Изменения ПДД
Изменения ПДД
В Интернете, СМИ, соцсетях и мессенджерах муссируется масса слухов о том, что в 2021 году разрешили сдавать на права с 16 или 17 лет. Где правда, а где ложь – расскажем в материале портала Avtospravochnaya.com.
В течение всего 2020 года в России не прекращался поток информации, посвящённый снижению требований к возрасту водителей и кандидатов на получение водительских прав. В частности, наибольшую популярность получили две инициативы:
- допуск за руль водителей с 16 лет;
- допуск за руль водителей с 17 лет.
Многие СМИ регионального и федерального уровня в декабре 2020 года и январе 2021 года заявляют о том, что все эти поправки уже приняты и подростки могут сдавать на права с 16 или 17 лет. На самом деле, подобные сообщения во многом преждевременны и преувеличены. Но обо всём по порядку…
ПРАВА С 16 ЛЕТ В 2021 ГОДУ
Идея выдавать подросткам права с 16 лет не так уже нова. Рассмотрим хронологию событий.
2016 год, сентябрь
Депутат Госдумы Олег Смолин предложил начать выдавать с 16 лет так называемые юношеские права (категории U, действующие с 16 до 18 лет). Предполагалось, что обладатель юношеских прав сможет управлять легковым автомобилем до достижения 18 лет, но только если в автомобиле находится лицо, имеющее водительские права и опыт вождения от 3 лет. В случае, если обладатель юношеских прав до достижения 18 лет будет остановлен на дороге без более опытного наставника, его предлагалось штрафовать на сумму от 2,5 до 5 тыс. рублей.
2018 год, май
Упомянутая выше инициатива по юношеским правам дошла до Госдумы лишь в мае 2018 года. Однако, дальше данная инициатива не прошла – законопроект отклонили в первом же чтении.
2020 год, сентябрь
Инициатива допуска за руль с 16 лет вновь всколыхнула общественность в сентябре 2020 года. На этот раз инициатором стал депутат Василий Власов. Он написал письмо на имя руководителя ГИБДД РФ, где призвал разрешить начинать обучаться в автошколе с 15 лет 6 месяцев, а водительские права выдавать с 16 лет. По мнению депутата, это позволит раньше вовлекать людей в экономическую жизнь – молодые люди будут работать и зарабатывать, чтобы купить себе машину. Кроме того, это позволит передвигаться на машине студентам, живущим далеко от места учёбы.
В ГИБДД подтвердили получение данного письма депутата – в ведомстве обещали детально изучить письмо и изложенные в нём предложения.
2020 год, декабрь
В начале декабря 2020 года СМИ начали форсировать события и заявлять о том, что 16-летних подростков допустят к экзаменам на права и разрешат им управлять автомобилем. Формальным поводом к этому стал проект нового регламента МВД по проведению экзаменов на права в ГИБДД, который должен вступить в силу с 1 апреля 2021 года.
В проекте данного регламента есть упоминание о том, что допуск к экзаменам в ГИБДД может быть осуществлён с 16 лет, при условии письменного согласия родителей.
« Для получения государственной услуги заявители представляют: письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения, заверенное в соответствии с законодательством РФ », — прописано в проекте нового регламента МВД.
« Планируется, что согласие от родителей потребуется молодым людям, которым не исполнилось 18 лет. Это уточнение появляется в административном регламенте впервые », — громко и в один голос заявляют СМИ, среди которых множество «авторитетных» автомобильных и федеральных изданий.
Естественно, проверять информацию, заявленную крупными СМИ, другие издания, а уж тем более соцсети и мессенджеры, не стали. И понеслись заголовки о том, что «В России начнут выдавать права с 16 лет», «В 2021 году экзамен на права будут принимать с 16 лет» и т.д. Об этом начали вещать чуть ли не из каждого утюга, бурно обсуждая в комментариях это новшество. В процессе копирования и репостов информация трансформировалась – если изначально речь шла о проекте, то теперь говорят уже как о свершившемся факте.
Однако, как уже неоднократно сообщал портал Avtospravochnaya.com, эти утверждения СМИ не соответствует действительности, что очень просто доказать, и каждый желающий может очень легко проверить достоверность указанной информации.
Во-первых, даже если бы эта информация была верна, по состоянию на 5 января 2021 года проект нового регламента МВД до сих пор официально не утверждён – то есть, говорить об изменении возраста для допуска к экзаменам на права как минимум преждевременно.
Во-вторых, даже если бы проект регламента уже утвердили, то в части возраста сдачи экзамена на права не поменялось бы ровным счётом ничего. Дело в том, что данный пункт, разрешающий сдавать экзамен на права с 16 лет, уже давно есть в действующем регламенте МВД. Да-да, если бы люди не верили слепо заявлениям СМИ о сенсации, а просто открыли бы действующий регламент МВД, они бы не тратили время на пустые споры в комментариях.
Согласно действующей сейчас редакции регламента МВД по приёму экзаменов на права (действует с 2017 года), в перечень документов при сдаче экзамена на права, помимо прочего, входит:
« письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения, заверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации — в случае, когда заявителем является лицо в возрасте от 16 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ».
Более того, аналогичный пункт был и в редакции регламента ещё от 2015 года. Единственное отличие – тогда требовалось согласие « законных представителей », а в 2017 году формулировку изменили на « одного из законных представителей ».
Точно такая же формулировка, как в регламенте 2017 года, «перекочевала» и в проект регламента 2021 года – видимо, это и стало «открытием» для СМИ, которые в действующий регламент, судя по всему, и не заглядывали.
Действительно, сдавать на права в возрасте от 16 до 18 лет в России разрешено уже давно. Однако, КТО СКАЗАЛ, ЧТО РЕЧЬ ИДЁТ О ПРАВАХ НА ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ?
И тут всплывает очередной прокол «профессиональных» журналистов – все почему-то решили, что речь идёт о правах на легковой автомобиль, хотя на это в тексте нет даже намёка.
Для тех, кто не в курсе, напомним: на сегодняшний день в России с 16 лет разрешено:
- получать права и садиться за руль мопедов и лёгких мотоциклов (транспортные средства категорий М и А1);
- ОБУЧАТЬСЯ управлению легковыми и грузовыми автомобилями (транспортные средства категорий «В», «С» или подкатегории «С1»).
То есть, о том, чтобы в 2021 году допускать к экзаменам на права для управления автомобилем 16-летних подростков по факту речи не идёт. Инициатива депутатов о допуске за руль с 16 лет также до сих пор так и остаётся лишь очередной инициативой – никакого официального документа из неё не «родилось».
ПРАВА С 17 ЛЕТ В 2021 ГОДУ
Другая инициатива касается уже 17-летних подростков. На этот раз, речь идёт о том, чтобы допускать их уже к управлению автомобилем.
На сегодняшний день сдавать на права для управления легковым автомобилем можно с 17 лет. Однако, даже в случае успешной сдачи теории и вождения, по факту права выдаются только после достижения 18 лет. МВД предлагает изменить этот порядок, допустив 17-летних подростков, успешно сдавших экзамен в ГИБДД, к управлению автомобилем, не дожидаясь совершеннолетия.
Эта инициатива также появилась далеко не сегодня – изменения готовились МВД ещё в 2019 году. Речь идёт о законопроекте, который вносит поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», меняющие правила допуска за руль транспортных средств.
В 2019 году, после общественных обсуждений, законопроект получил отрицательное заключение. Однако, он был доработан и возвращён на рассмотрение Правительства осенью 2020 года.
Согласно тексту документа, 17-летним подросткам, сдавшим экзамен на права, предлагается разрешить ездить за рулём в сопровождении наставника.
« Несовершеннолетние лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к управлению транспортными средствами категории В и подкатегории В1 с сопровождающим водителем-наставником », – говорится в тексте законопроекта.
Как мы видим, здесь впервые появляется понятие « водитель-наставник ». Как указано в пояснительной записке документа, это водитель, имеющий право управления транспортным средством категории В или подкатегории В1, сопровождающий несовершеннолетнего водителя в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Конкретные требования к водителю-наставнику в документе не прописаны — идёт отсылка на Правительство, то есть именно оно должно определить данные требования и зафиксировать их в своём постановлении или распоряжении.
« Порядок и условия управления транспортными средствами категории В и подкатегории В1 несовершеннолетними лицами с сопровождающим водителем-наставником определяется Правительством Российской Федерации », — коротко указано в документе.
Скорее всего, требования к наставнику будут включать как минимум возраст и стаж, чтобы обеспечить безопасность на дороге начинающего водителя.
Эта инициатива более жизнеспособна – вполне вероятно, что её примут и утвердят. Однако, на сегодняшний день она также не утверждена. Более того, рассчитывать на то, что водителям разрешат управлять автомобилем с 17 лет в 2021 году – уже бессмысленно.
Дело в том, что в проекте прописан срок вступления в силу поправок, касающихся возраста водителей – 1 год с момента официальной публикации подписанного документа. Учитывая, что 2021 год уже начался, а документ даже не подписан, в лучшем случае, поправки могут вступить в силу с 2022 года. В худшем случае – их вновь отклонят, тогда всё останется как есть, и с 17 лет ездить за рулём никому не разрешат.
Резюмируя, напомним, какие требования к возрасту водителей действуют на данный момент (5 января 2021 года):
Наказание
Несовершеннолетний не может управлять транспортным средством, не имея удостоверения водителя, будь то автомобиль, мотоцикл либо скутер. Что, если несовершеннолетнего поймают за рулём?
Согласно ст. 12.7 ч.1 КоАП РФ к лицу, управляющему автомобилем и не имеющим на это права (исключение составляет учебная езда) будет применено административное взыскание от 5 до 15 тысяч рублей. Также несовершеннолетний водитель будет лишён права управлять ТС, а сам автомобиль задерживается и отправляется на штрафстоянку.
Другие изменения касаются списка ошибок и присутствия на экзамене третьих лиц
Изменен перечень ошибок и нарушений, за которые выставляются штрафные баллы. За недочеты можно получить один, два или три штрафных балла в зависимости от того, насколько сильно они влияют на безопасность движения. Для успешной сдачи экзамена нужно набрать не больше пяти штрафных баллов.
В отдельный блок вынесены грубые ошибки, после которых экзамен будет считаться проваленным. Это, например, непристегнутый ремень и использование телефона во время движения.
Также теперь во время экзамена в машине имеет право присутствовать третий человек. Это может быть представитель автошколы и общественных объединений либо ожидающий своей очереди экзаменуемый. Предполагается, что такая мера повысит прозрачность процесса и поможет разрешить возможные спорные ситуации.
Со скольки лет можно получить права на мотоцикл
Мотоциклы, мопеды и скутеры относятся к общей категории А. При этом данная категория имеет определенное разделение:
- А1 — мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт;
- А — мотоциклы, в том числе с боковым прицепом, а также другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более;
И права на категорию А и права на категорию А1 можно получить в Украине с 16 лет, при этом учиться на эту категорию можно с 14 лет.
Подпишись на наш Telegram-канал , если хочешь первым узнавать главные новости
Осторожные новички
В беседе с «360» автомобильный журналист Петр Баканов сказал, что идея сажать подростков за руль с 17 лет вполне удачная. Ведь люди в таком возрасте уже достаточно сознательные, активные и даже могут работать, то есть ответственные и готовы вести себя адекватно.
Транспортный вопрос для России всегда стоял остро. Я считаю, что изменения очень хорошие. Если мы согласны с 16 лет обучать, давайте будем давать право [сажать за руль]. Есть некоторые сложности с точки зрения юриспруденции, почему и требуется сопровождение взрослым до 18-летия. Это тоже правильно
По его мнению, даже если человек садится за руль в 18 лет, а не 17, он осторожничает и боится, поэтому необдуманных маневров не совершает. Проблемы начинаются спустя примерно год-полтора, когда действия доходят до некоторого автоматизма. Ему кажется, что он совладает с ситуацией, но это заблуждение.
Тем более что около 17-летнего будет сидеть наставник, который сможет вмешаться в случае, например, дорожного конфликта. Главное — наделить наставника определенными правами, чтобы он мог помочь, если вдруг подросток не справится с управлением.
«Снижение возраста не должно кардинально повлиять на аварийность, кроме количественного фактора, который присутствует всегда. То есть чем больше человеческого фактора, тем больше шансов, что возникнет ДТП. Проблема другая — новичок не столь опасен, потому что он ездит медленно, аккуратно, осторожно. Страшнее, когда новичок, уже освоившись с ТС, начинает повышать скорость и думать, что он все может, а он на самом деле ничего не может. А тут что он в 18 лет сядет, что в 17 — разницы особой не будет», — сказал Баканов.
Когда можно начинать учиться на права?
Согласно закону Республики Беларусь «О дорожном движении», начинать обучение управлению транспортными средствами можно за 2 года до достижения минимального возраста, необходимого для получения прав выбранной категории. Таким образом, выходит, что:
- — Обучаться для прав категории АМ и А1 можно с 14 лет;
- — Обучаться для прав категории А и С можно с 15 лет;
- — Обучаться для прав категории А, B, C можно с 16 лет;
- — Обучаться для прав категории D, F, I можно с 19 лет.
Стоит отметить, что даже если учебу и сдачу экзамена курсант проходит заранее, права он сможет получить только по достижении установленного возраста для своей категории.
Как штрафуют за превышение скорости на дорогах в Германии 31.01.2020
Министерство юстиции России предлагает существенно повысить штрафы за превышение скорости водителями. Какие наказания предусмотрены за эти нарушения ПДД в Германии?