Каким должен быть момент затяжки свечей зажигания
Каким должен быть момент затяжки свечей зажигания?
Приветствую вас, друзья! Вот скажите мне, где вы видели, чтоб рядовой отечественный водитель вкручивал свечу зажигания правильно, так как советует инструкция по установке? Честно говоря, я и сам начал «париться» по этому поводу относительно короткое время назад. Тогда, когда узнал возможные последствия некачественного монтажа, сразу же изменил свой подход к этому делу! Запомните, момент затяжки свечей зажигания играет ключевую роль в эффективности детали, неправильное его значение может запросто погубить не только саму свечу, но и мотор! Настоятельно рекомендую и вам обращать внимание на такую мелочь, уж поверьте слушать неосведомленных водителей, которые будут вам доказывать обратное, не стоит! Как бы вы не чувствовали ключ, затянуть на глаз – не вариант!
Простые ошибки при замене свечей зажигания, которые обернутся сложным ремонтом
Многие автовладельцы меняют свечи сами, потому как в этом нет ничего сложного. Однако по незнанию многие допускают ошибки, которые не обходятся без последствий. Разберем самые распространенные.
Грязь в свечных колодцах
В свечных колодцах за время эксплуатации авто скапливается грязь или песок, поэтому перед тем, как выкрутить свечу, колодец надо очистить. Например, сжатым воздухом. Если сразу выкрутить свечи, грязь тут же попадет в камеру сгорания, а это нехорошо. Двигатель, конечно же, не заклинит, но частицы грязи поцарапают верхнюю поверхность поршня. Со временем — если песка совсем уж много — может так же появиться нагар на клапанах.
Неправильная затяжка
Если неправильно затянуть свечи или перетянуть их, то легко повредить резьбу. И наоборот: затянув свечи через слабо, нарушите теплоотдачу. В крайнем случае, свеча может просто вылететь, повредив резьбу.
Поэтому свечи нужно закручивать до упора без усилий. Лучше использовать для этого динамометрический ключ. Если его нет, то руками закручиваем свечу, а потом доворачиваем на ⅓ оборота.
Облом
При откручивании свечи она может обломиться. Причем таким образом, что ее нижняя часть с резьбой останется в головке блока цилиндров. Вот тогда с извлечением «огрызка» придется повозиться.
Для этого нужен специальный ключ — экстрактор, который вкручивают в сломанную свечу. Правда, это процедура требует навыка и лучше ее доверить опытному человеку.
Замена на горячем моторе
Если меняете свечи, когда двигатель еще не остыл, рискуете получить ожог рук. Вторая опасность — уже упомянутое повреждение резьбы. Поэтому лучше и безопаснее проделывать операцию на холодном агрегате.
Вариант фиксации без динамометрического ключа
Момент затяжки свечей зажигания NGK указан на коробке каждого изделия. Там же указан принцип завинчивания «от руки»:
- Заворачивать новые свечи нужно до упора без явного усилия рукой.
- Согласно инструкции, ключом доворачивают на указанные обороты в соответствии с температурой двигателя.
- После данного процесса через несколько недель проверяют затяжку. Свеча может ослабиться.
Для классических свечей NGK, используемых на большинстве автомобилей, момент затяжки равен 20 Нм. Но лучше воспользоваться стандартными значениями. Потребуется покупать специальный динамометрический ключ.
Большинство автолюбителей предпочитают экономить и заворачивают свечи «на глаз». В комплекте к свечам часто продается ключ уникальной формы. Если не прикладывать чрезмерных усилий, то можно идеально затянуть шестигранную гайку вручную.
Однако находятся умельцы, которые привыкли тянуть до упора, пока хватает силы. И после этого горе-специалисты приносят продавцам лопнувшие свечи обратно с претензией к их браку. А производитель четко указывает момент затяжки для каждого изделия.
Рекомендуемый момент затяжки
28 Н/м – это рекомендуемая производителем Бош сила затяжки свечи. Существует также целый ряд других правил:
- Если свеча имеет коническое седло без прокладки, после ввертывания её от руки, необходимо добавочно затянуть элемент ключом на 1/16;
- Если свеча обычная, с шайбой, то ключом нужно дополнительно затянуть 1/2 оборота.
Примечание. Вышеприведённая информация касается только новых СЗ, прокладка которых ещё не сработана.
Интересный момент. В большинстве случаев до рядового покупателя доходят свечи в розницу. Они даже могут быть упакованы по 4 или 6 шт, но это уже делают на месте дилеры, сервисмены и продавцы. На самом деле, с завода большинства производителей свечи идут в упаковке по 10 шт. Но это считается оптом.
Ясно, что вся ценная информация остаётся на заводской упаковке. Редкий продавец третьей руки будет копировать её на свои упаковки.
Мы в таблице привели рекомендованные величины затягивания для свечей с определённым диаметром резьбы. Следуйте всегда этой информации, если не хотите, чтобы свеча перегревалась.
Для чугунной головки цилиндра | Свеча зажигания с плоской посадкой (с шайбой) | Свеча зажигания с конической посадкой | Диаметр резьбы | Рекомендуемое число оборотов на новой свече | Рекомендуемое число оборотов на старой свече |
---|---|---|---|---|---|
8-10 Нм | 8-9 Нм | 8 мм | 1 оборот (плюс/минус) | 1/12 оборота (плюс/минус) | |
10-15 Нм | 10-12 Нм | 10 мм | 2/3 оборота (плюс/минус) | 1/12 оборота (плюс/минус) | |
15-25 Нм | 15-20 Нм | 12 мм | 1/3 оборота (плюс/минус) | 1/12 оборота (плюс/минус) | |
25-35 Нм/15-25 Нм | 25-30 Нм | 10-20 Нм | 14 мм | 1/2 оборота (плюс/минус) | 1/12 оборота (плюс/минус) |
35-45 Нм | 35-40 Нм | 20-30 Нм | 18 мм | 1/4 оборота (плюс/минус) | 1/12 оборота (плюс/минус) |
Оценить момент затяжки, его значение поможет использование ключа со встроенным динамометром. Провести это на глаз даже для специалиста будет очень сложно.
Признаки того, что пришла пора заменять свечи
Приведенные выше цифры являются примерными, и строго придерживаться их не стоит. Иногда даже простая свеча может прослужить больше отведенного ей срока, а «фирменная» оказаться низкого качества и быстро выйти из строя.
Сильно сокращает срок службы и неправильный «мелкий ремонт» залитых свечей прокаливанием или очисткой с применением крупнозернистой шкурки.
Учитывая все это, замену свечей на новые стоит производить не по каким-то цифровым показателям, а руководствуясь следующими признаками их износа:
- цвет электродов отличается от коричневого и не изменяется после очистки (белый цвет говорит о перекале, черный/темно-коричневый — о проблемах при сгорании топлива);
- на электродах имеется практически не удаляемый налет/нагар;
- если металлическая оболочка изолятора окрасилась в ярко соломенный/золотистый цвет, то данная марка свечей не подходит к этому двигателю;
- обильные следы масла на свече и в колодце, вновь появляющиеся после ее очистки;
- сколы керамической оболочки изолятора либо повреждения металлической накладки.
В случае, если на свече обнаружен хотя-бы один (а тем более — несколько) указанных выше признаков, то замену ее произвести следует как можно быстрее. Для того, чтобы это сделать, понадобится новая свеча и свечной ключ ваз 2114 (о том, что это за ключ — расскажем ниже).
Как правильно затягивать свечи зажигания
Итак, для регулировки момента затяжки свечей зажигания понадобятся два инструмента: свечной и динамометрический ключи. Далее необходимо выполнить ряд действий.
- Убедитесь в чистоте наружной части свечи зажигания. В противном случае инородные тела могут оказаться внутри двигателя.
- Убедитесь в наличии уплотнительной шайбы.
- Вертикально установите свечу и затяните её до предела свечным ключом от руки.
- Используйте динамометрический ключ. С его помощью корректируются момент затяжки свечей и угол поворота. Зависимость показателей от размера резьбы представлена в таблице.
Таблица 1. Рекомендуемые параметры моментов затяжки при установке свечей.
Размер резьбы Рекомендуемая величина момента затяжки Рекомендуемое число оборотов у новой свечи зажигания Рекомендуемое число оборотов у использованной свечи зажигания M8 Тип Y 8-10 Нм ± 1 оборот ± 1/12 оборота M10 Тип U,N 10-15 Нм ± 2/3 оборота ± 1/12 оборота M10 прокладка из нержавеющей стали 10-15 Нм ± 3/4 оборота ± 1/12 оборота M12 Тип SXU, X, XE, XU, ZXE, ZXU 15-20 Нм ± 1/3 оборота ± 1/12 оборота M14 Тип FK, J, K, KJ, P, PK, PKJ, PQ, Q, QL, S, SF, SK, SKJ, SV, SVK, VK, VKJ, W, ZT 20-25 Нм ± 1/2 оборота ± 1/12 оборота M14 прокладка из нержавеющей стали 20-25 Нм ± 2/3 оборота ± 1/12 оборота M18 Тип L, M, MA, MW 30-40 Нм± 1/4 оборота ± 1/4 оборота ± 1/12 оборота M14 Тип PT, PTJ, T 20-30 Нм ± 1/16 оборота ± 1/16 оборота M18 Тип MA 30-40 Нм ± 1/4 оборота ± 1/12 оборота Таких параметров и правил установки необходимо придерживаться вне зависимости от модели свечи. Если говорить о смазке резьбы, то здесь подход индивидуальный. По некоторым причинам производители не рекомендуют её проводить, объясняя это тем, что смазанная деталь сильнее затягивается. Однако графитовой смазкой воспользоваться всё же можно и полезно.
Наборы для замены свечей зажигания
Как правило, туда входят несколько головок разного размера, трещотка или вороток, переходник с карданом и удлинители. Для тех.центров существуют специальные наборы c фиксированным усилием затяжки — при достижение определенного момента верхняя часть головки прокручивается, а нижняя со свечой остаются на месте. Такие головки не дают перетянуть свечу и позволяют обходиться без динамометрического ключа.
Набор свечных головок с ограничением крутящего момента