Что такое круиз-контроль и как он работает
Что такое круиз-контроль и как он работает?
Вспомогательные системы, которыми оснащается автомобиль, призваны помочь водителю в управлении транспортным средством. Одной из таких полезных систем является cruise control. Оборудование было изобретено в Соединенных Штатах Америки и может монтироваться на машины с механической или автоматической трансмиссией.
Что такое круиз-контроль в автомобиле?
Это устройство, главная цель которого – сохранять заданную скорость движения. Иными словами, система способна при снижении скорости увеличивать газ и ограничивать скорость в случае ускорения – к примеру, когда авто движется на спуск. И все это – без привлечения водителя.
Когда пригодится система?
Эта опция очень важна в затяжных поездках – уставшему, привыкшему к монотонной езде водителю понадобится надежный помощник. Двигаясь по длинному отрезку трассы, автолюбитель задает конкретную постоянную скорость – система сохраняет выбранный режим. Водитель же может поудобнее устроиться в кресле, расслабиться, дать ногам отдохнуть.
Городской трафик не позволит круиз-контролю максимально реализовать свой потенциал, поскольку автомобиль перемещается с непостоянной скоростью. Да и активизируется система, лишь когда авто едет быстрее 40 км/ч.
Как функционирует круиз-контроль?
Это простое устройство представляет собой сервопривод. При помощи троса или тяги он соединен с механизмом, который регулирует подачу газа. Когда машина едет со стабильной скоростью, педаль акселератора зафиксирована под определенным углом. Если водитель активирует круиз-контроль, то система запоминает это положение и фиксирует актуальную скорость.
Например, при движении авто в гору происходит следующее:
- Скорость падает.
- Датчики информируют об этом электронный блок.
- ЭБУ передает сервоприводу команду с целью переменить угол наклона сектора газа и повысить подачу топлива.
- Скорость начинает расти.
Как работает круиз-контроль на автомате?
В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.
Как работает круиз-контроль на механике?
Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.
Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?
Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.
Как работать с круиз-контролем?
Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:
- ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
- SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
- COAST – снижает скорость на заданное значение.
- RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.
Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.
Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).
Использование круиз-контроля
Управление устройством может быть сосредоточено как на приборной панели, так и на середине руля — оно помечается надписью «CRUISE». Если надавить на тормоз, устройство полностью деактивируется.
Система имеет несколько кнопок:
- On — выкл.
- Off — вкл.
- Set/Assel — при нажатии на данную кнопку задается определенная скорость, второе нажатие на нее увеличивает ее на 2 км/ч.
- Resume — возобновление скорости до зафиксированной после торможения.
- Coast — убавление зафиксированной скорости.
Выключение устройства может быть осуществлено нажатием на тормоз, но в этом случае при повторной активации опять придется набирать необходимую скорость. А вот если активировать ее нажатием на кнопку Off, тогда зафиксированная скорость останется в памяти устройства.
Круиз-контроль не рекомендуется использовать, если движение осуществляется по дороге, имеющей много неровных участков. Запрограммированная скорость в этом случае будет неоправданной. А вот на скользкой трассе применять его категорически запрещено, так как возможность аварийной ситуации в этом случае весьма высока. Не рекомендуется использовать автодрайв и во время езды ночью.
Различают 2 вида системы — пассивный и адаптивный. Первый вид дает возможность установить скоростной режим. Автодрайв второго типа — это усложненное устройство, открывающее добавочные возможности управления авто. Теперь подробнее.
Пассивный круиз-контроль
Этот вид круиз-контроля дает возможность держать авто на заданной скорости, что может быть очень полезным во время длительных путешествий. Постоянная скорость позволяет в некоторой степени экономить топливо. Необходимость давить на газ отпадает ввиду того, что поступление топлива в камеру сгорания регулируется специальным пневматическим приводом.
Разновидностью пассивного вида является вид динамический, его особенность заключается в контролировании работы мотора. Например, система притормозит, если машина начнет двигаться в горку. Это позволит избавить мотор от получения дополнительных нагрузок. А еще скорость будет снижена, если по время движения будет обнаружена неисправность мотора или во время поворота. Когда поворот будет пройден, прежний скоростной режим восстановится.
Адаптивный круиз-контроль
Таким образом адаптивная система обеспечивает максимальный уровень безопасности во время движения, и при ее использовании водителю можно максимально расслабиться. Она настолько умна, что при необходимости может осуществлять экстренное торможение и маневрировать, уклоняясь от возникших препятствий. При неисправности систем ABS и ESP включить адаптивный круиз-контроль не получится, так как он напрямую связан с их работой.
Использование круиз-контроля, управление им
Местом для пульта управления круиз-контролем является либо многофункциональный рычаг, либо середина руля, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен надписью «CRUISE».
Управлять можно при помощи кнопок, находящихся на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Coast (понизить), Resume (восстановить), SetAccel (установить/увеличить). Кроме них есть еще и педаль тормоза – стоит на нее нажать, и система выключается.
Поясним:
- Кнопка Off выключает систему;
- On – включает ее. Когда вы нажимаете сюда, круиз-контроль становится активен, но чтобы задать необходимую скорость, надо ее сначала набрать на акселераторе, а затем нажать Set, и тогда машина станет идти с заданной скоростью, а на пульте управления загорится «CRUISE ENGAGED»;
- Первым нажатием на SetAccel вы «запомните» текущую скорость, следующим нажатием вы ее увеличите на два км/ч;
- Притормозив, можно быстро восстановить скорость до «запомненной», просто нажав на Resume;
- Для ее снижения надо держать нажатой Coast.
Есть два способа выключения системы:
- Нажатие на тормоз, и после повторного включения придется заново набирать нужную скорость;
- Нажать на Off, тогда запрограммированная скорость остается в памяти круиз-контроля;
Если система включена – вовсе не обязательно держать ногу на педали газа.
Когда не стоит использовать круиз-контроль
Многие автовладельцы слишком полагаются на возможности круиз контроля. Они считают, что функцию можно использовать в любых условиях, ведь на помощь приходит множество вспомогательных систем: АБС, ЕСП и другие. Но нельзя полностью полагаться на эти системы и автопилот.
Причина в том, что даже современные системы круиз контроля пока не умеют оценивать всю ситуацию на 100%: состояние дороги, устойчивость машин, траекторию. Вот почему производители часто указывают, в каких случаях нельзя использовать круиз контроль с автопилотом или без него. Рассмотрим основные ситуации подробно.
Скользкая трасса
Наибольшие риски для автовладельца несет скользкая дорога, ведь на ней автомобиль может быстро потерять управление с соответствующими последствиями для водителя. При этом ABS, ESP и прочие помощники работают. Они пытаются вернуть машину на прежнее место, но круиз контроль будет этому мешать.
Причина в том, что системы работают по-разному. К примеру, ЕСП для нормализации положения машины тормозит переднее колесо с внешней стороны и дает команду на уменьшение подачи топлива. Круиз контроль, наоборот, увеличивает подачу газа, поэтому использовать эти системы одновременно на скользкой дороге нельзя. В таком случае автопилот может вести себя полностью непредсказуемо.
В зоне риска оказывается не только начинающий, но и опытный водитель. Множество электронных ассистентов играют злую шутку и, наоборот, вносят путаницу в процесс управления транспортным средством.
Мокрая трасса, дождь
Также круиз контроль с автопилотом нельзя использовать в мокрую погоду, когда на дороге встречаются лужи разной глубины. Этот фактор объясняется риском появления эффекта аквапланирования. Его суть в том, что при попадании в лужу колесо теряет контакт с дорогой из-за слоя воды на поверхности. Как результат, машина не управляется, и возникает риск заноса. При таких обстоятельствах высока вероятность попадания в ДТП.
Опасность и в том, что сама опция круиз контроля может привести к аквапланированию при управлении автопилотом. Такое возможно, когда машина попадает в лужу, а система дает команду на увеличение скорости. При резком разгоне может появиться ситуация с «водным клином». Интересно, что скорость при этом может быть совершенно небольшой — не более 40-60 км/ч.
Автопилот нельзя использовать во время дождя и по той причине, что технические жидкости автомобилей, попадают на дорогу и концентрируются на поверхности. Наличие такой пленки повышает вероятность потери контакта с дорожным покрытием. Следовательно, круиз контроль желательно отключать во время дождя.
Монотонное движение
Использовать автопилот в cruise control не желательно при однообразном движении по трассе, для которой характерен одинаковый ландшафт. Это касается ситуаций, когда водитель не выспался, и имеется риск засыпания. В таком случае лучше перейти на ручное управление и выключить круиз контроль.
Периодическое нажатие на газ и тормоз внесет определенное разнообразие в управление и не даст заснуть. Если же появляются признаки сонливости, лучше не испытывать судьбу, а остановиться где-то на парковке и немного поспать. Даже 20-30 минут достаточно, чтобы преодолеть дрему. Ехать сонному нельзя из-за высокого риска попадания в ДТП.
Горная местность
С позиции экономии топлива и безопасности нельзя использовать круиз контроль (пассивный, адаптивный или с автопилотом) в горной местности. Причина состоит в наличии нескольких опасных факторов, таких как крутизна и высокий процент наклона / подъема. Если на ровной дороге с помощью круиз контроля можно сэкономить, то в случае подъема происходит увеличение подачи топлива. Кроме того, автопилот не всегда может сориентироваться в сложных условиях, поэтому управлять на таких поверхностях лучше вручную.
Плохая видимость
Также нельзя использовать круиз контроль с автопилотом на дорогах с плохой видимостью. К примеру, если на дорогу вдруг выскочит животное или другой автомобиль, система может не успеть среагировать. Водитель будет расслаблен, поэтому также не сможет принять шаги для остановки или совершения маневра. При ручном управлении у него будет больше шансов уйти от столкновения. Вот почему во время тумана или при наступлении темноты лучше управлять самостоятельно и не полагаться на возможности автопилота.
Варианты круиз-контроля
- Простой . Разработанный еще после Второй Мировой. Регулировал подачу топлива в карбюратор.
- Аналоговый . Был разработан в 80-е в США. Устанавливался для удобства езды на длинные шоссейные расстояния. Эта система регулировала подачу топлива и скорость вращения коленвала. Ставился дополнительный рычаг, который фиксировал
акселераторную тягу, и равномерная подача горючего держала скорость в заданном положении. - Цифровой . Ставился на автомобили конца 20 – начала 21 столетия. Блок управления регулировал подачу топлива. Но, по неизвестным причинам, расход топлива со временем увеличивался.
- Сверхцифровой . Вариант круиз-контроля, который устанавливается на современные автомобили. Эффективный, поскольку расход топлива уменьшается при его использовании. Диапазон работы – 30-155 км/час.
- Адаптивный (ACC) . Распознает объект впереди, на определенной дистанции, и автоматически скидывает скорость или вообще тормозит. Множество современных автомобилей уже оснащенные этой технологией.
Круиз-контроль: как работает, кому нужен и где включается
Фото: Андрей Петров/OK-inform Пожалуй, у любых технических достижений есть не только сторонники, но и противники. Появилась авиация — выяснилось, что есть люди, страдающие аэрофобией. Точно так же до сих пор есть граждане, которые не пользуются Интернетом, опасаясь попасть в «зависимость», и те, у кого нет мобильных телефонов «по принципиальным соображениям»
Недавно мы опубликовали статью про беспилотные автомобили — их разработчики считают, что подавляющее большинство населения готово пересесть в такие машины. И тут выяснилось, что до 80% владельцев авто, уже сейчас оснащенных прообразом автопилота — круиз-контролем, его вообще не используют. Что не так сегодня с этой опцией — выяснял «Общественный контроль».
Зачем машине «автопилот»
Первый круиз-контроль был установлен на автомобиль Chrysler Imperial в далеком 1958 году. Разработал устройство американский инженер Ральф Титор еще в 1935-м, но долгое время его приходилось «доводить до ума», а потом все силы науки были направлены «на войну», так что на патент он подал только в 1945-м. На внедрение ушло еще 13 лет. Принцип работы первого круиз-контроля был таким же, как и сейчас: он измерял скорость вращения карданного вала и на основании этих данных отмерял необходимое количество топлива для подачи в карбюратор.
Разработал устройство американский инженер Ральф Титор еще в 1935-м, но долгое время его приходилось «доводить до ума»
Сам Ральф Титор был весьма неординарным человеком. Родился он в 1890 году в маленьком городке на западе штата Индиана. В результате несчастного случая в 5 лет Ральф потерял зрение, но несмотря на отсутствие в ту пору в американской глубинке специальных программ обучения для слепых, с отличием закончил школу и университет и стал одним из лучших инженеров своего времени. Кстати, именно он решил задачу балансировки паровой турбины на пароходах — до этого она считалась практически неразрешимой.
И вот как-то в 30-е годы он ехал в автомобиле со своим адвокатом. Тот был, вероятно, не очень хорошим водителем и когда отвлекался на профессиональный разговор, невольно сбрасывал скорость. Ральфа Титора, у которого (как у многих слепых) были обострены остальные чувства, это раздражало. И тут ему пришла в голову мысль создать «автопилот для машины» — в ту пору подобные приборы как раз внедрялись в гражданской авиации.
Хотя это удобное устройство появилось в массовом производстве автомобилей уже в конце 50-х, своей широкой популярности круиз-контроль обязан топливному кризису 70-х годов, потому что помимо удобства, он позволял экономить горючее при поездках на большие расстояния, что было актуально для США уже в те годы, а сегодня — по всему миру.
Мужики, как его включать?
Подобные вопросы можно довольно часто встретить на интернет-форумах и в социальных сетях: ездил человек всю жизнь в городе, где круиз-контроль, в общем-то, не очень и нужен. Из дома — на работу, с работы — домой. Иногда случалось выехать на трассу, но там хотелось почувствовать себя «настоящим шофером», самому вести автомобиль. А тут вдруг устала нога давить на акселератор, и вспомнилось, что в опциях при покупке стояла галочка в графе «круиз-контроль».
Удобная опция стала чем-то вроде кожаной обивки сидений и хромированных накладок на выхлопную трубу — повышающей статус и стоимость автомобиля, но не очень-то понятной для функционального использования
Таковы гримасы современного рынка: удобная опция стала чем-то вроде кожаной обивки сидений и хромированных накладок на выхлопную трубу — повышающей статус и стоимость автомобиля, но не очень-то понятной для функционального использования. К примеру, системы антиблокировки тормозов ABS или стабилизации курсовой устойчивости EPS включаются автоматически, так что водитель часто даже не подозревает об их наличии. А вот круиз-контроль надо включить и как-то настроить. Это не требует, конечно, отдельного обучения, но некоторые знания и навыки понадобятся.
Практика показала, что хотя практически все системы круиз-контроля включаются на скорости выше 40 км/час (и об этом, разумеется, написано в руководстве), очень многие водители пытаются тестировать эту систему «по маленькой», на скорости 20-30 км/час. Тут не дать другого совета, кроме как выехать на скоростную трассу (в Петербурге это КАД и ЗСД).
Кстати, обязательно протестируйте работоспособность круиз-контроля при покупке автомобиля — особенно подержанного. Ремонт этой системы может влететь в копеечку, особенно — диагностика. Как любая сложная электроника, она требует профессионального подхода, хотя наиболее распространенные поломки — это выход из строя или неправильная настройка датчиков.
Поэтому обязательно протестируйте систему также после ремонта или сервисного обслуживания, затрагивающих педаль газа, сцепления и рулевую колонку. К сожалению, некоторые мастера авторемонта тоже не знают, зачем нужны «непонятные» датчики и как их правильно регулировать.
С кнопками и без кнопок
Джойстики управления круиз-котролем могут несколько отличаться в автомобилях разных марок, но алгоритм действия у них один. Сперва надо его, собственно, включить кнопкой включения-выключения Оn/Off — система активируется, при этом загорается индикатор.
Такой системой можно пользоваться и в городе — она предупредит о превышении заданной скорости или принудительно ее ограничит — в зависимости от настройки
Затем нужно набрать скорость, с которой будете двигаться по трассе (например, 90 км/час) и нажать кнопку Set/Accel (установить/увеличить). При первом ее нажатии система зафиксирует скорость автомобиля, с которой он передвигается в данный момент, и будет двигаться дальше с такой скоростью, ногу с педали газа можно убрать.
Если нажать кнопку Set/Accel повторно, то скорость движения при каждом нажатии будет увеличиваться приблизительно на 1-2 км/час (в зависимости от марки автомобиля, то есть — настроек системы). Кнопка Coast (понизить) — наоборот, понижает скорость. Кнопка Resume (восстановить) восстанавливает скорость, сброшенную при торможении (например, перед обгоном тихохода). Многие водители автомобилей используют кнопку Resume на трассе при прохождении поворота, перед которым пришлось сбросить скорость.
Есть и современные системы, вообще не имеющие таких кнопок. Их включение происходит при нажатии на кнопку Set, а отключение — при нажатии педали тормоза. Есть системы, где минимальная и максимальная скорость вносится в бортовой компьютер заранее. Кстати, такой системой можно пользоваться и в городе — она предупредит о превышении заданной скорости или принудительно ее ограничит — в зависимости от настройки. Это тоже удобно: не надо смотреть на спидометр, чтобы случайно не превысить скорость.
Адаптивный круиз-контроль
Современный адаптивный круиз-контроль — это практически полноценный автопилот. Он может самостоятельно двигаться в потоке, держа постоянную дистанцию до впереди идущего автомобиля, когда нужно — сбрасывая скорость, когда надо — увеличивая. Система способна автоматически оттормаживаться, если внезапно остановилась впереди идущая машина или на дорогу перед колесами выскочил недисциплинированный пешеход.
Многие современные системы самостоятельно держат ряд движения и дистанцию до боковых автомобилей — попутных и встречных. Для них нет «слепых» зон, датчики отслеживают ситуацию «по кругу»: с помощью видеокамер, радаров или лазерных устройств — в зависимости от того, какие именно производитель счел более надежными и удобными.
Но тут таится еще одна опасность: положившись на «умную» электронику, водитель расслабляется и снижает контроль за дорожной ситуацией. А ведь автомат — это только помощник, а если произошло что-то экстраординарное, человеку необходимо принять управление на себя. Поэтому сегодня существует несколько вариантов систем, отслеживающих уровень усталости водителя.
Не спи на мокрой дороге!
Одно из самых простых устройств, контролирующих, не уснул ли водитель, крепится на ушной раковине и внешне выглядит как bluetooth-гарнитура. Принцип его работы прост: если человек засыпает в положении сидя, то его голова немного наклоняется вперед или откидывается назад. Как только устройство фиксирует такое «отклонение от вертикали», оно подает звуковой сигнал.
Современные системы не только предупредят водителя о необходимости срочно сделать остановку для отдыха, но и при необходимости скорректируют курс автомобиля
Существуют и более совершенные системы. К примеру, бортовой компьютер анализирует манеру езды водителя (или в случае движения с помощью круиз-контроля — вмешивается ли он в управление машиной и каким образом). Система отслеживает также время суток, длительность поездки, частоту использования кнопок на панели управления, способ поворота руля и использования педали тормоза. Есть системы, которые отслеживают реакцию водителя через встроенную «салонную» видеокамеру.
Современные системы не только предупредят водителя о необходимости срочно сделать остановку для отдыха, но и при необходимости скорректируют курс автомобиля — то есть, составляют одно целое с адаптивным круиз-контролем.
Ну и главное, что следует помнить — любой системой круиз-контроля (и простейшей, и сложной) нельзя пользоваться на скользкой дороге: во время дождя снега и гололеда. Какие бы специальные установки ни придумывал производитель, режимы «Снег» и «Дождь» относятся скорее к вышеупомянутым системам ABS и EPS. Нередко попытки восстановить скорость с помощью круиз-контроля (особенно — в повороте) приводят к неконтролируемым заносам и авариям. Что делать — пока самая совершенная техника все же уступает человеку. Возможно, именно поэтому многие и предпочитают ею не пользоваться — от греха подальше.
Пассивный и адаптивный круиз-контроль: в чем разница?
Пассивный круиз-контроль еще называют традиционным. Компьютер пассивного круиз-контроля рассчитывает скорость, исходя из трех показателей — расстояний, пропорции и ускорения.
При адаптивном круиз-контроле, кроме названных выше параметров, компьютер учитывает еще и скорость идущего впереди автомобиля, и в соответствии с этим корректирует скорость машины, на которой он установлен, поддерживая безопасную дистанцию между транспортными средствами. Контролировать передвижение следующего впереди автомобиля позволяют дополнительные устройства — цифровой процессор сигнала и радар.
Адаптивный круиз-контроль считается новым типом, и его разработка пока еще полностью не завершена. Хотя некоторые автокомпании уже презентовали собственные устройства, например Mercedes. Активный круиз-контроль на их машинах работает следующим образом: когда выбран передвигающийся впереди автомобиль (его еще можно назвать лидером), на его номерной знак наводится видеокамера и круиз-контроль активизируется. С этого момента оба автомобиля связаны, задняя машина будет полностью повторять движение лидера до тех пор, пока тот не сменит полосу движения или не начнется горная серпантинная дорога и крутые повороты.
Еще один известный вариант активного круиз-контроля — это когда прибор выбирает в качестве ориентира не другую машину, а дорожную разметку. Тогда автомобиль двигается строго в пределах полосы и не может покинуть ее. Если следующий впереди автомобиль снижает скорость, система сигнализирует о необходимости притормозить, если полоса опять оказывается пустой, прибор извещает о возможности восстановить предыдущую скорость.
Активный круиз-контроль — это незаменимый помощник водителя, предотвращающий возможность столкновения с идущей впереди машиной. Если же вероятность столкновения все-таки возникает, система сразу же сигнализирует водителю о необходимости тормозить или уходить в сторону. Некоторые новейшие разработки, в экстремальной ситуации, способны тормозить даже без участия водителя.
Полезность круиз-контроля очевидна, но как всякая автоматическая система, он имеет свои плюсы и минусы.