Нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД официально и как
Нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД официально и как?
Прежде чем приобретать прицеп, необходимо посчитать, насколько возрастут расходы? Помимо стоимости самого прицепа и установки фаркопа ( или ), необходимо учесть и увеличение расхода бензина при буксировке, и расходы на техническое обслуживание и еще ряд других. А в ряде случаев потребуется отдельная категория права управления. Возможно, придется потратиться на процедуру получения нового свидетельства о регистрации после монтажа такого компонента на ваш автомобиль. О том, нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД официально, какие для этого потребуются документы и можно ли не регистрировать его, мы и поговорим в этой статье.
Как оформить установку фаркопа
Транспортировку крупногабаритных грузов нужно осуществлять в специальной машине или модифицировать имеющийся автомобиль. В соответствии с требованиями закона, значительные изменения авто требуют официальной легализации. После монтажа тягово-сцепного оборудования нужно оперативно произвести регистрацию фаркопа в ГИБДД. Это требуется для контроля корректности характеристик, отвечающих за распределения веса груза и безопасность инерции. За несвоевременное оформление документов предусмотрено взыскание штрафа. Лаборатория «Тест-Драйв» предлагает комплексное оформление разрешений на переоборудование по низким ценам.
Когда регистрация прицепного устройства не требуется
Пункт 6 техрегламента Таможенного союза № 877 от 2011 года определил, что внесением изменений в конструкцию транспортного средства следует считать установку или исключение из авто составных частей, что не предусмотрено заводом изготовителем и прямым образом влияет на безопасность дорожного движения. Из этого следует, что если завод изготовитель не установил ТСУ на авто, но теоретически предусмотрел такую возможность – регистрация фаркопа в ГИБДД не нужна.
Узнать, предусмотрена ли функция устройства ТСУ на автомобиль можно из 2 источников:
- Руководство (инструкция) по эксплуатации транспортного средства. Если его нет на руках, руководство для своей марки и модели авто можно найти на официальном сайте производителя или официального представителя в России.
- Табличка с VIN-номером ТС. В большинстве случаев на табличках указывают не только сам VIN-номер, но и 4 варианта максимально допустимой массы: 1 цифра – масса самого авто, 2 – масса автопоезда (ТС вместе с прицепом), 3 и 4 – нагрузка на заднюю и переднюю оси. Если на табличке находится только 3 варианта максимально допустимой массы, ТСУ для машины не предусмотрено. Здесь необходимо отталкиваться от автомобиля, а не от фаркопа. Наличие на рынке сертифицированных ТСУ под рассматриваемую модель авто не влияет на решение производителя о допуске оборудования на конкретно взятую машину.
Способы обращения в ГИБДД
Обратиться в ГИБДД за получением освещаемой услуги можно несколькими способами:
лично или по телефону – важно знать, что не все подразделения дорожной полиции ведут запись обращений по телефону;
- подать заявку в режиме онлайн, на официальном сайте ГИБДД. В электронной форме необходимо указать подразделение, соответствующее адресу проживания автовладельца, его ФИО и паспортные данные. После оформления заявки, на портал следует загрузить сканированные копии документов;
- в отделении ГИБДД, с помощью специального терминала.
Вне зависимости от способа записи, за заявителем закрепляется конкретная дата явки в МРЭО для дальнейшего оформления государственной услуги.
Как зарегистрировать фаркоп в ГИБДД
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Обратите внимание, что обязательно нужен сертификат на прицепное устройство для легкового автомобиля. Установить деталь без соответствующих документов не получиться.
Порядок установки фаркопа на легковой автомобиль следующий:
- Пройти экспертизу ТСУ, которое планируется установить на машину (сделать это можно только в аккредитованных лабораториях).
- Подать заявление в ГИБДД и получить разрешение на установку.
- Установить фаркоп в специализированном автосервисе.
- Осуществить проверку изменений конструкции авто в лаборатории, в которую обращались для экспертизы ТСУ, и получить протокол.
- Пройти технический осмотр автомобиля.
- Пройти осмотр авто в ГИБДД.
- Получить свидетельство о соответствии конструкции машины в лаборатории.
- Перерегистрировать авто и поставить на учет фаркоп в ГИБДД.
Обратите внимание, что зарегистрировать фаркоп, если он уже установлен, достаточно сложно. Вероятнее всего в ГИБДД откажут в регистрации до тех пор, пока автомобилю не будет возвращен первоначальный внешний вид.
Какие нужны документы
Для регистрации в ГИБДД нужны следующие документы на фаркоп и легковой автомобиль:
- заявка;
- копия ПТС (с двух сторон);
- сертификат на фаркоп;
- документ, в котором указаны модель ТСУ, а также модель и марка автомобиля, на который его разрешено устанавливать; .
После прохождения экспертизы и техосмотра, чтобы узаконить фаркоп на легковое авто, в ГИБДД нужно предоставить:
- документы на ТСУ (в том числе и договор покупки, чек, сертификат);
- карту диагностики;
- декларацию автосервиса;
- заявление и решение предварительной экспертизы.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
- При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
- При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
- Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
- Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
- Руководство по эксплуатации автомобиля.
- Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
- Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.
Наказание за незаконно установленный фаркоп
Если у вас нет документов на фаркоп, сцепное устройство установлено самостоятельно и не зарегистрировано, то, согласно статье 12.5 КоАП РФ, сотрудники ГИБДД имеет полное право оштрафовать вас на сумму в 500 рублей.
Итак, фаркоп – удобное и функциональное приспособление, позволяющее цеплять к машине прицепы и перевозить грузы значительно большего объема. Однако лучше всего купить сертифицированное сцепное устройство и выполнить его установку в соответствии с законодательством. Это позволит вам сэкономить массу времени и денег, а заодно избавит от претензий сотрудников ГИБДД и угрозы штрафа.
Автор:
Киселев Я.Л.