В Госдуме предлагают изменить порядок аттестации учителей
В Госдуме предлагают изменить порядок аттестации учителей
Действующая система аттестации учителей не отражает реальной картины их профессиональных знаний, считают в Госдуме и предлагают отменить некоторые трудновыполнимые требования такой аттестации. В самом педагогическом сообществе пока неоднозначно оценивают эффективность действующей системы квалификационных категорий. Как эта система влияет на зарплату и карьерный рост учителей, выяснила «Парламентская газета».
Не прошедших аттестацию предметников могут уволить
Сегодня все педагогические работники относятся к одной из четырёх квалификационных категорий: молодой специалист, учитель, который соответствует занимаемой должности, и педагоги первой и высшей квалификационной категории. Категория «молодой специалист» присваивается выпускникам педвузов, которые после защиты диплома устроились на работу. Этот статус сохраняется за специалистом в течение трёх лет и больше, если учитель ушёл в отпуск по уходу за ребёнком, его призвали на военную службу или он поступил на очное отделение аспирантуры.
По истечении этого срока учитель обязан пройти профэкзамен на соответствие занимаемой должности. Комиссия принимает решение, достаточно у педагога знаний и умений или нет. Если она придёт к выводу, что специалист не соответствует занимаемой должности, руководство школы вправе его уволить. В случае, если молодой учитель успешно прошёл аттестацию, следующую переаттестацию он проходит только через 5 лет. Переподтверждение категории на «соответствие» — обязательная процедура для всех педагогов. Освобождают от неё беременных женщин и тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, а также сотрудников, находящихся на больничном более 4 месяцев.
Логично, что к педагогам, подавшим заявление на получение первой категории, предъявляются более высокие требования, чем к их коллегам, просто подтвердившим соответствие занимаемой должности. Так, первую категорию присваивают учителям, если их ученики показывают «стабильные положительные результаты по предмету и высокую степень развития интеллектуальных, творческих, физкультурно-спортивных способностей», говорится в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года №276. Ещё одно обязательное условие — преподаватель должен внести личный вклад в повышение качества образования, активно участвовать в работе своей школы и делиться опытом с коллективом.
Главное условие — хорошо учить детей
Через два года после получения первой категории педагог имеет право пройти аттестацию на получение высшей категории. Порядок получения высшей категории аналогичный получению первой. При этом добавляется дополнительное требование. Претендент должен активно участвовать в работе методических объединений школы, в разработке программно-методического сопровождения обучения, а также в профессиональных конкурсах.
«Нередко от учителей требуют участия в мероприятиях регионального уровня», — пояснил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Такие возможности не всегда есть в глубинке, поэтому профсоюзы работников образования считают это условие трудновыполнимым. «Порядок профаттестации нуждается в улучшении, его нужно менять», — поддержал профсоюзы Смолин.
Ранее, выступая на Московском международном салоне образования коллега Смолина по комитету Любовь Духанина привела данные исследования ОНФ об отношении педагогов к аттестации. Согласно опросу, только 17% учителей считает результаты аттестации полностью объективными. По мнению 23% учителей, аттестация не отражает реальной картины профессиональных знаний и умений, а 29 % опрошенных считают её формальной процедурой.
Кроме того, требования, выдвигаемые аттестацией, не всегда совпадают в разных регионах, отметила замглавы профильного комитета Госдумы. Другими словами, одни субъекты вводят для учителей «обязаловку» в виде участия в региональных конференциях и слётах, другие нет. В Москве, как пояснил «Парламентской газете» директор школы №548, народный учитель РФ Ефим Рачевский, такого требования нет. «Самое главное условие — учитель должен хорошо учить детей и делать свои процессы открытыми, чтобы у него могли учиться молодые коллеги», — сказал он. Действующую систему аттестации он считает понятной и привычной. По условиям аттестации, отработав три года, молодой специалист сможет сразу сдать экзамен на высшую категорию, уточнил Рачевский. Такие случаи, по его словам, в школе «Царицыно» были.
Размер доплат отличается в регионах
К обсуждению условий аттестации в Госдуме планируют вернуться в следующем году. В условиях распространения коронавируса зарплаты педагогов, у которых подходит срок переаттестации, могут сохранить как минимум до весны, следует из проекта приказа Минпросвещения. Ведомство уже не первый раз переносит сроки аттестации учителей. Апрельским приказом квалификационные категории педработников автоматически продлили до конца 2020 года. Теперь — новый перенос, уже до 1 апреля 2021 года. Олег Смолин не исключает, что в следующем году, в случае, если нормализовать ситуацию с коронавирусом до лета не удастся, ведомство выпустит ещё они приказ.
Согласно действующим правилам, аттестация на первую и высшую категорию является добровольной. Предметник может всю жизнь проработать в статусе «соответствие занимаемой должности», через каждые 5 лет подтверждая свою квалификацию. Но обычно учителя стараются получить первую или высшую категорию, так как это даёт прибавку к зарплате. Да и руководство, особенно в сильных школах, „середнячков“ не жалует. «Если учитель не стремится сдать на категорию, значит, у него нет амбиций. Я стараюсь с такими расставаться», — не скрывает Ефим Рачевский.
Размер доплаты за категорию сегодня в каждом регионе свой, как и соотношение основного оклада учителей и стимулирующих надбавок. Например, в Москве, педагог высшей категории, работающий на полторы ставки и имеющий классное руководство, по словам Рачевского, получает 85 — 90 тысяч рублей. В регионах же учителя зачастую получают заработную плату 15-17 тысяч рублей при средней по экономике региона порядка 30 тысяч, привёл пример спикер Госдумы Вячеслав Володин при обсуждении проекта трёхлетнего бюджета в первом чтении. По мнению председателя Госдумы, к принятию бюджета в третьем чтении необходимо уйти от определения «средняя зарплата в образовании» и добиться, чтобы основная зарплата педагогов росла, а стимулирующая — уменьшалась. Это позволит выровнять оклады учителей. По подсчётам Минфина, на повышение зарплат сотрудникам бюджетной сферы, куда входят и работники образования, может быть выделено около 90 миллиардов рублей.
Какие документы потребуются для присвоения статуса многодетной семьи?
Для признания семьи многодетной необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения либо подать документы через МФЦ или Портал госуслуг. То есть автоматически при рождении ребенка такой статус семье не присваивается. Сделать это может любой из родителей или доверенное лицо. К заявлению нужно приложить следующие документы:
- справку о составе семьи (форма № 9);
- паспорта родителей или опекунов;
- свидетельство о заключении брака;
- свидетельства о рождении детей (если есть дети старше 14 лет, то нужны будут их паспорта с копиями);
- копию решения суда об усыновлении;
- договор об опеке или передаче детей на воспитание.
После оформления статуса многодетной семьи один из родителей получит соответствующее удостоверение. Оно выдается только матери или отцу, даже если они состоят в браке, однако статус многодетного родителя распространяется на обоих.
Какие категории годности существуют
Всего существует пять категорий, каждая из которых имеет определенное буквенное обозначение, добавленная цифра, указывает, в каких войсках сможет служить конкретный гражданин.
Общая классификация каждой группы годности:
- А — новобранец здоров, годен к военной службе.
- Б — молодой человек годен к службе с незначительными ограничениями. — юноша ограниченно годен к военной службе. — призывник временно не годен.
- Д — парень не годен к несению службы.
Изучив выявленные, подтвержденные диагнозы, представленный пакет документов, состояние на момент призыва, выслушав жалобы на самочувствие, комиссия дает полную оценку здоровья конкретного гражданина, присваивает соответствующую категорию пригодности, после заключения в специальную графу военного билета вносится отметка.
Пройдя данный обязательный этап, молодой человек, имеет представление, отправиться ли к месту прохождения службы, в какой род войск может быть зачислен, либо избежит воинской обязанности по медицинским показаниям.
На что можно потратить субсидию
Федеральная программа предполагает, что недвижимость может быть приобретена как на вторичном, так и на первичном рынке. Субсидия также может быть выделена на оплату материалов или работы строителей при возведении собственного дома. Она может быть использована и как последний паевый взнос члена жилищного кооператива, если после полной оплаты жилье переходит семье в собственность.
Вот еще несколько требований к жилью и расходованию бюджетных денег:
- Жилье должно быть приобретено в том же регионе, где подано заявление.
- Его купили не у близких родственников.
- Участвовать в программе семья имеет право только один раз.
Экзамен в ГИБДД
После сбора необходимых документов и других бюрократических процедур настает он — день экзамена, состоящего из теоретической и практической частей .
📚 Теория — тест из 20 вопросов, на которые нужно ответить без ошибок за 20 минут. Если допускается хотя бы одна ошибка или кандидат в водители не успевает ответить на один вопрос, ему дадут дополнительные пять минут и пять вопросов , на каждый из которых нужно ответить правильно. До 2016 года выпускникам автошкол давали право ошибиться не больше двух раз на теоретическом экзамене в ГИБДД.
Тестирование проводится за отдельным рабочим местом с компьютером , на котором автоматически выбирается экзаменационный билет. Если кандидат не справляется с вопросами, тест прекращается, а на экране компьютера появляется надпись: «Экзамен не сдан».
🚙 Практическая часть проводится после сдачи теоретической части. До 1 апреля 2021 года этот этап экзамена состоял из двух отдельных тестов на площадке (автодроме) и в городе. Теперь практический экзамен проводится в городе, экзаменационный маршрут был отменен , а для проверки отдельных навыков экзаменатор может включить в экзамен элементы площадки . Подробнее о нововведении — в нашей статье.
Экзамен длится не больше часа . Во время испытания в автомобиле должны находиться экзаменатор, экзаменуемый, инструктор по вождению и, по желанию, другие кандидаты . Ведется видеозапись.
Инспектор-экзаменатор с начала испытания подает команды экзаменуемому и контролирует правильность выполнения заданий, фиксируя допущенные ошибки в форме штрафных баллов .
Ошибки и нарушения делятся на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. Грубые ошибки, после которых экзаменатор может сразу завершить экзамен, вынесены в отдельный блок.
Кандидат сдаст экзамен, если у него меньше пяти штрафных баллов.
Пересдавать каждый экзамен можно три раза. Между пересдачами теоретической части должно пройти не меньше семи и не больше 30 календарных дней , между пересдачами практической части — не меньше недели и не больше 60 календарных дней.
После этого кандидат в водители может получить допуск к экзамену только через месяц и не позднее трех месяцев.
Экзамены можно сдать и по истечении этих сроков. Необходимо обратиться в Госавтоинспекцию с заявлением о переносе сроков повторного теоретического или практического экзамена .
Порядок прохождения
Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):
- распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
- график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
- аттестационный лист;
- представление сотрудника, вносимое работодателем;
- акт ознакомления с представлением.
Образец приказа
Шаблон аттестационного листа
Вторая группа — документы, которые сам работник прикладывает для формирования убедительного представления (так называемое портфолио педагога):
- удостоверение личности;
- документы о профессиональном образовании;
- сведения о предыдущих оценках;
- все, что может подтвердить его педагогические достижения.
К последним можно отнести методические разработки, наградные материалы, лично или в соавторстве созданные учебные пособия.
Закон устанавливает и сроки аттестации на соответствие занимаемой должности. Так, если работник не сможет посетить заседание комиссии лично, его перенесут не менее чем на 30 дней. Но если уважительной причины отсутствия нет, мероприятие проведут без аттестуемого.
Результаты, полученные путем открытого голосования членов комиссии, заносят в протокол. Выписки из него секретарь готовит в течение двух дней. Еще три дня есть на ознакомление с этим документом аттестованного.
Как будет проходить аккредитация в 2021 году?
С 1 июня 2021 года медработники смогут начать проходить аккредитацию. Порядок проверки знаний изменят — сейчас проект на стадии рассмотрения.
Сразу после ординатуры, интернатуры или профессиональной переподготовки, медработнику нужно пройти первичную аккредитацию в специализированном центре. В нее входит:
тестирование — нужно ответить на 60 вопросов в течение часа;
практическое задание — будет 5 симуляционных задач по 10 минут каждое;
ситуационные задания — медработнику дадут 2 задачи по 12 вопросов.
Медработнику, которому нужно подтвердить уже имеющуюся специальность, необходимо будет пройти периодическую аккредитацию — оценку портфолио. Комиссия оценивает портфолио по:
личным достижениям специалиста в карьере;
программам повышения квалификации, пройденным за последние 5 лет.
Чтобы пройти аккредитацию, необходимо не менее 145 часов профессионального обучения. Например, медработник может пройти 5 программ, длительностью 36 часов.
Если вы ранее получали свидетельство об аккредитации, нужно уже сейчас начинать проходить обучение по программам повышения квалификации на портале НМО.