Registravto.ru

Автожурнал "Регистр Авто"
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПРИБОРЫ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

ПРИБОРЫ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Приемно контрольные приборы охранной сигнализации

Приборы и датчики являются основными компонентами аппаратуры систем охранной сигнализации. В данном материале речь пойдет о приемно-контрольных приборах или панелях (ПКП), их назначении, принципе действия, устройстве и применении.

  • контроля состояния шлейфов (датчиков) системы;
  • индикации режимов работы аппаратуры;
  • формирования (в некоторых случаях и передачи) тревожных и служебных извещений;
  • управления другим оборудованием и системами.

В зависимости от количества подключаемых шлейфов сигнализации (ШС) охранные приборы подразделяются на устройства с малой —до 5, средней — от 5 до 20 и большой — свыше 20 шлейфов информационной емкости. Данное подразделение, на мой взгляд, достаточно условно.

Гораздо больший интерес представляют функциональные возможности приемно-контрольных панелей. Некоторые из них рассмотрены ниже.

Тактика постановки на охрану.

Некоторое время назад ПКП не баловали своих пользователей большим набором опций. Поэтому самой популярной была тактика постановки под охрану «с открытой дверью». То есть прибор переключался в охранный режим после восстановления шлейфа сигнализации. Пока входная дверь была открыта шлейф сигнализации находился в разомкнутом состоянии.

После того как персонал покидал помещение, на приемно контрольный прибор при открытой двери подавали питание, после чего ответственных за сдачу помещения покидал объект и закрывал дверь. ПКП переходил в рабочий режим после чего любое нарушение шлейфа сигнализации вызывало сигнал тревоги.

  • задержки взятия под охрану;
  • сдачи с помощью кодовых устройств.

Суть первого способа состоит в том, что при включении устройства оно некоторое определенное время не реагирует на состояние ШС. По его истечении ПКП переходит в режим охраны. Если вдруг за время отведенное на выход персонал не успел покинуть помещение, то сигнализация под охрану либо не возьмется, либо перейдет в тревожный режим. При этом все действия придется повторить с начала.

Второй вариант более удобен, поскольку позволяет осуществлять управление с помощью ключей Touch Memory, набора цифровых кодов на специальной панели или использованием proxi карт.

Возможности программирования режимов работы и типов шлейфов.

  • объединения ШС в группы по различным принципам, например, функциональному назначению;
  • индивидуальное программирования типов шлейфов и их групп;
  • определение тактики охраны и работы исполнительных устройств.

Электрооборудование техники «Минского тракторного завода»

Источником питания для фар, фонарей и других осветительных приборов всех тракторов «МТЗ» выступают аккумуляторная батарея и генератор. Оба устройства соединены между собой параллельно. В чём же особенности их работы? Освещение при нерабочем двигателе осуществляется за счёт аккумулятора. Его мощности вполне достаточно для обеспечения работоспособности узлов и агрегатов трактора. Как только двигатель запускается, аккумуляторный блок переходит в режим подзарядки, а все осветительные приборы питаются от генератора. Благодаря такой особенности существенно снижается расход энергии аккумуляторной батареи, а также вероятность её внезапной разрядки на дороге или в поле при транспортировке грузов, выполнении сельскохозяйственных работ.

Основные элементы системы

Все элементы системы освещения можно разделить на две основных категории:

  • внешние;
  • внутренние.

Внешние элементы

Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информирование других водителей. К числу таких приборов относятся:

  • фары ближнего и дальнего света;
  • противотуманные фары;
  • поворотники;
  • задние блок-фары;
  • габаритные огни;
  • осветители номерного знака.

Передние фары

Передние фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:

  • ближнего и дальнего света;
  • дневных ходовых огней;
  • габаритных огней.
Читайте так же:
Сколько по времени занимает замена масла в акпп?

Чаще всего они расположены в едином корпусе. Также в передние фары многих автомобилей устанавливают поворотники.

Любая машина комплектуется двумя передними фарами, которые располагаются симметрично на правой и левой частях кузова.

Главная задача передних фар – освещать дорогу перед автомобилем, а также сообщать водителям встречных транспортных средств о приближении автомобиля и его габаритах.

В вечернее и ночное время для освещения дороги используется ближний свет. Благодаря ассиметричности световых пучков, он дополнительно обеспечивает освещение обочины дороги. При условии правильной регулировки фар такой свет не доставляет дискомфорта водителям встречных автомобилей.

Дальний свет отличается большей интенсивностью. Его использование помогает выхватывать из темноты большую зону дорожного полотна. Однако использовать дальний свет допустимо только при отсутствии встречного потока. В противном случае фары будут ослеплять других водителей.

Габаритные огни

Для того чтобы другие водители могли оценить габариты машины, в системе освещения предусмотрены габаритные огни. Они используются и в момент остановки или стоянки машины. Располагаются габариты как в передних, так и в задних фарах.

поворотник на зеркале

Поворотники

Поворотники – основной инструмент предупреждения о выполнении маневра. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и при последующем начале движения.

Устанавливаться данные элементы могут как в передние и задние фары, так и отдельно от них. Часто на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида размещаются дублирующие приборы. Все они имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в режиме мигания. Автомобили, предназначенные для американского рынка, имеют красный цвет поворотников.

Поворотники также выполняют роль аварийной сигнализации. При нажатии соответствующей кнопки в салоне автомобиля, свою работу одновременно начинают все имеющиеся лампы поворота с обеих сторон кузова.

Дневные ходовые огни (ДХО)

Дневные ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не в каждом транспортном средстве. От габаритов ДХО отличаются более интенсивным светом.

Согласно Правилам дорожного движения, водители обязаны включать дневные ходовые огни во время движения в городе в светлое время суток. Если ДХО на автомобиле отсутствуют, днем допускается использовать ближний свет.

Противотуманные фары (ПТФ)

Этот вид автомобильной оптики применяется в условиях плохой видимости: во время тумана, дождя или снега. Широкий световой луч с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. В то же время ПТФ обеспечивают достаточное освещение дорожного полотна.

Противотуманки устанавливаются не только на передней, но и на задней части кузова. Впрочем, данные осветительные элементы не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины ПТФ могут отсутствовать вовсе.

стоп-сигналы

Задние блок-фары

Задние автомобильные фары также устанавливаются на автомобиль парно и включают в себя несколько элементов. Наиболее простые варианты задних фар состоят из стоп-сигнала и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонарь заднего хода, реже – задние противотуманные фары.

Основным элементом осветительной системы в задней части являются стоп-сигналы, информирующие о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы могут дублироваться на спойлере или на заднем стекле транспортного средства.

Также не менее важными являются фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения машины назад.

Читайте так же:
Сколько действует справка о регистрации по месту жительства?

Внутренние элементы осветительной системы

Внутренние элементы отвечают за освещение в салоне и багажнике транспортного средства. В систему входят:

  • лампы в салоне автомобиля;
  • подсветка багажника;
  • лампы освещения приборной панели;
  • лампа в перчаточном ящике;
  • габаритные огни в дверях.

Освещение салона, багажника и пространства под капотом (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт водителя в темное время.

Подсветка приборной панели необходима для более легкого считывания информации при движении в темноте.

Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.

Приборы приемно-контрольные пожарные

Прибор приемно-контрольный адресный: устройство и принцип работы Принцип работы охранно-пожарного адресного прибора. Плюсы и минусы оборудования. Нормативная документация применяемая при установке и обслуживании
Прибор приемно-контрольный автономный: устройство и принцип работы Нормативная документация применяемая при установке, обслуживании. Устройство, принцип работы приборов автономных приемно-контрольных. Плюсы и минусы оборудования
Приборы приемные централизованные пожарные Прибор приемно-контрольный централизованный: устройство и принцип работы Типы приборов, назначение, принцип работы, модификации, плюсы и минусы оборудования. Нормативная документация о правилах создания установок сигнализации о пожаре
Приборы приемно-контрольные радиоканальные Прибор приемно-контрольный радиоканальный: устройство и принцип работы Выбор устройства и модификации. Принцип работы проводных и беспроводных приемно-контрольных приборов. Преимущества и недостатки оборудования

Приборы приемно-контрольные пожарные по определениям, данным в НПБ 75-98 и СП 5.13130.2009, это такие технические устройства, сокращенно называемые ППКП, предназначены для:

  • Приема сигнальной информации от пожарных извещателей (ПИ), а так же электроснабжения активных и потребляющих ток ПИ,
  • подачи сигналов на включение световых, звуковых пожарных извещателей;
  • информирования о возникновении очага возгорания персонала охранных пожарных постов централизованного контроля предприятий и организаций;
  • создания, передачи командного импульса на запуск приборов управления стационарных систем пожаротушения.

При обеспечении электроснабжения активных извещателей, прием сообщений от них ведется по одной или нескольким соединительным линиям между ними и прибором пожарной сигнализации.

Какие бывают

В более позднем нормативном документе – ГОСТ Р 53325-2012, регламентирующем требования, методики испытаний технических устройств автоматики о возникновении пожара, дано более краткое и полное определение ППКП, в п. 3. 47 указано, что:

Приемно-контрольный прибор пожарной сигнализации – это техническое устройство, которое обеспечивает прием, обработку, визуальное, звуковое восприятие информации, поступающей от автоматических извещателей о пожаре и иных изделий взаимодействующих с ППКП, а также осуществляет контроль неразрывности, работоспособности шлейфов связи между прибором, извещателями и другими техническими средствами.

Под последними понимают, как светозвуковые извещатели о возникновении пожара в защищаемых помещения объекта, устройства запуска установок тушения пожаров, так и отключения общеобменной вентиляции зданий, закрывания огнезадерживающих противопожарных клапанов, установленных на ее воздуховодах при пересечении ими противопожарных преград; открывания клапанов дымоудаления систем противодымной защиты; передачи сообщений речевыми установками СОУЭ.

ГОСТ «Приборы приемно-контрольные пожарные», которым вполне обоснованно можно назвать ГОСТ Р 52436-2005 о приемно-контрольных приборах ОПС, содержит довольно много информации, касающейся непосредственно ППКП.

Например, в нем приведено разделение пожарных приборов, установленных на объектах, на три вида по типу организации сигнала тревоги:

  • Автономные, предназначены для создания автономной сигнализации в границах одного защищаемого объекта с выдачей тревожных извещений о возникновении очага возгорания на звуковые, световые извещатели, установленные в его помещениях, на зданиях или в непосредственной близости к ним.
  • Локальные, дают техническую возможность создания локальных шлейфов, отдельных зон сигнализации о пожаре, управляемых, контролируемых с помощью пультов, других устройств ввода, индикаторных панелей, что входят в состав ППКП.
  • Централизованные, предназначены для создания централизованной пожарной сигнализации, организации системы передачи данных, сигналов по телефонным и выделенным линиям, радиоканалам в диспетчерские, пультовые контроля предприятий, организаций; постов, подразделений пожарной и объектовой охраны.
Читайте так же:
Чем обработать стекла в автомобиле чтобы не замерзали?

Кроме того, по данным, указанным в нормативной документации, а также в заводских технических паспортах на изделия от компаний производителей таких приборов сигнализации о пожаре, их существует несколько видов, различающихся по разным параметрам:

  • Проводной. Такой вид приборов приема и контроля осуществляет постоянный контакт, взаимодействие с аналогичными ему по типу связи проводными пожарными извещателями, устройствами оповещения, приборами управления установок пожаротушения, исполнительными, коммутационными устройствами, блоками электропитания.

Этот вид приборов должен обеспечивать достоверную передачу данных, автоматическое контролирование целостности, работоспособности шлейфов, линий пожарной сигнализации, электропитания оконечных устройств по всей их длине, выполняемых только проводами связи с медными токоведущими жилами диаметральным сечением не меньше 0, 5 мм; или огнестойкими экранированными, бронированными кабелями в зависимости от условий эксплуатации, категории по взрывопожарной опасности защищаемых помещений.

Если в шлейфах проводных приборов имеются тепловые извещатели, датчики дыма и иные виды извещателей, которые по различным причинам сложно или невозможно в значительный период суток контролировать визуально, то при входе в защищаемые помещения, в конце каждого шлейфа необходимо устанавливать выносные оптические индикаторы.

  • Радиоканальный – это современный, но гораздо меньше распространенный вид пожарных приборов приема, контроля.

Возможность связи без прокладки проводных шлейфов сигнализации о пожаре, не пробивая огромное количество отверстий в ограждающих конструкциях зданий, в том числе в противопожарных преградах, является значительным преимуществом.

Недостаток – падение качества связи по радиоканалу при защите промышленных объектов с производствами, насыщенными технологическим оборудованием, электроустановками, создающими помехи; что сокращает радиус надежного взаимодействия между прибором и радиоканальными пожарными извещателями.

При этом использование GSM пожарных извещателей, работающих с радиоканальными приемно-контрольными приборами по стандартам сотовой связи, делает их весьма востребованными для защиты от пожара, своевременного информирования собственников удаленных объектов, расположенных за городской чертой – производств, складов, загородных домов, дач.

  • Пороговый, аналоговый безадресный вид таких приборов является самым старым и до сих пор наиболее распространенным по причине более низкой стоимости, так и сложившихся традиций, предпочтений специалистов проектных, монтажных организаций.

Большими недостатками таких ППКП является необходимость установки не менее двух пороговых, аналоговых пожарных извещателей для защиты одного, даже небольшого помещения или его отсека; невозможность установления точного места нахождения сработавшего в шлейфе устройства.

  • Адресный вид пожарных приборов пока менее востребован, но дает намного больше возможностей – это установка в защищаемом помещении, при допустимой по нормам площади, только одного адресного, адресно-аналогового пожарного извещателя, при этом видим точное отображение его места расположения на индикационной панели ППКП, мониторе компьютера, использующегося в качестве рабочего места пожарного поста с качественным контролем состояния каждого оконечного устройства по многим параметрам.

Практически все ППКП, используемые при проектировании и установке на объектах, бывают только производства российских компаний. Зарубежные приборы приема и контроля в отличие от наших использующих для приема контроля сигналы от дымовых, проточных, аспирационных; газовых, комбинированных пожарных извещателей не нашли свою нишу из-за высокой стоимости, отличий в технических стандартах и несовместимости протоколов связи.

Читайте так же:
Сколько кубов в Honda Dio 27?

Функции приборов

Основные функции приемно-контрольных приборов:

  • Прием служебных, тревожных сообщений о техническом состоянии, работоспособности, срабатывании от всех видов устройств, подключенных к шлейфам сигнализации, включая ручные пожарные извещатели.
  • Контроль неразрывности линий электропитания, связи, шлейфов сигнализации.
  • Создание, передача регулярных сообщений на приемно-контрольную аппаратуру пультов, диспетчерских централизованного контроля при их наличии в системе передачи данных на объекте, в населенном пункте.
  • Управление исполнительными устройствами – панелями, экранами изображения информации, световыми, звуковыми извещателями.

Кроме того, к важным функциям ППКП относят возможности блокировки, совместимости интегрирования их с инженерными системами жизнеобеспечения зданий – пожарными лифтами; общеобменной вентиляцией, системами дымоудаления, подачи свежего воздуха на эвакуационные пути, выходы; приборами управления газовых, порошковых, аэрозольных установок пожаротушения.

Классификация

Классификация приемно-контрольных приборов ведется по следующим параметрам:

  • Признакам совместимости с различными видами, типами пожарных извещателей, исполнительных устройств. Это крайне важный параметр, так как у некоторых компаний изготовителей приборов для создания систем сигнализации пожаротушения необходимо использовать только их собственную продукцию – извещатели, оповещатели, коммутационные устройства, блоки управления. Особенно часто это относится к радиоканальным приборам, отличающимся разными протоколами передачи данных, диапазонами связи, программным обеспечением для настройки системы сигнализации.
  • Информационной емкости. По классификации, изложенной в ГОСТ Р 52436, приборы приема и контроля могут быть малой емкости – до восьми шлейфов сигнализации или адресов пожарных извещателей; средней – 9–64; большой – больше 64 шлейфов/адресов.
  • Информативности: малой – до 8 служебных, тревожных сообщений (нормальное состояние, тревога, взятие/снятие с охраны, № шлейфа/адреса и так далее); средней – 9–16; большой – свыше 16 извещений.
  • Способу контроля – с циклически повторяемыми через определенные, заданные настройкой прибора, интервалы времени; с нерегулярной/спорадической передачей данных опроса извещателей, связанной с изменениями в состоянии приборов дежурным персоналом; комбинированной циклически-спорадической передачей данных.
  • Типам каналов связи – ППКП бывают проводными, радиоканальными, оптоволоконными, комбинированными.

Полную информацию о каждом ППКП, его характеристики по каждому параметру можно получить, изучив технический паспорт, прилагаемый к каждому изделию фирмой изготовителем вместе с сертификатом пожарной безопасности.

Советы проектировщику

При выборе приемно-контрольного прибора для проектируемой системы следует учитывать:

  1. Информационную емкость прибора;
  2. Его информативность;
  3. Наличие источника питания в составе прибора. На небольших объектах зачастую достаточно встроенного в ПКП блока питания для обеспечением основного и резервного питания и самого прибора и активных извещателей;
  4. Количество выходов. Наличие на выходе прибора не только реле с “сухими контактами”, но и электронных ключей. Какое количество тактик работы они обеспечивают;
  5. Напряжение и ток в шлейфе, при использовании извещателей питающихся по шлейфу и проектировании длинных шлейфов;
  6. Инерционность шлейфов, тем самым можно снизить количество ложных срабатываний от наводок на шлейф и др. неблагоприятных факторов;
  7. Удобство управления прибором (отдельная или встроенная клавиатура, считыватели в формате Touch Memory);
  8. Возможность наращивания системы без значительного удорожания;
  9. Возможность подключения технологических извещателей (протечки воды, утечки газа, газовые сигнализаторы и пр.);
  10. Наличие у Вас опыта по монтажу, программированию и наладке таких приборов;
  11. Ценовые характеристики.
Читайте так же:
Сколько можно хранить открытый гранат?

Возможности и особенности:

  • Гибкое программирование до 36 -х параметров прибора и ШС;
  • Три типа ШС: «Пожарный», «Охранный» и «Технологический»;
  • Объединение ШС в разделы для общего управления;
  • Управление ШС электронными ключами (до 255 ключей);
  • Управление замком двери, обеспечение прохода по ключам доступа;
  • Встроенный резервированный источник питания с АКБ 4,5А*ч;
  • Возможность подключения внешнего РИП;
  • Выходы 12 В и выходы на оповещатели с электронной защитой от КЗ и перегрузки, защита от перегрузок по питанию, защита от импульсных помех по ШС;
  • Исполнение в пластмассовом и металлическом корпусах;
  • Подключение внешних блоков по RS-485.

Встроенный контроллер интерфейса RS-485 обеспечивает работу прибора с внешними подключаемыми устройствами «ВЭРС-БРУ версия 3.1.», «ВЭРС-РС версия 3.1.», «ВЭРС-БК», «ВЭРС-БMК». При работе по данному интерфейсу осуществляется постоянный двухсторонний обмен данными с устройствами: прибор передает информацию о текущих событиях в блоки реле и регистраторы. А блоки реле и регистраторы, в свою очередь, передают данные прибору о своем присутствии в сети. Интерфейс RS-485 позволяет организовать параллельную работу нескольких блоков реле ВЭРС-БРУ версия 3.1. и/или ВЭРС-РС версия 3.1, ВЭРС-БК, ВЭРС-БMК.

Управление системой освещения

Естественно, все осветительные приборы работают не сами по себе, ими управляет водитель, или же они включаются при выполнении определенных действий.

Для включения фар обычно применяется подрулевой переключатель или клавиша, установленная на передней панели. Первое положение – это все осветительные приборы выключены, второе – загораются габаритные огни спереди и сзади, дневные ходовые огни, освещение номерного знака и приборной панели. Третье положение – включается свет фар, при этом остальные фонари продолжают работать.

переключатель света в автомобиле

Переключение между ближним и дальним светом фар выполняется подрулевым переключателем, расположенным с левой стороны. При включении дальнего света фар на приборной панели загорается сигнальная лампа.

Поворотники тоже включаются переключателем, расположенным слева на рулевой колонке за рулем. Часто для включения поворотов и переключения света фар используется один комбинированный переключатель. Для включения аварийной сигнализации применяется отдельная клавиша, установленная на передней панели. Управление противотуманными фонарями обычно выполняется клавишей, расположенной на передней панели.

Стоп-сигнал загорается при нажатии на педаль тормоза. Для того чтобы эти осветительные приборы сработали, используется датчик включения, установленный под педалью. При нажатии она надавливает на датчик и сигнал загорается. Такой же датчик используется и на фонарях заднего хода, но установлен он возле рычага КПП. При включении задней скорости, рычаг воздействует на датчик и огни загораются.

Салонный плафон включается своим переключателем, который обычно расположен рядом с ним. Лампы освещения багажника и подкапотного пространства работают либо от датчиков (при открытии крышки багажника или капота подвижная часть датчика высвобождается, и замыкает контакты, в результате чего лампы загораются), либо от клавиш, установленных рядом с фонарями.

Для включения габаритных огней дверей и подножной подсветки тоже применяются датчики, которые при открытии двери замыкают контакты, и огни загораются.

подножная подсветка автомобиля

Система освещения за все время существования претерпела немало изменений и продолжает совершенствоваться. Это повышает безопасность эксплуатации автомобиля и комфорт в темное время суток.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector