производителями, после которого они должны проходить диагностику.
Автолюбители, у которых в эксплуатации находятся машины с вариатором, должны знать, как поменять масло в нем. Этот процесс описан выше, и не представляет ничего сложного. Главное не только знать, как заменить смазочный материал, но и постоянно следить за его уровнем и качеством, чтобы трансмиссия не пришла в негодность.
Необходимые предметы для замены
Для того, чтобы качественно и без нареканий произвести замену масла в вариаторе необходимо либо обратиться за помощью к профессионалам, либо сделать это в домашних условиях, но при этом обзавестись рядом специальных приспособлений:
- Жидкость для трансмиссии;
- Два масляных фильтра;
- Место, на котором можно было бы заглянуть под днище автомобиля. Им может быть эстакада, яма, подъемник;
- Специальный набор инструментов;
В список специальных инструментов могут входить :
- Ключ на 10
- Воронка для безопасного и аккуратного залива масла внутрь вариатора
- Спреевый очиститель, который очистит саму коробку от ненужного мусора.
- Тряпки, которые сохранят рабочего и саму коробку в чистоте
- Специальная промывочная жидкость необходимая для очищения некоторых съемных деталей от примесей, масел и стружки.
- Ёмкость, в которую можно было бы слить все содержимое коробки
Когда следует менять масло в вариаторе Ауди
Вариатор – это устройство, обеспечивающее передачу крутящего момента, особенностью устройства которого является возможность бесступенчатого плавного изменение передаточного отношения в некотором диапазоне. Вне зависимости от механизмов, где применяется вариатор, будь то машина, мопед или некий станок, все трущиеся и вращающиеся детали обязаны работать в смазке, иначе они будут срабатываться очень быстро.
Производители Ауди А6 настоятельно рекомендуют проводить замену масла в вариаторе каждые 70 тысяч километров пробега
Кроме того не забывайте самостоятельно проверять уровень масла. Кстати в моделях Ауди А6 он должен находиться между отметками минимум и максимум. Перед заменой необходимо прогреть масло до температуры 50-60С, это можно легко сделать, просто проехав 15-20 км, через которые масло достигнет нужного состояния. Стоит учесть, что просто запустив двигатель, Вы не прогреете масло в вариаторе, так как он не будет передавать крутящий момент, а значит работать, при этом. Если не сделать прогрева, то масло будет более густым и при замере показание могут быть выше или ниже номинального значения.
Способ третий ПРАВИЛЬНЫЙ
Собственно научены «горьким опытом», коробка у друга «пиналась», поэтому мы поехали на СТО к знакомому мастеру. И вот что он нам сказал:
«Масло должно меняться – это ФАКТ! Причем «нефиг» его менять чаще, чем положено, сказано через 60000 км, так и меняйте, ведь жидкость тоже устает! Но менять нужно правильно, так и сказал — РЕБЯТА НЕ ТУПИТЕ! Вам нужно снимать поддон (причем на старых автоматах это делается легко и просто) сливать все масло, менять все фильтра, убирать металлический налет с крышки, желательно прочистить радиатор (он его тоже снимал отдельно) и только после этого заливать новую трансмиссионную жидкость. Тогда и только тогда ваша АКПП, будет работать еще долго и исправно»
По его словам — радиатор заслуживает отдельную часть истории:
«После больших пробегов маленькие каналы радиатора забиваются так плотно грязью и всякого рода металлической стружкой, что промыть его не представляется никакой возможности – тогда только замена! Вот и представьте масло не охлаждается, потому как радиатор забит – оно горит в автомате. И он быстро – очень быстро «умирает» первыми признаками могут быть частые перегревы, то есть будет постоянно загораться индикатор на приборной панели. Сильные толчки. Машина даже вообще может встать»
Другу собственно повезло – он купил фильтра, там их два, купил прокладку поддона, новое масло. Автомат чистили, снимали радиатор, из него много всякой «прелести» вышло. Затем собрали – залили и все – ТОЛЧКИ ПРОШЛИ. Но не всем так везет – еще раз подчеркну, некоторые коробки от запушенного состояния (забитости фильтров и радиатора) – просто ломаются, тут может быть и гидротрансформатор, и фрикционы, да еще много чего прекрасного!
МОРАЛЬ БАСНИ такова – масло менять нужно, но делайте это правильно, с фильтрами и желательно промывкой радиатора. ДА это дорого, но ремонт автомата будет стоять вам в разы дороже!
Сейчас видео версия, смотрим.
НА этом заканчиваю, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(14 голосов, средний: 4,86 из 5)