5 лучших танков Второй мировой войны
5 лучших танков Второй мировой войны
На модернизацию танков во время Второй мировой выделялись сумасшедшие деньги. Благодаря этому металлические «хищники» эволюционировали стремительными темпами.
Этот советский танк обрел статус легенды, едва появившись на полях сражений. Металлический зверь оснащался дизелем на 500 «лошадок», «продвинутым» бронированием, 76 мм орудием Ф-34 и широкими гусеницами. Такая комплектация позволила Т-34 стать лучшим танком своего времени.
Другим достоинством боевой машины была простота и технологичность ее конструкции. Благодаря этому наладить массовое производство танка удалось в кратчайшие сроки. Уже к лету 1942 года было выпущено порядка 15 тысяч Т-34. Всего же за время производства СССР создал более 84 тысяч «тридцать четвертых» в различных модификациях.
Т-34 1941г. Источник: wikipedia.org
Главной проблемой танка была его трансмиссия. Дело в том, что она вместе с силовым агрегатом находились в специальном отделении, расположенном в корме. Благодаря этому техническому решению, карданный вал оказался ненужным. Главенствующая роль отводилась тягам управления, длина которых составляла порядка 5 метров. Соответственно, механику-водителю управляться с ними было тяжко. И если человек с трудностями справлялся, то металл иной раз давал слабину — тяги просто рвались. Поэтому часто Т-34 шли в бой на одной передаче, включенной заранее.
«Шерманы», «Присты» и другие
Американские танки Второй мировой еще достаточно долго служили в армии. В частности, очень широко разошлись по миру легкие танки М3 и М5 «Стюарт». В 1969 году они в составе армии Сальвадора участвовали в «Футбольной войне» против Гондураса, а на вооружении сухопутных войск Парагвая состоят до сих пор. В парагвайской армии и сейчас имеется М4 «Шерман», лучший американский средний танк Второй мировой. В 1942–1945 годах «Шерманов» выпущено почти 50 тысяч, из них более четырех тысяч по ленд-лизу было поставлено в СССР. В ходе корейской войны американцы по различным причинам (в основном от мин и ПТО) потеряли 760 М4 (хотя не все безвозвратно).
Израиль активно использовал «Шерманы» в войнах 1956 и 1967 годов, включая трофейные, захваченные у Египта. Как Индия, так и Пакистан применяли «Шерманы» в войне 1965 года. Индусы потеряли не менее 10 машин этого типа, пакистанцы – не менее 37 (из которых 11 были захвачены индусами в боеспособном состоянии, что компенсировало их потери). На базе «Шермана» были созданы, в частности, 90-мм самоходное ПТО М36 «Джексон» и 105-мм САУ М7 «Прист».
Тяжелый танк М26 «Першинг» с 90-мм пушкой («Шерман» нес 76-мм пушку) успел в 1945 году принять ограниченное участие в боях с немцами, а затем участвовал в корейской войне, где было безвозвратно потеряно не менее 50 машин (общий выпуск М26 составлял около 1,5 тысячи танков). Параллельно поступил на вооружение легкий танк М24 «Чаффи» с 75-мм пушкой, которых было выпущено около пяти тысяч штук. Он гораздо шире, чем «Першинг», экспортировался и использовался в различных локальных войнах, но особой эффективностью не отличался.
На основе «Першинга» был создан М46 «Паттон», который можно считать первым американским полностью послевоенным танком. Он принял участие в боях в Корее, но в целом оказался еще более «проходным», чем М26.
Более удачным стал М41 «Уокер Бульдог», который с конца 40-х начал поступать на вооружение для замены М24. Эти танки, коих было выпущено свыше 3,7 тысячи, экспортировались во множество стран. 10 М41 получили кубинские антикоммунистические эмигранты для вторжения на Кубу в апреле 1961 года, по пять танков были уничтожены и захвачены кубинскими войсками.
В ходе войны во Вьетнаме М41 широко использовались в составе южновьетнамской армии, где понесли огромные потери. Некоторое количество трофейных танков данного типа, по-видимому, до сих пор остается на хранении ВС Вьетнама.
Армия Эфиопии потеряла большую часть имевшихся М41 в ходе войны против Сомали, из них 11 танков достались сомалийцам в боеспособном состоянии. М41 стал последним легким танком на вооружении американской армии.
Как «лучший танк в мире» Т-34 помог победить фашистов
Т-34-76. wikimedia.org
Советский средний танк Т-34, или «тридцатьчетверка», заслуженно пользуется славой лучшего танка Второй мировой войны. Именно он впервые заставил немецких военачальников засомневаться в своем превосходстве. Разработанный незадолго до начала боевых действий, во время войны он постоянно улучшался и совершенствовался. Броня становилась толще, пушки мощнее. Т-34 сыграл значительную роль в победе СССР в Великой Отечественной войне и приблизил окончание Второй мировой.
Танкопробегом до Москвы
В январе 1940 года на Харьковском заводе №183, под руководством конструктора Михаила Ильича Кошкина, были выпущены два опытных образца Т-34. Эта модель стала улучшенной версией танка А-32. От предшественников «тридцатьчетверку» отличала усиленная до 45 мм броня и 76-миллиметровая пушка.
Проверить надежность новой машины было решено достаточно экстравагантным способом – танкопробегом Харьков – Москва. Рано утром 6 марта оба опытных образца, замаскированных, со снятым вооружением, отправились в путь по пересеченной местности. Через 10 дней, в ночь на 17-е, танки въехали в Кремль.
Сталин лично осмотрел Т-34, после чего машины испытали на подмосковном полигоне. После проверки огнем в конструкцию башни были внесены изменения.
В июне 1940 года власти приняли решение отправить Т-34 в серию. По плану, до конца года должны были выпустить 600 машин. По факту же были собраны только 115 штук. В сентябре 1940 года от болезни умер конструктор Кошкин, так и не увидев свое детище в действии.
На 22 июня 1941 года в распоряжении СССР было чуть более 1200 танков Т-34. Значительная их часть была потеряна в начале войны. Слабым местом машины тогда была четырехступенчатая коробка передач, которая быстро выходила из строя у неопытных еще механиков-водителей.
Т-34, фото с сайта Министерства обороны РФ. mil.ru
Проверка боем
В мае 1941 года Наркомату среднего машиностроения было поручено запустить в серию улучшенную версию танка – Т-34М. Однако, с началом войны возобновилось производство обычной «тридцатьчетверки» с условием, что все доработки будут проводиться в процессе.
Для увеличения объемов производства, кроме Харьковского, танки начинают собирать Кировский, Горьковский и Сталинградский заводы. Из-за немецкого наступления уже в сентябре началась эвакуация Харьковского завода в Нижний Тагил. В 1942 году за Урал были перевезены мощности Кировского и Сталинградского заводов, в Челябинск и Омск, соответственно. Несмотря на перенос производств, за год удалось выпустить более 12 тысяч машин.
К 1943 году в немецкую армию поступили обновленные виды техники с усиленным бронированием. Это вызвало необходимость модернизировать выпускавшуюся тогда модификацию Т-34-76.
Следующей стала модель Т-34-85, в ней был изменен конструктив башни, в которой стало хватать места для трех человек, улучшен обзор, а новая пушка С-53 обладала большей мощностью. Толщину брони удалось увеличить до 75 мм, что повысило вес машины до 32 тонн. Новая версия «тридцатьчетверки» смогла конкурировать с новой бронетехникой противника. Экипаж Т-34-85 стал на одного человека больше (пятеро вместо четверых в предыдущей версии).
Производство Т-34 продолжало расти, и в 1943 году было выпущено более 15 тысяч единиц. В этом же году началось масштабное контрнаступление советских войск. Это стало возможным, в том числе, и благодаря легендарному Т-34, показавшему себя в крупнейшем танковом сражении под Прохоровкой. Маневренные с небольшими габаритами, «тридцатьчетверки» хорошо зарекомендовали себя в уличных боях при освобождении городов.
Всего за годы войны был выпущено свыше 35 тысяч машин модели Т-34-76 и 12,5 тысяч Т-34-85.
Технические характеристики Т-34. Иллюстрация с сайта МО РФ. mil.ru
Самый грозный противник фашистов
Большое количество недочетов в конструкции и «детских болезней» «тридцатьчетверки» выявлялись и устранялись во время войны. Простой и недорогой в ремонте и производстве, Т-34 стал одним из главных инструментов Победы. Танки в 44-45 гг. передавались на вооружение армиям Польши, Болгарии, Югославии, участвовали в войне с Японией.
Уникальные качества танка оценили и противники. «Лучшим танком в мире» назвал Т-34 немецкий фельдмаршал фон Клейст, командовавший танковой армией на южном направлении. В том же ключе высказывались крупные военачальники Гудериан и Блюментрит. Один из лучших немецких асов-танкистов Отто Кариус в своей книге «Тигры в грязи» признал, что появление Т-34 ударило по немецкой армии «как тонна кирпичей». Немцы называли этот российский танк «чудовищем», «бронированным гигантом», «самым грозным противником». Что интересно – даже сейчас легендарная «тридцатьчетверка» является не только популярным памятником, но и остается на вооружении в ряде стран Африки и КНДР.
Уральский добровольческий
После того, как процесс выпуска стальных машин был налажен, встал вопрос об их комплектовании. И уже в конце 1942-го у рабочих предприятий появилась идея создания Уральского добровольческого танкового корпуса. Набирать штатный состав решили из жителей Челябинской, Свердловской и Молотовской областей (ныне Пермский край).
При этом всю комплектацию – от танков до пуговиц – рабочие взяли на себя. На содержание добровольцев они стали отчислять часть зарплаты, а также выпускать продукцию сверх плана.
В конце февраля 1943-го началось комплектование подразделения. В итоге было подано свыше 115 тысяч заявлений при объективной необходимости в девять тысяч 600 человек, а сумма добровольных пожертвований составила 70 миллионов рублей. Впервые в истории войн государство не потратило на создание мощного военного формирования ни копейки – всё было сделано и выкуплено на местных предприятиях.
Приказом Наркомата обороны от 11 марта 1943 года новое подразделение получила название 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. В его составе числились 202 танка Т-34, около 70 бронемашин, 16 САУ, разнокалиберная артиллерия, миномёты. В июле того же года на втором этапе Курской битвы корпус принял боевое крещение, а в октябре стал десятым Гвардейским.
Историческая справка
Танк Т-34 был разработан в конструкторском бюро завода № 183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась как дальнейшее развитие конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ, основанных на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи (John Walter Christie).
13 октября 1937 года Автобронетанковое управление (АБТУ) Рабоче-крестьянской Красной Армии выдало заводу № 183 тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13-14 тонн, 45-мм пушкой и броней от 16 до 25 мм.
В мае 1938 года АБТУ предложило заводу № 183 создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав ряд его характеристик. Руководил работами по созданию А-32 Михаил Кошкин.
В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939 года Комитет обороны при Совете Народных Комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибром 76 мм и дополнительных пулеметов калибром 7,62 мм.
В марте 1940 года предсерийные танки Т-34 прошли испытания на полигоне в подмосковной Кубинке, 31 марта 1940 года Комитет обороны СНК предписал немедленно начать серийное производство боевой машины на заводе № 183 и Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). После смерти Михаила Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940 года доработками Т-34 руководил его заместитель Александр Морозов.
Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. После вторжения немецких войск 22 июня 1941 года производство танка было развернуто на заводе «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе № 174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил).
Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34 всех типов и модификаций.
Обратите внимание
Если вы хотите использовать статистику в XVM, вам необходимо активировать сетевые сервисы в личном кабинете на официальном сайте XVM.
Мы рекомендуем скачивать XVM только с официального сайта мода: modxvm.com
Скачивая XVM из сторонних источников или в составе модпаков неизвестного происхождения вы подвергаете риску безопасность вашего ПК и личных данных.
Также, при загрузке из сторонних источников есть вероятность получения повреждённого или неправильно настроенного мода.
В кругу неопытных пользователей мод XVM широко известен под названиями «оленемер», «оленеметр», «пользомер», «пользометр», «нубометр».
Эти «народные» названия описывают всего лишь одну из множества возможностей мода, поэтому для ясности мы рекомендуем использовать официальное название мода — XVM.