Смазка для подшипников
Смазка для подшипников.
Одним из важнейших условий работы подшипника является выбор смазочного материала и способа смазки.
Для смазки подшипников качения применяют в основном два вида смазочных материалов: жидкие смазочные масла и пластичные смазки.
Пластичная смазка = масла + загуститель + присадки
Каждый из этих видов имеет свои преимущества. При выборе масел для подшипникового узла необходимо учитывать следующие факторы:
— размеры подшипника и скорость его вращения.
— рабочую температуру узла.
По статистике преждевременных отказов подшипников
из-за неправильной смазки выходит из строя
один подшипник из трех (более 33%)!
Чем выше окружная скорость, тем меньше должна быть вязкость жидкой смазки
Наиболее распространенные в подшипниковых узлах системы подачи масла: масляная ванна, при помощи фитилей, разбрызгивания, конических насадок, винтовых канавок, дозирующих масленок, распылением (при помощи воздуха).
Масло к подшипникам может подаваться без циркуляции его в узле и с циркуляцией.
Пластичная смазка является, по своей сути, загущенным смазочным маслом. Загуститель создает в смазочном материале структурный волокнистый каркас, в ячейках которого удерживается смазочное масло.
Наиболее широко применяют мыльные смазочные материалы, в которых загустителями служат мыла жирных кислот, а в качестве масла — минеральные масла. Применяются также специальные смазочные материалы, которые готовят на синтетических маслах или на смеси синтетических и минеральных масел с применением в качестве загустителя различных органических и неорганических веществ.
Пластичные смазки целесообразно использовать в узлах, доступ к которым затруднен, а также при высоких и ударных нагрузках и переменном скоростном режиме работы. Способность удержания пластичной смазки позволяет использовать ее как уплотнитель, изолирующий узел от внешней среды.
При работе со смазочными веществами необходимо помнить, что чрезмерное количество смазки может вывести подшипник из строя!
Избыток смазки в подшипнике может препятствовать свободному вращению тел качения в сепараторе и может привести к нагреву и как следствие уменьшению зазора и возможно заклиниванию подшипника.
Закрытые подшипники поставляются производителем с заложенной на весь срок эксплуатации и в нужном количестве смазкой.
Выбор пластичной смазки для подшипников.
Рекомендуемая смазка
Условия работы подшипника
Не допускается смазку Литол-24 и ее заменители, имеющие литиевую основу, смешивать с кальциевыми (солидолы), натриевыми и алюминиевыми смазками.
СОЛИДОЛ
Начнем именно с этого вещества, скажем так — это одно из первых пластичных смазок, и как становится понятно, морально устарел. Применялся еще в конце 20-х годов прошлого века. Если взять метод производства, то он достаточно прост – берутся остатки нефтяных фракций (которые остались от выработки бензина), могут называть еще «нефтяное масло» и добавляют в него кальциевое мыло. Состав получается очень густой и очень пластичный, но не текучий!
Идеально для нанесения смазки на различные узлы, чтобы она не стекала. Так и получается солидол, именно он отлично смазывает шарниры и другие узлы, которые находятся вне «масляных ванн». Применялся очень часто на устаревшей технике, как на сельскохозяйственной, так и на автотранспортной. НО техника меняется, скорости растут, растет и нагрузка, собственно и температуры.
Поэтому на современных машинах применение этого состава, не рекомендуется! Почему? ДА все просто уже при температуре в 80-85 градусов Цельсия, этот состав становится жидким, теряет свои свойства, просто разрушается.
Еще один минус, он может химически «конфликтовать» с некоторыми видами силиконовых материалов. Это могут быть всевозможные сальники и пыльники, он просто их быстрее разрушит, что для подвески автомобиля означает быстрый выход из строя. Поэтому для современных авто, нужен другой состав и реально он есть
Литол 24: характеристики
Главное преимущество смазки Литол 24 перед конкурентами – это повышенная механическая стабильность. За счет этого состав можно применять, в том числе, в механизмах, где присутствует серьезная нагрузка.
Рабочая температура смазки Литол 24 находится в промежутке от минус 40 градусов по Цельсию до плюс 120 градусов. За счет этого ее можно использовать, например, в подшипниках, где высокая температура в процессе работы, а также в подвеске автомобиля.
Обратите внимание: Несмотря на предел работы состава от минус 40 градусов по Цельсию, он уже немного теряет свои свойства при температуре в минус 30 градусов. Но, поскольку в процессе работы автомобиля все ключевые детали, которые смазываются данным составом, нагреваются, повышается и температура смазки, вместе с чем возвращаются ее свойства.
Стоит также отметить, что Литол 24 практически невосприимчив к попаданию влаги. В процессе работы состав образует пленку, которая не смывается водой, например, при попадании брызг из лужи.
Еще одно полезное свойство смазки Литол 24 – антикоррозийное. За счет него Литол 24 часто используют при необходимости «законсервировать» деталь на длительное хранение. Ее смазывают составом, что позволяет снизить вероятность возникновения ржавчины.
Важно: На смазке Литол 24, практически любого производителя, можно встретить надпись, что срок хранения состава – 5 лет. Но на практике это не так. Литол 24 может храниться значительно дольше, не имея четкого срока годности по хранению. Если вы используете смазку, которой значительно больше, чем 5 лет, убедитесь, что по консистенции она не изменилась, и после этого ее можно спокойно использовать.
Смазка ступичного подшипника своими руками
Как отмечают специалисты, подшипники ступиц в ряде случаев нуждаются в обслуживании. По этой причине нужно знать, как смазать ступичный подшипник. Для этого необходимо приобрести смазку, сальники, подготовить ключи, отвертки, съемник, очиститель и т.д.
Для проведения работ потребуется:
- загнать машину на яму или поднять на подъемнике, вывесить колесо и снять его;
- ослабить ступичную гайку, снять тормозной диск, отсоединить ступицу от поворотного кулака; ;
- теперь можно убрать старую смазку, очистить подшипник, нанести смазку на сепаратор подшипника;
- завершением будет установка подшипника и правильная его центровка при помощи обоймы.
Также добавим, что смазка обычно служит около 50 тыс. км., однако если условия тяжелые, то износ может наступить уже к 30 тыс. км. Чтобы точно знать, когда менять смазку подшипников ступиц, рекомендуется учитывать такие особенности:
- тип ступичного подшипника;
- нагрузки при эксплуатации авто;
- вид используемой смазки;
- особенности конструкции в плане защиты от попадания воды и грязи;
Как правило, если сам подшипник обычно выхаживает около 80-100 тыс. км., опытные специалисты рекомендуют смазывать элемент высокотемпературной смазкой каждые 40-50 тыс. км. В противном случае срок службы подшипника сокращается на 30-40%. В свою очередь, обслуженные подшипники хорошего качества при щадящих условиях эксплуатации могут прослужить и 150 тыс. без особых проблем.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие виды силиконовой смазки для авто существуют. Из этой статьи вы узнаете, для каких целей и задач стоит использовать те или иные типы смазок, а также на что обратить внимание при подборе силиконовой смазки.
Что касается нанесения, не следует наносить как слишком мало, так и слишком много смазки. Если смазки недостаточно, небольшое количество сработается и подшипник износится. В свою очередь, большое количество приведет к тому, что избытки будут выдавлены наружу, на них начнет накапливаться грязь, пыль и т.д.
Лучшие смазки для высоконагруженных соединений
LIQUI MOLY LM 50
На этот раз немецкий концерн изменил своим традициям – труднопроизносимого названия на немецком языке на упаковке нет. Очевидно, «радлагерхохтемпературфетт» даже им показалось излишним, и высокотемпературная смазка для колесных подшипников от Liqui Moly называется просто – LM50.
Минимальная фасовка – 0,4 кг, но для автохозяйств и прочих крупных потребителей есть и упаковка до 25 кг. LM50 гарантированно сохраняет смазочные и противозадирные свойства в диапазоне температур от -30 до 160 градусов. Помимо колесных подшипников, она может прекрасно работать в карданных крестовинах и других герметизированных игольчатых подшипниках, подшипниках скольжения.
Смазка не только отлично удерживается в парах трения, но и стойка к вымыванию. С учетом вполне доступной цены (указана для тары 0,4 кг), ее можно смело назвать лучшей смазкой для подшипников (ступицы и др.).
- Высокая эффективность
- Трудносмываемость
- Не самые высокие высокотемпературные свойства
SKF LGWA 2
Специальная смазка, выпускаемая одним из ведущих мировых производителей подшипников, не могла не заслужить достойное место в рейтинге. Основа LGWA 2 – это минеральное масло, загущенное с литиевыми добавками. Однако же это далеко не литол: по своей предельной температуростойкости оно становится лидером рейтинга лучших смазок для подшипников (пиковая рабочая температура – 220 градусов), хотя для длительной работы в условиях высоких температур стоит предпочесть Liqui Moly.
Немаловажный момент – превосходная влагостойкость смазки, одна из лучших в своем классе. Выбрать LGWA 2 для работы в сложных условиях, при высоких нагрузках будет правильным решением.
Недостаток отметим только один – если остальные смазки, попавшие в рейтинг, можно легко найти в любом автомагазине, то SKF придется поискать. С учетом цены (указана за 400 г) придется дать смазке LGWA 2 второе место.
ЛИТИЕВЫЕ МАРКИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Отвечая на вопрос, какая смазка лучше для подшипников, многие специалисты отдают предпочтение литиевым составам. Самые популярные среди них:
Основой смазок является нефтяное масло, загущенное литиевыми мылами. Характерной отличительной особенностью является желтый цвет всевозможных оттенков. Они являются хорошей альтернативой дорогостоящим синтетическим маркам. Многие поколения автомобилистов отдают предпочтение Литолу. Они с успехом используют Литол-24 для смазывания ступиц своих авто и не отмечают повышенного износа деталей даже после пробега в 80-100 тысяч километров. Однако нужно иметь в виду, что из-за своих недостатков, о которых мы расскажем ниже, Литол все же не рекомендуется к использованию производителями автомобилей. Зато для подшипников оборудования, подверженного высоким нагрузкам, он подходит отлично. Благодаря содержащемуся в составе литиевых смазочных материалов органического загустителю они легко наносятся на поверхность узла. Устойчивы к перепадам температур. Расплавление большинства смазок группы Литолов происходит при температуре свыше 200 °С. Этого вполне достаточно для условий нормальной эксплуатации.
1. Входящие в состав литиевых смазок органические кислоты вызывают повышенный износ и разрушение полимерных уплотнителей и сальников.
2. Литиевые смазки не предназначены для условий экстремальной эксплуатации.
Максимальная надёжность ходовой части
Чтобы решить, какая смазка будет оптимальным вариантом для защиты ступичных подшипников, обязательно уделите внимание чтению инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, производитель указывает разновидность состава, который разрешён к применению или даже конкретное наименование продукции. Если же таких указаний не имеется, можно использовать литиевую смазку, которая обеспечивает превосходную защиту от ускоренного износа и коррозии. Отечественный состав Литол-24 и зарубежные аналоги имеют практически одинаковую эффективность применения, поэтому на торговую марку при покупке можно не обращать внимания. Кроме того, альтернативным вариантом является смазка на основе дисульфида молибдена, хотя она не столь устойчива к воздействию влаги и имеет некоторые другие особенности.