Как проверить датчик коленвала
Как проверить датчик коленвала?
Датчик положения коленвала предназначен для синхронизации системы зажигания и работы топливных форсунок в бензиновой инжекторном двигателе. Соответственно, его поломка приведет к тому, что зажигание будет спешить или запаздывать. Это приведет к неполному сгоранию топливной смеси, нестабильной работе двигателя или полном его отказе.
В настоящее время существует три типа датчиков — индукционные, на основе эффекта Холла, а также оптические. Однако самыми распространенными являются датчики, относящиеся к первому типу (индукционные). Далее мы поговорим с вами о возможных неисправностях и методы их устранения.
Характеристика ДПКВ
Что такое ДПКВ, каковы симптомы неисправности датчика коленвала, как в случае обнаружения неполадок снимать и менять контроллер? Для начала разберем основные вопросы, касающиеся места расположения и принципа функционирования.
Местонахождение, функции и принцип действия
Перед тем, как проверить датчик положения и поменять устройство, нужно узнать, где оно расположено. Место установки на большинстве транспортных средств неудобное, поскольку при необходимости замены автовладельцу будет тяжело до него добраться. Девайс расположен на специальном кронштейне, рядом со шкивом привода генераторного устройства.
Конструктивно эта деталь состоит из следующих элементов:
- чувствительный компонент, представляющий собой намагниченный металлический сердечник;
- разъем датчика, использующийся для подключения к бортовой сети машины;
- корпус, как правило, цилиндрической формы, выполненный из пластика либо алюминия;
- основание с фланцем, а также технологическим отверстием для фиксации;
- проводе с эмалированной изоляцией.
Для того, чтобы устройство было более надежным и быстро не вышло из строя, обмотка девайса герметизирована с помощью специальной термоактивной полимерной смолы. Как известно, на диске коленвала имеется 58 зубьев, которые расположены по окружности, расстояние между ними составляет 6 градусов. На диске остается специальное место для двух зубчиков, оно используется для определения начального положения коленвала, что позволяет генерировать сигналы синхронизации.
Как работает датчик положения коленчатого вала? При повороте диска зубчики воздействуют на ДПКВ, изменяя его магнитное поле, в результате чего образуются импульсы. От ДПКВ сигнал передается на электронный блок управления, таким образом, предупреждая его о частоте и положении вала. Именно это считается основанием для вычисления момента времени, в соответствии с чем ЭБУ корректирует зажигание, а также работу топливных форсунок.
В том случае, если ДПКВ будет передавать неверные сигналы, в системе будет нарушена цикличность срабатывания форсунок и зажигания. Соответственно, в конечном итоге это может привести к некорректной работе силового агрегата, а также его полной остановке и невозможности эксплуатации авто.
Фотогалерея «Виды ДПКВ»
Все признаки неисправности датчика положения коленвала.
Добрый день. В сегодняшней статье я собрал для вас все признаки неисправности датчика положения коленвала.
Традиционно для нашего сайта, статья содержит множество фото и видео материалов.
Для чего нужен датчик положения коленчатого вала и как он работает?
Датчик положения коленчатого вала служит для определения угла поворота коленчатого вала в данный момент времени.
Это единственный датчик, без которого двигатель не будет работать.
Выглядит он вот так:
По возможности, этот датчик надо возить с собой — стоит он не дорого, а в продаже, особенно в магазинах на отдаленных территориях, есть не всегда.
Датчик положения коленчатого вала работает в паре с диском синхронизации на шкиве или на маховике. Выглядит диск синхронизации вот так:
Сам датчик положения коленчатого вала представляет собой проволочную катушку на магнитном сердечнике.
При вращении диска синхронизации происходит периодическое приближение и отделение металлических пластин от сердечника, за счет этого меняется напряженность магнитного поля, а в катушке датчика наводится электрический ток.
Если соединить выходной сигнал датчика к осциллографу мы увидим вот такую картину:
Этот сигнал подается в блок управления двигателем, и он в свою очередь выдает команды на подачу искры в цилиндры и открытие форсунок.
Хотя датчик и является простым устройством, но так как он работает в тяжелых условиях (вибрация, перепады температуры), он иногда выходит из строя. Занято, что не всегда неисправность датчика очевидна.
Признаки неисправности датчика положения коленчатого вала.
Двигатель не запускается.
Как уже было написано выше – ДПКВ, это единственный датчик, без которого двигатель не запустится.
Если при повороте ключа в замке зажигания стартер бойко крутит двигатель и гудит бензонасос, с большой долей вероятности можно говорить что проблема именно в датчике положения коленчатого вала.
Дело в том, что блок управления двигателем, не получая сигнал с этого датчика, не знает в каком цилиндре давать искру а в каком открывать форсунку.
Датчик проверяется при помощи диагностики или заменой на заведомо исправный.
Двигатель неожиданно глохнет на горячую.
Происходит это совершенно случайным образом. Двигатель прогрелся до определенной температуры и заглох.
Не так важно — едете, стоите, есть нагрузка, нет.… Двигатель заглох и всё….
Постоял, и стал завелся….. прошло 5-10-20 минут и всё сначала.
С таким проявлением отказа датчика положения коленчатого вала автор статьи сталкивался лично.
Так как с собой была диагностика elm 327, сразу получилось понять, в чем дело, но решить проблему было невозможно, так как запасного датчика все равно нет…..
После того как машина постояла 30 минут она запустилась как ни в чем не бывало.
По итогу, до города, ехали, поливая датчик водой из бутылки через каждые 10 минут.
Причина этой неисправности микротрещина в обмотке датчика, которая расходится при тепловом расширении.
Двигатель не запускается при морозе.
Договоримся на берегу — двигатель не запускается на морозе, следует понимать так — двигатель даже не пытается запуститься. Про плохой запуск, у нас на сайте, есть отдельная статья.
Причина точно та же, что и в прошлом случае — микротрещина в обмотке датчика. Просто в отличии от прошлой, она расходится не на горячую, а на холодную. Но этот вариант встречается довольно редко на практике.
Двигатель работает неустойчиво. Возникает детонация хлопки в ресивер и/или выхлопную систему, явное снижение мощности двигателя и пропуски зажигания.
Это самый частый случай проявления отказа ДПКВ. Дело в том, что при загрязнении датчика, особенно при попадании на него масла и металлической стружки, возможен вариант неустойчивой работы двигателя.
Причина в том, что малейшее загрязнение датчика магнитной стружкой меняет его характеристики, а так как датчик имеет высокую чувствительность, это приводит к сбоям в работе двигателя.
Эта неисправность проверяется визуально, в случае если датчик на виду.
Вот пример загрязненного ДПКВ:
Если датчик визуально не видно вам поможет простейшая диагностика.
Так же возможен вариант с микротрещиной в обмотке датчика, которая расходится при вибрации. Или трещина в корпусе, в которую попадает вода при проезде луж… Визуально это не обнаружить, поможет только компьютерная диагностика или замена на заведомо исправный датчик.
Внимание.
Иногда повреждается не сам ДПКВ, а разъем или проводка в его цепи.
Как проверить датчик положения коленчатого вала?
Самый простой вариант — заехать на любой сервис и считать коды ошибок. Даже самый плохой диагностист, с простейшим оборудованием, поймет, что проблема в датчике или в его цепи.
Сам же датчик, лучше всего проверять заменой на заведомо исправный.
Дело в том, что датчик крайне редко отказывает явно — полностью исправен или полностью неисправен. В большинстве случаев он чудит или после прогрева двигателя или при вибрации во время работы или на холодную.
Если вы все же хотите проверить датчик вам потребуется мультиметр с омметром и миллиампреметром, отвертка и сам датчик.
Методика проверки изложена вот в этом видео:
Заключение.
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья про признаки неисправности датчика положения коленчатого вала была вам полезна и полностью ответила на вопрос.
Если вы хотите дополнить статью или у вас остались вопросы — пишите комментарии.
Проверка положения синхронизатора
Для того чтобы проверить положение датчика синхронизации, нет необходимости обращаться к специалисту, вы вполне свободно можете сделать это самостоятельно, а значит, бесплатно. Сделать это можно несколькими способами, каждый из которых требует наличия определённого прибора.
На видео показано, как проверить датчик коленвала на наличие неисправности:
Итак, вашему вниманию представляем два наиболее распространённые способы, как проверить датчик коленвала. Один из них простой, так как в нём используется только один прибор, а второй — более глобальный и нуждается в нескольких измерительных приборах.
Простой метод
Как вы понимаете, для проверки датчика синхронизации сначала его необходимо демонтировать. Делайте это только после того, как зафиксировали его изначальное положение на моторе, используя обыкновенные метки.
Когда датчик окажется у вас в руках, проверьте его на наличие видимых повреждений. Посмотрите, чтобы нигде не было проблем с контактами, сердечником, контактной колодкой. Обнаружить неисправность всегда легче, если прибор чистый. Для этого протрите его и контакты тряпочкой, смоченной в спирте или бензине.
Перед тем как снимать датчик коленвала, оцените расстояние между его сердечником и диском синхронизации. По регламенту оно должно составлять 0,6–1,5 мм.
На видео показано, как влияют неисправности датчика коленвала на работу двигателя:
Проделав все вышеописанные манипуляции и не обнаружив проблем, займитесь проверкой электросхемы. Очень часто здесь кроются причины неполадок прибора.
Для проверки сопротивления обмотки датчика используйте омметр. Если приспособление исправно, его сопротивление находится в рамках 550–750 Ом. Исключить погрешность измерения позволит инструкция по эксплуатации вашей автомашины. В ней указаны точные параметры подобных замеров. Если сопротивление обмотки отличается от нормативного, то вам необходима замена датчика коленвала.
Глобальная проверка
Для такой проверки возьмите сразу несколько приборов:
- вольтметр цифровой;
- измеритель индуктивности;
- сетевой трансформатор;
- мегомметр.
Измерения будут наиболее точными, если температура воздуха достигает 20–22 °C. При других условиях возможны некоторые отклонения и погрешности приборов.
Как вы уже поняли, омметром необходимо определить значение сопротивления обмотки датчика синхронизации. Измеритель индуктивности покажет, какова индуктивность приспособления. У исправного она колеблется от 200 до 400 мГн.
Сопротивление изоляции можно проверить при помощи мегомметра. При этом напряжение должно составлять 500 В. Отсутствие проблем с изоляцией укажет цифра примерно в 20 МОм.
Иногда неисправность заключается в намагниченности датчика коленчатого вала. Это происходит при его ремонте. Избавиться от этой неполадки поможет сетевой трансформатор. Именно с его помощью вы размагнитите диск.
Итак, после измерения всех необходимых параметров, вы можете с лёгкостью определить, правильно ли работает ваш датчик синхронизации. Помните, что в некоторых случаях вернуть автомобилю былую мощь может только замена коленвала.
Стоит отметить, что на СТО его работоспособность проверяется при помощи специальной программы и осциллографа. При этом приспособление не снимают. Осциллограф позволяет проследить за формированием сигнала, который указывает на наличие проблем.
Каждый самостоятельно выбирает, какой способ проверки подойдёт именно для его автомобиля. Главное, проводить её аккуратно и внимательно, возможно, даже стоит позвать с собой своего друга-автолюбителя. На наш взгляд, наиболее выгодным и эффективным является второй способ, но для его проведения требуется иметь в наличии разные приборы, которые есть в гараже далеко не у каждого.
Проверка датчика коленвала
Проверка состояния датчика может быть поверхностной, при которой измеряется только сопротивление его обмотки, или же глубокой, при которой проверяются все основные параметры. Рассмотрим оба вида проверки:
Замер сопротивления обмотки датчика коленвала
- Для поверхностной проверки достаточно иметь только омметр. При помощи данного прибора замеряется сопротивление обмотки. Данный показатель на разных авто может отличаться, но обычно оно составляет 550-700 Ом. Если при замере показания сопротивления больше или меньше – датчик не исправен.
- Глубокая проверка более сложная и для ее проведения потребуется наличие мегаомметра и измерителя индуктивности.
Мегаомметром замеряется сопротивление изоляции датчика при подаче напряжения в 500 В на него, при таком напряжении сопротивление должно превышать показатель 20 МОм.
Измерителем индуктивности проверяется индуктивность датчика. У исправного датчика этот показатель должен быть на уровне 200-350 мГц.
Видео: Датчик положения коленвала. Проверка
Данные датчики имеют неразборную конструкцию, и ремонту они не подлежат. Поэтому если проверка показала неисправность его, то он попросту заменяется.
Признаки неполадок датчика
Если датчик КВ неисправен, то показателем его поломки может быть ряд симптомов, свидетельствующих о том, что устройство должно быть в срочном порядке проверено и заменено.
ДВС не запускается
После поворота ключа в замке зажигания или попытки запуска ДВС другим способом — силовой агрегат не запускается. Поломка ДПК является причиной отсутствия искры в системе зажигания, в результате — не происходит синхронизация с топливной подачей и мотор не заводится. В данном случае поможет только полноценная замена датчика на новый.
Двигатель постоянно глохнет
ДВС глохнет на «нейтралке» или во время движения автомобиля. Это говорит о том, что ДПКВ работает нестабильно или вот-вот выйдет из строя. В этой ситуации следует как можно скорее посетить СТО или устранить проблему самостоятельно;
Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты
Работа мотора нестабильна, при больших нагрузках на силовой агрегат (резкое ускорение или плавают обороты холостого хода) может возникать детонация. Когда есть проблема с работой ДВС на приборной панели загорается соответствующий индикатор «Check», сигнализирующий о неполадках;
Падение или внезапное повышение оборотов двигателя. Неисправный ДПКВ провоцирует неконтролируемый впрыск топлива в систему, в результате чего мотор начинает «троить»;
Снижение мощности автомобиля
Еще может наблюдаться снижение мощностных характеристик мотора. Из-за некорректной работы датчика коленвала двигатель работает в холостую даже на повышенных передачах, разогнать авто до нужной скорости практически невозможно. Это происходит из-за отсутствия синхронности между механизмом топливного впрыска и ЭБУ.
Важно знать, что все перечисленные признаки, могут также быть спровоцированы выходом из строя и других компонентов ДВС. Поэтому прежде чем снимать, ремонтировать и менять датчик КВ следует провести диагностику других устройства, например, ДПРВ, который работает с ДПКВ в паре.
- Снимите датчик и зафиксируйте его первоначальное положение на двигателе, используя специальные метки.
- Затем проведите небольшой визуальный осмотр ДПКВ на предмет отсутствия повреждений корпуса, контактов, и сердечника. Протрите контакты и сам датчик, используя спирт или бензин.
- При снятии обратите внимание на промежуток между сердечником и диском синхронизации, расстояние не должно быть больше 0,6 – 1,5 мм. В случае отсутствия видимых повреждений, можно перейти ко второй фазе проверки, более кардинальной. Мы проверим электронную часть, а если точнее — обмотку датчика коленвала, скорее всего причина именно в ней.
- Обмотка проверяется путем измерения сопротивление, для этого вам потребуется омметр. Рабочий ДПКВ имеет сопротивление — 550-750 ом, от этих значений мы и будем отталкиваться. Чтобы минимизировать погрешности и неточности, перед началом проверки датчика положения коленчатого вала ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля, именно в нем вы узнаете какими именно должны быть показатели ДПКВ вашего авто. Если при измерении вы получили большее/меньшее сопротивление, то можно предположить, что датчик неисправен и требует замены.
Этот способ проверки датчика коленвала более сложный и требует нескольких приборов:
- Сетевой трансформатор.
- Мегаомметр.
- Измеритель индуктивности.
- Цифровой вольтметр.
. Примечание : Желательно проверять ДПКВ при температуре воздуха не превышающей 22°.
- При помощи омметра проверяется сопротивление обмотки.
- Измеритель индуктивности позволит проверить индуктивность датчика, у вас должно получиться примерно 200-400 мГц.
- Сопротивление изоляции можно измерить, используя мегаомметр, при напряжении 500 В датчик должен показать сопротивление примерно — 20Мом, но не больше этого.
- Иногда после ремонта ДПКВ намагничивается диск, для того чтобы решить эту проблему необходимо провести размагничивание, для этого используют сетевой трансформатор.
Таким образом проведение тестов изложенных выше, вы самостоятельно, без особых усилий сможете диагностировать состояние датчика коленвала, а также сделать вывод о необходимости его замены или отсутствии таковой. Установка нового датчика выполняется по меткам сделанным в начале диагностики (зазор 0,5-1,5 мм между сердечником ДПКВ и диском синхронизации).
Практика показывает, что неисправность датчика положения коленвала без специального оборудования довольно сложно диагностируется, один из вариантов, который поможет, это либо постоянное наличие запасного, но ведь все датчики не будет покупать прозапас. Второй вариант договориться в магазине о временной своего рода аренде. Авто продавцы соглашаются одолжить деталь для проверки, после чего вы ее либо купите, либо нет.
Видео – как проверить датчик коленвала: