Мифы о приводе: почему замену резины не стоит откладывать
Мифы о приводе: почему замену резины не стоит откладывать
Прогноз погоды на ближайшую неделю обещает переход от плюсовой температуры к минусу. Это значит, что уже очень скоро на шиномонтажах могут образоваться длинные очереди. Тем не менее, менять резину после первых заморозков предпочитают далеко не все — кто-то верит в полный привод и всесезонку, а кто-то в силу характера просто тянет до последнего. Мы составили памятку для водителей о сезонной смене резины и выяснили, чего делать точно не стоит.
Зачем менять
Некоторые водители (особенно начинающие) до сих пор задаются вопросом, зачем менять резину. Зимняя резина сильно отличается от летней по составу, поэтому одного комплекта покрышек не хватит на весь год. Летняя резина плотнее, покрышка нагревается от трения и объем воздуха в шине расширяется. Выезд на летней резине зимой снижает коэффициент сцепления с дорогой минимум в 10 раз. Увеличивается риск заноса и возрастает тормозной путь. Зимняя покрышка имеет более мягкий состав, поэтому она сохраняет эластичность и сцепление в гололедицу.
Зимняя резина бывает двух типов: с шипами и без них («липучка»). У первого типа шин, помимо наличия шипа, есть более жесткий блок, в котором он установлен, чтобы лучше держался и не проваливался вглубь, а также многослойный протектор. У «липучек» резиновая смесь мягче, а протектор усеян канавками для отвода снежной каши и тончайшего слоя воды, образуемого при контакте покрышки со льдом от трения. Для мягких зим больше подойдут липучки. Для мест, где нередки сильные снегопады, предпочтительнее будет шипованная зимняя резина.
Когда менять
Менять резину на зимнюю, по мнению экспертов, нужно при среднесуточной температуре от +5°С до +7°С. Компании-производители покрышек придерживаются такого же мнения — уже при +7 градусах летние покрышки теряют должное сцепление с дорогой. Согласно прогнозу погоды в столичном регионе, этих показателей температура воздуха достигнет в четверг, 16 октября.
Многие водители забывают, что кроме самой смены резины колеса необходимо балансировать. Кроме того, меняя резину без специального оборудования, есть риск повредить покрышки и диски. Поэтому все специалисты сходятся во мнении, что переобуваться необходимо на шиномонтаже.
Не успел поменять
Водители, которые не смогли вовремя сменить резину и выехали в гололедицу, должны помнить несколько важных правил о поведении автомобиля на скользком покрытии. Самые простые — снизить скорость, увеличить дистанцию и тормозить заранее. Однако в зависимости от привода автомобилистам придется помнить и о законах физики.
Как рассказал корреспонденту Autonews.ru раллист, мастер спорта международного класса и профессиональный тренер Станислав Грязин, в гололед на летней резине водителям стоит забыть о резких движения. Это касается как руля, так и усилий при нажатии на педали газа и тормоза. Все движения должны быть плавными, чтобы не провоцировать технику на занос. «Передний привод склонен к заносу под сброс газа. Поэтому необходимо не просто соблюдать скоростной режим, а двигаться медленнее потока. Торможение должно происходит заранее и только на прямой. Поворачивать нужно на маленькой скорости. Ни в коем случае нельзя гасить скорость в дуге. Использование тормоза в дуге — это занос», — объяснил Грязин.
Задний привод реагирует на добавление газа срывом оси. И занос можно спровоцировать даже на прямой. В поворотах на заднем приводе в гололедицу нужно избегать добавления газа, проходить дугу нужно или на сброшенном или на ровном газу, тогда задний привод имеет большее сцепление с дорогой. Самый оптимальный вариант в такой ситуации — медленно подъехать к повороту, медленно повернуть руль и прокатить дугу без манипуляций с педалями, так как нужно снять усилие с колес. Добавлять газ лучше уже после выхода из поворота. «Если коробка передач механическая, стоит также передвигаться на более низких оборотах. Там, где обычно вторая передача, можно включать четвертую, так будет спокойнее», — говорит автогонщик.
Полный привод, по словам эксперта, по поведению на дороге в гололед на летней резине ведет себя в большинстве случаев как передний. На полном приводе в дуге движения должны быть расслабленными и плавными.
Популярные заблуждения
Один из самых популярных мифов связан с полным приводом. Многие водители уверены, что сцепление всех четырех колес с дорогой дает возможно ездить на летней резине как минимум на неделю дольше остальных. Однако это ложное предположение. Полный привод всегда быстрее схватывает на прямой и быстрее разгоняет автомобиль. Но главная проблема в тормозе. «Если автомобиль хорошо разгоняется, не стоит считать, что он также хорошо затормозит. В таких случаях машина просто не успевает остановиться. Полный привод дает ложное ощущение контроля над ситуацией», — объясняет Грязин. Кроме того, полноприводная машина тяжелее, чем аналогичная модель на моноприводе. При торможении это тоже стоит учитывать.
Большинство автомобилистов ради экономии приобретают всесезонные шины. Они считают, что такие покрышки справятся с российской зимой. Это самый бюджетный вариант, но он имеет больше недостатков, позаимствованных у летних и зимних покрышек, чем достоинств. Летом эти шины из-за большей мягкости быстрее изнашиваются, а зимой менее эластичны. Лучше всего «всесезонка» ведет себя в околонулевых температурах, но не при минусе. Не справляется с задачами. «Всесезонная либо жесткая с протектором, либо мягкая, но с летним рисунком. А это все полумеры. Активным водителям использовать такую резину зимой не следует точно. Вариант для нее один — если машина используется крайне редко и выезжает всего пару раз за зиму. Это экономичнее, но не безопаснее», — резюмировал Станислав Грязин.
Екатерина Рзянина
Фото: lightpoet / runzelkorn / Depositphotos
Что нужно знать про летнюю резину?
Я уже писал много раз, что летняя покрышка не рассчитана на зимний период. Изначально она твердая, чтобы противостоять высоким температурам и асфальтовому покрытию в летний период, она прекрасно справляется со своей задачей, но только когда дорога разогрета лучами солнца.
Уже при нуле градусов, эта покрышка банально «дубеет», ее состав не препятствует низким температурам, он становится еще тверже. То есть сцепление даже с сухой, но холодной дорогой (например, на улице – 5 градусов, но сухо) ухудшается.
Банально летняя покрышка, это другой состав резины, и при отрицательных температурах он твердый и не способен дать нужные характеристики сцепления.
Полный привод в гололед
demon 150 сообщений
Авто:Hover H2 Отправлено 03 января 2011 — 22:13
- 150 сообщений
- Регистрация: 08.06.10
- Город: Йошкар-Ола
- Авто:Hover H2
- бензин 2,4
Марийка 8 390 сообщений
Авто:Hover H3 Отправлено 03 января 2011 — 22:18
- Администраторы
- 8 390 сообщений
- Регистрация: 06.06.10
- Город: Зеленоград
- Авто:Hover H3
- в кузове Н2, ЧТ, лифт, МТ, лебедка
Отправлено 03 января 2011 — 22:24
- Гости
- Регистрация: —
А я вот на медне возврашался по трассе скользкой и с переметами местами, но в основном гут. Вот и встала передо мной дилема- на ПП валить или на заднем( до 90 в основном можно было ехать) выбрал первый вариант, но ехал 70-80. Как на ваш взгляд- правильно. Или категорически нет.
Андрей-Akdantist 614 сообщений
Авто:Hover H5 Отправлено 05 января 2011 — 11:34
- 614 сообщений
- Регистрация: 25.12.09
- Город: Электросталь
- Авто:Hover H5
- бензин
Всю зиму по такой дороге езжу на ПП. гы, больше 110 не гоняю.
вчера катался на задне приводе — по городу дороги лединые покрыты рыхлым снежком
и чё поворачиваю во двор и мой ховрик передком ползет на встречку — бросал газ все равно тянет его на встречку подключил передок и машинка выправилась тут же
мой вывод кататься на полном по заснеженым и сколским дорогам (все равно устойчивее машина и некидает её при спокойном вождении )
если есть маленькие колейки ледяные то тож полный ток скорость смотреть чтоб морду неперебросило через колею =
если перебросит то однозначно-кювет или поперек колеи встанет что то же не есть гут
эт мои выводы после полута в сугроб — было стечение определенных условий и ничего мы с этим несделаем
вчера разговаривал с братом с перми он себе прикупил патрол и когда гнал его с томска в пермь по дороге видел неодин полноприводник дороже нашего в два раза л200 патфайдеры все валялись в сугробах
Отправлено 05 января 2011 — 12:12
- Гости
- Регистрация: —
Отправлено 05 января 2011 — 12:53
- Гости
- Регистрация: —
Отправлено 05 января 2011 — 12:59
- Гости
- Регистрация: —
-=Shmid=- 208 сообщений
Авто:Hover H3 Отправлено 05 января 2011 — 15:28
- 208 сообщений
- Регистрация: 07.10.10
- Город: Белоярский
- Авто:Hover H3
- + Hyundai ix35
Всю зиму по такой дороге езжу на ПП. гы, больше 110 не гоняю.
Отправлено 05 января 2011 — 15:31
- Гости
- Регистрация: —
А у меня после такой езды на ПП передние колёсные диски мазутной пылью покрылись, эт из за чего?
Отправлено 05 января 2011 — 17:31
- Гости
- Регистрация: —
Вот немного от клуба по офф-роуду переписка
————————————————————————-
Да всё просто. Если парттайм катайся на заднем. Если дорога ровная но скользкая один хрен скорость черепашья. На заднем легче машинку поймать, не приведи Господи. Если впереди горка — включай полный и в натяг. Вообще движение в натяг и полный контроль скорости и внимательность — главное условие движение по гололёду и залог безопасности. Т.е. по сути лично по своему опыту скажу что катаюсь в основном только на заднем включаю кратковременно полный только для преодоления засадных участков. Пониженная так это вообще только если в жопе какой. А блокировки — если не можешь на гору тронуться возможно помогут. Занос на дороге на полном приводе — худшее что может произойти.
————————————————————————————
Зимой, в гололёд доводилось ездить на МПВ-4,РАВ-4 и Террано-2, ТЛК-80, УАЗ-3306(Буханка). Категории дорог. От Карпат до Италии и Австрии. Зимой на гололеде езда зависит от дружбы с головой. Необходимо помнить, что ехать увереннее и более стабильно, на полном приводе, но если машину сорвать в занос, то скорее всего на дороге с интенсивным движением Вам уже ничего не поможет, так как машина будет двигаться сама по себе, а вы можете крутить рулем сами по себе и к сожалению эти два движения никак не будут связаны. Машина становится практически неуправляемая. Хотя в поле в такой же самой ситуации, по подсказке Воина, тапку в пол и выровнялись. Движение было горизонтальное и в поле не было встречек. В Австрии на Рав-4 попал на гололед, правда на шипованной резине, скорость 40 км/час и степ бай степ, медленно но живьём. На ТЛК -80(очень многое зависит от резины) на МТ БФ Гудрич, как корова на льду. Даже вспоминать не хочется, потому, что ездой это назвать нельзя. На МТ ставить надо цепи. На МПВ-4 по Италии через перевалы и гололед только на 4х4 и конечно же скоростной режим. Да забыл сказать и на Избушке УАЗ-3306, тоже приходилось зимой, там еще проще, не загрузил киллограмм 150-200 на задний мост, готовься к пируэтам на дороге. И не обльщайтесь управляемый занос красив в кино и на спортивных трассах, в жизни всё гораздо прозаичнее, сначала вращение потом удар. Правильно кто-то написал раньше, сначала думаем , потом едем. Удачи ВСЕМ.
——————————————————————————————
Гололед на дороге и как по нему ездить — советы для заднего, переднего и полного привода
Прошедшей ночью на Среднем Урале ощутимо подморозило и на дорогах образовался гололед. Следствием этого явилась целая серия мелких ДТП. Только в Екатеринбурге за сегодняшнее утро произошло более 20 подобных аварий. В связи с этим мы обратились к исполнительному директору Федерации автоспорта Свердловской области Евгению Фомичеву и попросили его дать автомобилистам совет, как вести себя в условиях гололеда.
Вот, что он посоветовал: Во-первых, надо запомнить одну простую вещь «Тормоза придумали трусы». Как это ни спорно звучит, но в условиях гололеда этот постулат оправдывает себя на все 100%. Замедлять ход машины однократным резким нажатием на педаль тормоза нельзя. В таком случае машину сорвет в «юз». И удержать ее на необходимой траектории не сможет даже профессиональный автогонщик. Остановить машину можно только многократными плавными нажатиями на педаль тормоза (своеобразная имитация работы ABS, причем прислушаться этому совету стоит и тем, у кого такая система установлена — прим. АПИ). Другой не менее эффективный способ снижения скорости — это переход на более низкую передачу — то есть торможение двигателем. Если перед препятствием невозможно остановится, то его надо попытаться объехать. Для этого надо не побояться и отпустить ногу с педали тормоза и повернуть руль.
Во-вторых, надо учитывать особенности поведения на гололеде вашей конкретной машины. Если вас занесло на переднеприводной машине, то надо добавляя газ и повернуть колеса в сторону противоположную от оси заноса. Передний привод сам «вытащит» машину на нужный курс. Аналогичный алгоритм действий и для полноприводных машин. Для заднего привода совет иной. При заносе нужно ослабить газ и повернуть руль в сторону заноса. Как только машина вновь станет управляемой — то есть скольжение прекратится и передняя часть начнет поворачивать в сторону заноса (а происходит это в доли секунды — прим. АПИ), то тут стоит быстро вывернуть колеса в противоположную сторону. Если скорость достаточно большая, то надо быть готовым повторить такую операцию несколько раз».
А чтобы не побояться сделать все эти операции на дороге они должны быть заранее отработаны до рефлекторного уровня. Тут совет только один — выбирайте свободную от другого транспорта и людей площадку, еще покрытую укатанным снегом или льдом, и тренируйте свои навыки. Почувствуйте момент, когда машину начинает заносить, и попробуйте противодействовать этому. Ибо, опять же по замечанию Евгения Фомичева, все эти операции водитель должен совершать за счет подкорки головного мозга. // www.apiural.ru
© Сообщает: www.apiural.ru
————————————————————————————————————
C постоянным полным приводом была короткая Нива. Мотает ее конечно на гололеде из-за короткобазности. Но спасала хорошая шиповка, и езда с разумными скоростями. Подключаемый полный привод по скользкой дороге позволяет ехать как по рельсам, но до поры до времени. Начинаешь расслабляться от устойчивости машины, и зачастую можно перейти ту грань, за которой справиться с машиной очень трудно (это если понесло). Сам попадал в такую ситуацию. Теперь, только включив голову (опять-таки контролируя разумный скоростной режим). А в этом сезоне поставил неплохую шиповку, и по гололеду езжу на заднем, изредка подключая передний мост (в основном не по гололеду, а когда рыхлым снегом дорога засыпана). И еще, полноприводные машины на скользкой дороге разгоняется гораздо лучше недоприводов, но надо всегда помнить, что тормозят они точно так же, как и остальные авто.
А то ведь полный привод в подключаемом может не вовремя подключитьсяМожет, но это где есть такая функция. У настоящих внедорожников ее как правило нет. Вообще же пугает такое поведение, особенно в поворотах (поездил чуть на Форде Эксплорере). Короче на чистом гололеде полный привод вообще не контролируем. Не совсем верное, а точнее, совсем не верное утверждение 🙂 Вытащить, да сложнее, но порог гораздо дальше, чем у недоприводов. Правда, как я уже сказал выше, частенько это расслабляет. 🙁 Относится либо к постоянному 4х4, либо, в меньшей степени, к парт-тайму (честному). Автоматика же, наоборот, начинает машину дергать, то подключая мост, то отключая, в зависимости от пробуксовки.
————————————————————————————————-
Насколько я понял, жесткий подключаемый привод такая штука, что увлекшись устойчивостью автомобиля на прямой можно превысить предел скорости, при которой манипуляция рулем, торможение педалью или двигателем — это "подписание приговора". Водитель, как бы оказывается в ловушке.
—————————————————————————————-
Базилио 1 906 сообщений
Авто:Hover H2 Отправлено 05 января 2011 — 17:49
Популярные модели шин
Какие шины считаются зимними по ПДД?
Поскольку шинный ассортимент включает несколько сезонных разновидностей, то в ПДД прописали характеристики зимних шин. Это специальная маркировка (трехпиковая вершина со снежинкой, буквы латиницы M S), глубина протектора не менее 4 мм. Для универсальных покрышек в зимний период эти правила также актуальны. Приобретая комплект всесезонных шин, стоит уточнить наличие маркировки, иначе на обледеневшей трассе при проверке могут выписать штраф.
Сотрудники дорожной полиции вправе оштрафовать водителя, если на покрышке виден индикатор изношенности. Шипованную резину можно использовать только с декабря по февраль, показатель износа для нее такой же.
Особенности и отличия летней и зимней резины
Дорожные условия зимой и летом кардинально отличаются: летом дорожное покрытие большую часть времени сухое, и только во время дождей становится мокрым, а зимой дрога практически всегда покрыта слоем льда и снега, поэтому скользкая. Одно и то же колесо на летней и зимней дороге ведет себя по-разному, поэтому для обеспечения надежного сцепления с дорогой зимой и летом должны использоваться покрышки с различными характеристиками.
Шины для эксплуатации в зимнее и летнее время отличаются по ряду параметров:
- Летние шины должны иметь такой рисунок протектора, который обеспечивал бы эффективное отведение воды из пятна контакт колеса с дорогой — этим обеспечивается надежное сцепление с мокрой дорогой и защита от «аквапланирования»;
- Зимние шины должны иметь такой протектор, который обеспечивал бы отвод из-под колеса снега и снежно-грязевой каши, которая имеет более высокую плотность, чем простая вода;
- Зимние шины должны обеспечивать лучшее сцепление со скользким дорожным покрытием — это достигается с помощью специального рисунка протектора с ламелями или с помощью более традиционных шипов;
- Летние шины должны сохранять форму и прочность при значительном нагреве (проще говоря — не плавиться от жары и от нагрева вследствие трения о горячую дорогу);
- Зимние шины, напротив, должны сохранять эластичность даже при значительных отрицательных температурах (то есть, не «дубеть» на морозе, как это часто происходит с резиновыми изделиями).
Как нетрудно заметить, к шинам, которые хорошо работают зимой и летом, предъявляются противоречивые требования, которые практически невозможно реализовать в одном изделии. Поэтому сегодня, несмотря на наличие так называемой всесезонной резины, широко используются специальные сезонные покрышки — летние и зимние.
Оптимальные для сезонной резины характеристики достигаются несколькими путями:
- Летние шины изготавливаются из твердых сортов резины, которые хорошо противостоят нагреву, зимние шины, напротив, производятся из мягких сортов резины, сохраняющих приемлемую эластичность при значительных отрицательных температурах;
- На летних и зимних шинах используются различные по рисунку и глубине протекторы, на летних — менее глубокие, на зимних — с большей глубиной;
- Зимние шины оснащаются металлическими шипами, которые обеспечивают надежное сцепление с обледенелым дорожным покрытием.
Столь серьезные отличия между летними и зимними шинами накладывает ограничения на их эксплуатацию. Так, летние шины при наступлении холодов теряют эластичность, а вместе с этим падает их коэффициент трения, в итоге летняя резина начинает скользить даже на незначительных обледенелых участках дороги. С другой стороны, зимние шины вследствие наличия шипов хуже походят для торможения и маневрирования на асфальте, а главное — из-за мягкой резины подвергаются значительному износу.
Так что замена летней резины на зимнюю, и наоборот — это и обеспечение безопасности движения, и сохранение сезонной резины. Избежать этого нельзя, поэтому нужно уметь выбирать оптимальное время для «переобувания» автомобиля.
Если очень нужно выехать на летней резине зимой
Если ехать нужно срочно, на улице гололед, а автопокрышки только в летнем исполнении, то временное решение все-таки есть. Можно купить специальные колесные цепи, которые на всякий непредвиденный случай всегда будут в багажнике. Цепи продаются в любом автомагазине, они обеспечивают максимальное сцепление с дорогой, но комфорт и удобство управляемости будут минимальными.
Естественно, машина в процессе передвижения будет шуметь, и издавать невероятно громкие и неприятные звуки. Но некоторое время потерпеть такое неудобство придется, так как в противном случае можно попасть в аварию при неконтролируемом скольжении.
Некоторые водители в качестве еще одного альтернативного, но сомнительного варианта выбирают микст. Можно ли ездить на летней резине зимой таким способом? Здесь можно дать только отрицательный ответ, так как микст подразумевает установку зимних шин только на одну ось. Соответственно, на другой оси будут находиться шины в летнем варианте.
Обычно по сезону переобувают ведущие колеса, а не ведущие оставляют в старой резине. Здесь может показаться все логичным. Ведь ведущие колеса цепляют дорогу, а вторая пара как бы и не нужна вовсе. Но как только на горизонте появляется поворот, водитель сразу же осознает свою ошибку.
Машину начнет заносить с задней оси, если микст установлен на переднеприводный транспорт. Заднеприводные авто менее подвержены таким заносам, но полностью исключить их нельзя — достаточно большой риск оказаться в кювете от сноса авто на повороте.
Микст больше подходит для тех, кто предпочитает дрифт, но вместо полноприводного ездит на переднеприводном агрегате. Для зимы такой вариант совсем не подойдет. В лучшем случае можно оказаться в какой-нибудь канаве, в худшем — наехать на людей или зацепить другой транспорт с непредсказуемыми последствиями.