Экзамен на автодроме: как сдать
Экзамен на автодроме: как сдать
Мы уже рассказывали об особенностях сдачи экзамена в ГИБДД. Также писали о том, как успешно сдать теоретическую часть. В этой статье поговорим о том, как проходит сдача экзамена на автодроме, на что следует обратить внимание, какие ошибки встречаются чаще всего и что нужно делать, чтобы сдать экзамен с первого раза.
Кто имеет право обучать вождению автомобиля кроме инструктора?
Вопрос о возможности самостоятельно научить человека вождению, чаще всего возникает у родителей, которые хотят преподать первичные навыки управления автомобилем детям подросткового возраста.
Можно ли учить вождению на своей машине человека без прав в городе, либо на дорогах за городом?
Увы, но ответ на этот вопрос отрицательный. В соответствии с пунктом 21.3 Правил дорожного движения России, человек, обучающий вождению ученика на дорогах, должен иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, то есть, «корочку» инструктора.
Кроме того, ПДД требуют, чтобы автомобиль, на котором осуществляется обучение, был оборудован дублирующими органами управления.
Итак, с городскими и загородными дорогами мы разобрались – учить вождению на них может только инструктор. А можно ли учить вождению на своей машине человека без прав на площадке, либо в чистом поле? Об этом читайте в следующей главе.
Обучение езде на своем авто
Всем известно, что зачастую первый водительский опыт многие будущие шоферы приобретают не в автошколе, обучаясь искусству на автодроме, а благодаря родительской машине за городом или где-то на даче.
Сегодня данный вариант считается грубым нарушением законодательства. Опираясь на ПДД России (п. 21.1), обучаться навыкам управления ТС можно на закрытой площадке либо автодроме. К тому же учить своего подопечного должен исключительно инструктор, и машина все также должна иметь дублирующие педали.
Существует мнение относительно того, что инструктор требуется лишь на учебное вождение на дорогах общего пользования, однако это заблуждение. Трактование закона вкупе с судебной практикой указывает, что соблюдение ПДД распространяется и на начальный период обучения вождения, местом для водительской практики которым выступает автодром или закрытая площадка. Следовательно, любые способы обучения езде на машине разрешены исключительно с опытным инструктором, к тому же на специально оснащенном автотранспорте. Обычному водителю запрещено давать уроки по вождению даже на начальном этапе, несмотря на место проведения.
Эксперты: водителям придется лучше учиться
Эксперт ОНФ по безопасности дорожного движения, юрист Катерина Соловьева назвала грядущие изменения стандартным процессом оптимизации обучения и не считает, что они значительно усложнят процесс сдачи экзамена. Она уверена, что обучать и принимать экзамены нужно в максимально приближенной к реальности обстановке, поскольку сейчас водителям не хватает практики и опыта.
— Сейчас та же парковка для новичков — огромная проблема. Не думаю, что во время экзамена этот навык будут проверять среди обычных автомобилей на стоянках, но условия должны быть максимально приближенными к реальности, — считает эксперт. — Абсолютных и практических навыков мне лично автошкола не дала. Сейчас все привыкли, что как попало проедут и получат удостоверение, надо уходить от этого. Но никакой экзамен не научит практическим навыкам. Кроме того, водителям не хватает этического воспитания, а ведь никакой «кнут» качественного водителя не воспитает.
Также Соловьева считает, что отказываться от балльной системы слишком рано: «Сначала, в течение 5–6 лет, стоит отточить проведение объединенного экзамена и оценить, какой эффект он принес. А потом уже задуматься об отмене баллов. У обучающихся нет статуса водителя, и наказывать их не за что. Любые критерии, по которым оценивают кандидатов, должны быть объективными, и на данном этапе я против того, чтобы водителей оценивали по субъективным параметрам, а не по балльной системе».
В свою очередь, глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов рассказал, что в процессе обучения в автошколах ничего не поменяется, поскольку все программы утверждены законом об образовании. Однако отметил, что теперь учить кандидатов будут более тщательно: если на некоторые моменты инструкторы иногда могли закрыть глаза, то теперь это стало просто невозможным.
— Уже на первом этапе посадки в автомобиль, по тому, как кандидат заводит двигатель, пользуется ручником, инспектор сможет делать вывод о подготовке водителя, — сказал Ачкасов. — Если кандидат сдулся, его сразу отправят на пересдачу. Все эти изменения направлены на более качественную подготовку автомобилистов. Мы их поддерживаем.
Органы управления автомобилем — педали газа, тормоза, сцепления, ручной тормоз переключение передач и состояние автомобиля («убитость»)
Педаль газа
Педаль газа имеет очень разную чувствительность. В некоторых машинах даже небольшое нажатие на педаль приводит к «перегазовке», которая на экзаменах может привести к штрафным баллам. Поведение педали газа наиболее критично при выполнении упражнения “эстакада” на площадке.
Педаль сцепления
Сцепление схватывает тоже очень по-разному, в каких-то машинах – почти сразу, в каких-то – на середине хода педали; на каких-то машинах – оно плавное, на каких-то – чувствуются некоторые шаги (дискретность).
Педаль сцепления влияет как на езду на площадке, так и в городе. Проблемы со сцеплением вызывают серьезный стресс. Если вы заглохли, то это штрафные баллы.
Обратите внимание на нашу статью Как трогаться на автомобиле, чтобы экзамен в ГИБДД прошёл гладко.
Тормоза
Для того, чтобы почувствовать педаль тормоза и научиться тормозить хотя бы не резко, особенно в стрессе, нужно некоторое время. Это особенно критично зимой в гололед или в дождь.
Ручной тормоз
Если ручной тормоз жесткий, то для того, чтобы зафиксировать на наклонной поверхности автомобиль, нужно прилагать заметное усилие (как при постановке, так и при снятии).
“Ручник” – ключевой элемент для упражнения “эстакада”. При выполнении упражнения «ручник» часто недостаточно жестко фиксирует автомобиль на наклоне.
Чтобы избежать проблем, нельзя резко отпускать ножной тормоз после установки “ручника”. Полезно уметь делать упражнение “эстакада” без “ручника” (используя только ножной тормоз).
Ручка переключения скоростей
В автомобилях разный ход ручки переключения и разная фиксация (где-то – четкая, со щелчком; где-то – мягкая) положения передач, из-за чего при переключении могут быть промахи (к примеру, вы можете попасть в 4 передачу вместо 2). Ручка переключения влияет на езду в городе.
Площадка сдается на первой скорости. То, что у разных производителей по-разному включается задняя передача, практически ни на что не влияет, но перед экзаменом нужно уточнить как это делать.
Двигатель
Двигатель очень сильно влияет на поведение машины, но для сдачи в ГИБДД он не особо принципиален: вы будете двигаться на 2-3 передаче без резких маневров.
Принципиально только то, как машина ведет себя на 1 скорости с минимальным газом (в каких условиях можно трогаться только на сцепление).
Зеркала
Размер (площадь) зеркал может отличаться в разы и соответственно они могут обеспечивать очень разный обзор. В дождь и снег некоторые зеркала не выполняют свою функцию. Как минимум, могу посоветовать иметь на экзамене тряпку или салфетку, чтобы их протереть.
Остерегайтесь недоката и изучайте рейтинги!
Елена Витюгова рассказала, что новый порядок экзамена на процессе обучения отразится не особенно. В любом случае, автошкола учит своих курсантов по образовательным программам, которые разработаны на основании программ подготовки водителей. А поскольку в программах этих изменений нет — суть обучения тоже не особенно изменится.
— Требования к автошколам иметь закрытые площадки — остаются, они никуда не деваются. Экзамены будут приниматься в реальных условиях, но обучение на площадках остается. Ведь неподготовленных учеников нельзя сразу выпускать учиться водить в город. Придется ввести некоторые корректировки в практическую часть подготовки к экзамену, но в основном все останется как прежде, — рассказала исполнительный директор Федерации автошкол РТ.
Елена Витюгова рассказала, что новый порядок экзамена на процессе обучения отразится не особенно. Фото: скриншот видео
У Федерации есть опасения, что не все автошколы добросовестно будут исполнять требования подготовки кандидатов. Например, кто-то, по мнению Витюговой, перестанет отрабатывать «змейку» на площадках (сейчас ее исключат из списка проверяемых навыков). А ситуация с недобросовестными автошколами в республике не редкость: например, примерно половина выпускников впоследствии говорят, например, о том, что в автошколе был недокат примерно на 50%. Поэтому Витюгова советует:
— Следите за тем, чтобы вам давали все часы вождения в полном объеме. Ни в коем случае не расписывайтесь заранее за часы, которые вы не откатали. Таких обращений и мы, и Минобразования, и Роспотребнадзор получаем очень много, но если вы расписались за неоткатанные часы заранее — никто не сможет доказать, что их вам не дали.
А еще и Витюгова, и Бикмухаметов посоветовали ответственно относиться к выбору автошколы. Не нужно ее выбирать по принципу «где дешевле», ведь подготовка водителя требует средств. Нужно нанять грамотных и квалифицированных преподавателей, арендовать помещение, закрытую площадку, содержать и заправлять автомобили.
Обязательно стоит изучать рейтинги автошкол, которые составляются по объективным показателям (например, по проценту сдачи экзаменов с первого раза). С ними можно ознакомиться и на сайте Федерации автошкол РТ, и на сайте Госавтоинспекции. Те автошколы, которые находятся на верхушке рейтингов, заслуживают доверия. А излишняя дешевизна должна вызвать как минимум желание все проверить, прочитать отзывы бывших курсантов, зайти на занятия и посмотреть, как они проходят.
Сдача экзамена по вождению в Украине
После успешной сдачи теоретической части, минимум через неделю, будущий водитель имеет право сдавать практику. Сдавать можно как на автомобиле автошколы, так и на автомобилях Сервисного центра.
Если студент сдает на автомобилях автошколы, то рядом с ним сидит уже знакомый за месяц обучения инструктор, а инспектор Сервисного центра сидит на заднем сидении. В случае, когда студент сдает самостоятельно, то студент находится в машине один на один с инспектором, который сидит на переднем пассажирском сидении.
В салоне экзаменационного автомобиля есть видеорегистратор, который фиксирует все происходящее, как в салоне, так и вокруг автомобиля
Сам экзамен по вождению разбит еще на две части: площадка (автодром) и город.
На автодроме студент должен выполнить ряд базовых упражнений:
- Заезд на горку без отката назад
- Параллельная парковка
- Разворот в три приема
- Заезд в гараж задним ходом с левой и с правой стороны
Если автодром успешно сдан, то студента выпускают в город, где он должен 20 минут ездить по экзаменационному маршруту. Отметим, что инспектор имеет право частично менять маршрут по своему усмотрению. Невыполнение приказов инспектора ведет к автоматическому завершению экзамена.
Во время практического экзамена у студента есть право на 3 ошибки
Отметим, что на один успешный экзамен по теории будущий водитель имеет 3 попытки сдать практическое вождение, если человек с 3 раза не сдает экзамен по вождению, то его отправляют на пересдачу.
Информация и обучающие видео с автодромов для каждого сервисного центра есть в свободном доступе в сети, настоятельно рекомендуем ознакомится с ними, перед тем как ехать и сдавать экзамен. Пример всех экзаменационных упражнений на автодроме в Киеве на Туполева и на Павла Усенка:
Карты экзаменационных маршрутов по городу доступны на официальном сайте Сервисного центра по ССЫЛКЕ.
Подпишись на наш Telegram-канал , если хочешь первым узнавать главные новости