Что такое круиз контроль в машине и для чего он нужен? Все плюсы и минусы данной опции
Если в дословном переводе, получается «контроль путешествия». В принципе, так оно и есть. Вот только система следит не за маршрутом вашей поездки или попутчиками, а за вашей скоростью. Круиз-контроль позволяет постоянно поддерживать заданную Вами скорость движения автомобиля на протяжении всего маршрута. Он автоматически прибавляет газ, когда скорость падает, и снижает – когда машина едет слишком быстро, например, при воздействии центробежной силы на спусках.
Эту опцию обычно применяют при езде на дальние расстояния – по трассе, где нет частых изменений скоростного режима или постоянных торможений, например, на светофорах или в пробке. В городе круиз-контроль не нужен. Так что, если вы планируете ездить на авто только по городу, на дополнительную опцию, в принципе, можно не тратиться.
Комфорт
Круиз-контроль поддерживает скорость без физического удерживания ногой педали акселератора. С помощью кнопок/рычажков управления водитель может выставить определенную скорость, к примеру 90 км/ч, и убрать ногу с педали газа. Топливо будет подаваться самостоятельно, равномерно, в дозировке, соотносимой с заданной скоростью. Автомобиль автоматически притормозит, если станет разгоняться выше нужного, например, на спусках и, наоборот, ускорится по необходимости, скажем, при движении на подъем. Это возможно благодаря управлению оборотами двигателя, работой АБС, подачей топлива. Сегодня это весьма технологичный процесс, контролируемый электроникой и механическими исполнительными узлами. Водитель может отдохнуть, ведь нет необходимости длительно следить за тем, чтобы удерживать определенную скорость. Когда речь идет о нескольких часах утомительной езды, эта опция превращается в ниспосланное чудо. Отдыхает не только нога. Круиз-контроль позволяет не превышать скорость по невнимательности, а ведь это тоже комфорт. Боязнь ненароком превысить скорость вынуждает водителя постоянно «мониторить» показания спидометра. Напрягается мозг, глаза устают «бегать» от спидометра на дорогу и обратно. Да, порой дорожная обстановка может резко измениться. Но при необходимости срочно затормозить или ускориться нажатие на педали тормоза или газа мгновенно отключает «круиз» с возможностью вернуться к нему, задействовав кнопку. При выключении зажигания заданный параметр аннулируется.
Кстати, круиз-контроль умеет работать не только в паре с автоматом. На «механике», конечно, вмешиваться в его работу придется чаще: если на выбранной передаче двигатель не «вытягивает» — замигает индикатор. Водителю самому придется переключиться ниже, разогнаться, и при возврате на заданные параметры круиз-контроль вновь подхватит управление. Впрочем, и АКП не всегда может справиться с заданием, если установленная скорость не соответствует возможностям двигателя и трансмиссии.
Как работает круиз-контроль на автомате
Чтобы не допускать ошибок после появления системы в своем транспорте, необходимо разобраться с тем, как пользоваться круиз-контролем. Регулировка механизма выполняется нажатием 5 клавиш, что оборудованы на руле:
Тумблер для фиксирования скорости или ее прибавления. Разогнав машину до намеченной скорости, ее можно зафиксировать педалью газа. Всеми последующими нажатиями на клавишу скорость можно увеличивать на 1 км/час.
On/Off, активирующая и деактивирующая механизм.
Resume для быстрой активации механизма и установки первоначальной скорости, заданной до того, как включить круиз-контроль, когда из-за резкого разгона или торможения параметры системы были сброшены.
Coast позволяет уменьшить скорость на 1 км/час, существуют модели, где этот параметр равен 1,5 км/час;
Cancel для деактивации системы.
В устройстве бывают и прочие клавиши, которые отличают шаг набора, параметр уменьшения скоростного режима авто. Необходимо учитывать, какой и зачем нужен круиз-контроль в вашем автотранспорте. Устройство выбирают по модели машины.
Вопрос, как работает круиз-контроль, волнует многих владельцев автомобилей. Все достаточно просто, однако стоит понимать, что на каждой модели авто существуют некоторые нюансы, которые могут отличаться. Но в целом, алгоритм действий будет следующим:
- следует разогнаться на авто до скорости, на которой планируется продолжить движение (необходимо учитывать что практически все системы круиз-контроля работают при минимальной скорости 40 км/ч);
- систему нужно активировать, нажав на кнопку с надписью ON или изображением тахометра и стрелки (в результате чего на приборной доске высветится светящееся белым цветом аналогичное изображение);
- путем нажатия рычажка или кнопки с надписью «SET»/– ввести систему в действие (на некоторых машинах название может просто «SET»);
- после этого авто перейдет в необходимый режим, а на приборной панели появится значок и засветится зеленым цветом;
- если необходимо изменить скорость следует воспользоваться кнопками со стандартным изображением «+» или «-».
В некоторых автомобилях заложены более гибкие возможности. Более подробную информацию о системе круиз-контроль, как его включить и пользоваться в дороге, можно получить в мануале вашей машины.
Круиз-контроль стал настоящим помощником. Без него путешествия на длительные расстояния были бы утомительными, а необходимость постоянно держать ногу на газе способствовала бы усталости водителя.
В данной статье поговорим, что такое круиз-контроль, как им пользоваться и чем отличается пассивный от адаптивного.
Что такое круиз контроль?
Круиз контроль — это устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя газ при снижении скорости движения и уменьшая при её увеличении, к примеру, на спусках, без участия водителя.
Чаще всего, круиз контроль используют во время движения по трассам. В городских условиях, где скорость движения автомобиля непостоянная, круиз контроль не очень нужен.
В целях безопасности круиз контроль отключается, как только вы нажимаете на педаль тормоза, он неактивный на скорости менее 40 км/ч.
Как пользоваться круиз-контролем?
Система круиз контроля состоит из 5 кнопок, располагающихся на руле: On (включить), Off (выключить), SetAccel (установить/увеличить), Resume (восстановить), Coast (понизить). Плюс педаль тормоза, которая отключает круиз-контроль.
С кнопками включить/выключить более-менее понятно. При нажатии кнопки Set/Accel круиз контроль зафиксирует скорость, с которой вы идете на данный момент. Если повторно нажать эту кнопку, то скорость увеличится на 2 км/ч. Если вы тормозили, то для восстановления утраченной скорости нужно нажать кнопку Resume. Если держать кнопку Coast, то скорость будет снижаться.
«Мозги» круиз контроля — небольшой компьютер. Он соединен с дросселем и несколькими сенсорами. Хороший круиз контроль довольно быстро увеличивает скорость автомобиля, но без рывков и удерживает постоянную скорость автомобиля независимо от его веса и наличия уклонов или подъемов на дороге. Для расчета нужного контроля скорости компьютер берет во внимание такие показатели, как пропорция, расстояние и ускорение. Так работает пассивный круиз-контроль.
Что такое адаптивный и пассивный круиз контроль?
Сейчас разрабатывается новый круиз контроль адаптивного типа, который будет следить за скоростью движения впереди идущего автомобиля и корректировать скорость движения вашего автомобиля, чтобы сохранить безопасную дистанцию между автомобилями. Такой тип круиз контроль еще называют активным. А традиционный круиз контроль называется пассивным.
В настоящее время автомобильные компании ведут разработки активного круиз контроля. Как и пассивный, активный круиз контроль будет поддерживать постоянную скорость автомобиля и в дополнение регулировать скорость автомобиля в зависимости от скорости впереди идущего автомобиля, поддерживая безопасную дистанцию между ними. Данная возможность появится благодаря дополнительной установке радара и цифрового процессора сигнала.
Если впереди идущий автомобиль замедляет ход, то система посылает сигнал на снижение скорости. Когда дорога впереди пустая, система дает сигнал на восстановление скорости.
Система активного круиз контроля призвана помогать водителю избегать столкновения с впереди идущим транспортом. Если круиз контроль не успевает снизить скорость и есть вероятность столкновения, то система подает водителю аудио сигнал нажать на тормоза или уйти в сторону от столкновения.
Пассивный круиз контроль
Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.
Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.
Читайте также: Что такое климат контроль в автомобиле и чем он отличается от кондиционера.
Предупреждение в случае опасности столкновения
Звуковой сигнал и символ предупреждения о столкновении
ВНИМАНИЕ! На рисунке представлено схематическое изображение – детали могут изменяться в зависимости от модели автомобиля.
Адаптивный круиз-контроль использует прим. 40 % тормозной мощности. Если автомобиль необходимо затормозить сильнее, чем допускает адаптивный круиз-контроль, а водитель не тормозит, то для привлечения внимания водителя к необходимости немедленно вмешаться в ситуацию используются предупреждающая лампа и звуковое предупреждение.
Предупреждение
Адаптивный круиз-контроль предупреждает только о транспортных средствах, которые обнаруживает собственный радарный блок – именно поэтому предупреждение может отсутствовать или поступать с задержкой. Не ждите предупреждения! Тормозите сами в случае необходимости.
Проекционный дисплей *
Символ предупреждения о столкновении на ветровом стекле
ВНИМАНИЕ! На рисунке представлено схематическое изображение – детали могут изменяться в зависимости от модели автомобиля.
В автомобиле с проекционным дисплеем предупреждение в виде мигающего значка появляется на ветровом стекле.
Примечание
Информацию на ветровом стекле иногда трудно заметить при ярком солнечном свете и при использовании солнцезащитных очков.