Стартуй уверенно, генерируй стабильно
Стартуй уверенно, генерируй стабильно
Думаю, не стоит долго объяснять, почему мы решили обратиться к этой теме именно сейчас, в последние теплые осенние дни. Просто именно сейчас у вас ещё есть возможность и время для того, чтобы заехать в мастерскую по ремонту автомобильного электрооборудования, проверить состояние этих узлов на своей машине и, возможно, избежать дорогого ремонта в перспективе ближайшего месяца. Статистика поломок стартеров говорит о том, что с первыми холодами число неисправностей в этих узлах возрастает в несколько раз. Объясняется это очень просто – холода застают некоторых автовладельцев врасплох. Несколько запусков двигателя с густым маслом приводят к тому, что стартер выходит из строя. В некоторых случаях достаточно и одного неудачного поворота ключом зажигания. Стартеру, при его очень небольших размерах, приходится вращать массивный маховик, который, в свою очередь, приводит в движение всю поршневую группу двигателя. Если в цепи электропитания появляется какой-либо дефект (в замке зажигания, силовых проводах, контактах), либо если масло в двигателе застыло до состояния солидола, то стартеру не хватит мощности, чтобы провернуть всю эту массу железа. В результате между щетками и коллектором возникает электрическая дуга, которая выжигает коллектор. Генератор также в зимнее время чаще работает в режиме максимальной мощности, поскольку нам приходится практически постоянно использовать свет, отопитель, подогреватели сидений и стекол. А этот узел и без того работает в очень жестких условиях. Губительной для стартера является ошибка автомобилиста, который при заведенном двигателе пытается включить стартер повторно. В этом случае бендикс входит в зацепление с маховиком, который крутится намного быстрее, чем стартер, и может попросту сжечь его.
Враги электрооборудования
Есть у стартера с генератором и несколько постоянных врагов. Главный враг – повышенная влажность. Вода может попасть в узел разными способами. Самый банальный – мойка двигателя, после которой мойщик недостаточно хорошо продул детали стартера или генератора. В результате происходит короткое замыкание и перегорает реле-регулятор либо диодный мост. В особо тяжелых случаях полностью выгорает обмотка ротора, и тогда уж ремонт стартера влетает владельцу в круглую сумму. Кстати, многим владельцам внедорожников советуем проверить, установлена ли у вас под картером защита мотора от пыли и грязи. Дело в том, что если такой защиты нет, а стартер при этом расположен довольно низко (хороший пример такого автомобиля – подержанные Mitsubishi Pajero), то любая поездка по бездорожью или преодоление небольшого брода могут привести к печальным последствиям.
Впрочем, решение не мыть двигатель автомобиля тоже не самое удачное. Дело в том, что пыль и дорожная грязь обладают токопроводностью, и большое количество загрязнений на поверхности может рано или поздно привести к замыканию.
В зону повышенного риска попадают также все автомобили с неотрегулированной топливной системой (особенно дизельные). Если мотор очень долго не желает заводиться, то стартер начинает перегреваться. При этом происходит сильный нагрев обмотки, нарушается её изоляция и происходит замыкание. Специалисты рекомендуют включать стартер не дольше чем на 10 секунд. Если за это время двигатель не запустился, то надо сделать перерыв на 1 минуту. Стартеры не комплектуются вентиляторами, а нагреваются они очень быстро, так что если вам не удается завести машину со второй и третьей попытки, то надо делать большой перерыв – минут на 5. Впрочем, идеальным решением была бы полноценная диагностика системы зажигания и топливной системы. Иначе можно разрядить АКБ и залить все камеры сгорания бензином, после чего холодный запуск двигателя станет невозможным.
А вот слабый аккумулятор, вопреки распространенным мифам, не может стать причиной повышенного износа стартера, поскольку нагрузка на узел при этом не вырастает. Надо лишь следить за надежностью контактов в клеммах аккумулятора.
Ремонт или замена?
Ремонтировать стартер можно только в специализированном сервис-центре. Универсальные СТО, как правило, не обладают необходимым складом запасных частей и достаточно опытным персоналом, чтобы на должном уровне ремонтировать стартеры и генераторы зарубежного производства. Ремонтировать электрооборудование отечественных автомобилей могут практически все, да и рынок запчастей очень хорошо развит. Так что владельцам «Лад», «Волг» и «УАЗов» бояться нечего, тем более, что стартеры и генераторы на их автомобили стоят не таких уж больших денег – в крайнем случае можно заменить узел целиком. А вот хозяевам иномарок, в случае поломки, приходится посложнее. Стоимость нового генератора или стартера очень редко составляет меньше 150 у.е, а это уже значительная сумма. На узлы для легкого коммерческого транспорта расценки ещё более серьезные. Некоторые автомобилисты, конечно, пытаются сэкономить и отправляются на авторазборы и в магазины, торгующие контрактными запасными частями. Чаще всего такая экономия себя не оправдывает. Как правило, ремонт импортного стартера или генератора стоит сопоставимо со стоимостью контрактного узла. При небольших повреждениях – дешевле, при капитальном ремонте узла – дороже. Но даже если приобретение контрактного стартера оказывается более выгодным с точки зрения стоимости, правильным решением эту покупку не назовешь. Дело в том, что продавцы деталей б/у дают лишь трёхдневную гарантию на свою продукцию, которой хватает только на то, чтобы автомобилист установил купленную деталь на свой автомобиль и убедился в её работоспособности. Каков ресурс купленного стартера или генератора – неведомо никому. Нередко оказывается так, что уже через неделю автовладелец вынужден обращаться в мастерскую с недавно приобретенным узлом. Как уже было отмечено выше, ресурс узлов электрооборудования до первого ТО составляет до 100 000 километров. Маловероятно, что на рынке контрактных запасных частей продается очень много узлов, чей реальный срок службы намного меньше этой цифры. Выводы: многие контрактные стартеры и генераторы нуждаются в техническом обслуживании практически сразу же после покупки. Так стоит ли менять шило на мыло?
Слабые места
На генераторах чаще всего проблемы возникают с диодным мостом, щёточным узлом и реле-регулятором. У стартера наиболее подвержены износу бендиксы, планетарные механизмы, втулки, втягивающее реле, щетки и подшипники. Есть чёткий регламент обслуживания электрооборудования автомобиля, согласно которому ТО стартера и генератора необходимо проводить при пробеге в 70-100 тыс. километров. В перечень работ по техобслуживанию входит замена втулок, щеток и подшипников и полная очистка узла от пыли, продуктов износа щеток. Всё это позволяет значительно продлить срок службы генератора и стартера, поскольку разбитые втулки и подшипники, как правило, приводят к тому, что разбивается весь узел и происходит короткое замыкание обмотки. В этом случае владелец уже вынужден делать фактически капитальный ремонт узла, что намного дороже. Пыль и грязь, которая появляется внутри стартера или генератора в результате износа его щёток, также может стать причиной замыкания.
Если ремонт ограничивается заменой диодного моста или щеточного узла, то это будет стоить порядка 15-20% от стоимости нового узла. Если же запустить ситуацию и довести её уже до того, что потребуется капитальный ремонт генератора, то бюджет ремонта составит около 60 % от стоимости нового узла, но в этом случае автомобилист фактически получает новый агрегат, только в старом корпусе.
Признаки изношенного стартера многим, вероятно, известны, но мы бы хотели их повторить.
• Стартер уже не так бодро откликается на поворот ключа – он начинает подвывать и хуже тянуть. Это результат люфтов в изношенных втулках, что является причиной замыкания якоря на обмотку стартера.
• Треск стартера (характерные щелчки при повороте ключа) – тоже один из признаков его износа. Многие тут же грешат на втягивающее реле, но далеко на всегда именно оно является причиной такой неисправности. К примеру, изношенные щётки, не достающие до якоря, тоже могут вызвать такие щелчки.
Изношенный генератор можно опознать по характерному гулу при работе – так шумят изношенные подшипники, которые уже, видимо, работают «на сухую», поскольку вся смазка из корпуса уже вытекла. Затягивать с заменой этих подшипников крайне не рекомендуется, поскольку в результате износа появляется люфт вала стартера, который в свою очередь может привести к тому, что придется впоследствии менять узел целиком.
Принцип работы
Учитывая устройство стартера, рассмотрим его работу пошагово:
- Водитель включает зажигание и на втягивающее реле подается управляющее напряжение. Катушка реле намагничивается и перемещает сердечник.
- Сердечник подводит бендикс и шестерню к маховику при помощи вилки и в конце своего хода замыкает контактные пятаки на электродвигатель.
- Пусковой ток подается на обмотку якоря, который начинает вращаться в магнитном поле статора. Стартер начал работать.
- Двигатель запустился, водитель повернул ключ из положения пуска. Управляющий ток перестал подаваться на втягивающее реле, пятаки разомкнулись, а бендикс с шестерней вернулся в исходное положение под действием возвратной пружины. Стартер прекратил свою работу.
Возможные причины неисправности
Втягивающее реле может выйти из строя по следующим причинам:
- При повреждении корпуса.
- При повреждении магнита с обмотками.
- При нарушении контактов.
- При ослаблении возвратной пружины.
- При возникновении проблем с якорем.
Все поломки реле происходят из-за физического износа, пригорания контактных пластин, разрушения компонентов, перегорания обмоток.
Неисправности стартера
Стартер выходит из строя при чрезмерной эксплуатации автомобиля, частых поездках по некачественным дорогам. В результате преждевременного износа, попадания пыли и грязи в детали механизма, возникает ряд проблем, в частности:
- перегорает провод, соединяющий реле со стартером;
- ослабляются крепежные болтовые соединения корпуса стартера;
- загрязняются щетки или контакты на участках электроцепи;
- перегорают обмотки проводов;
- ломается поводковое кольцо, пружинный механизм;
- изнашиваются элементы муфты, зубья шестерни;
- окисляются контакты выключателя.
Все перечисленные изъяны приводят к тому, что стартер не вырабатывает должной мощности для обеспечения заданной частоты вращения вала или прекращает функционировать полностью.
Определение неисправностей
При возникновении серьезных неисправностей в стартере двигатель запускается с трудом, либо вовсе не включается. При повороте ключа слышен сильный гул или щелкающие звуки. Такие «симптомы» появляются не только при выходе из строя деталей стартера, но и при низком заряде АКБ, при нарушениях подачи топлива.
Если после нескольких попыток запуска мотор не заработал, либо стартер отключается с опозданием (при работающем двигателе), необходимо пройти проверку на СТО.
Во время диагностики неисправностей стартера тестируется работоспособность АКБ. Если аккумулятор исправен, изучается функциональность рабочего узла.
Стендовая проверка демонтированного механизма осуществляется в двух режимах, на холостом ходу, и под нагрузкой. Предварительно исследуется состояние проводов от АКБ, размер их сечений (норма — не менее 16 мм 2 ).
Далее, мастер отмечает показатели частоты вращения, величины потребляемого электрического тока. Повышение нормы потребления тока и низкая частота вращения свидетельствуют о неисправностях в механике или электрической части. Проведение испытаний стартера под нагрузкой позволяют получить полную объективную картину поломок, на основании которой принимается решение о целесообразности ремонта.
В случае незначительных повреждений деталей, выявленных после разборки механизма, проводится их восстановление или замена. Затем рабочий узел собирается, проводятся регулировочные работы, многократная проверка работоспособности в разных режимах.
Техническое обслуживание и ремонтные работы
Техническое обслуживание стартера и генератора в узкопрофильном сервисном центре — гарантия бесперебойной работы всего механизма. При незначительных повреждениях элементов конструкции можно быстро, с минимальными затратами, восстановить рабочий узел.
Мастера СЦ «АвтоПроект» более 18 лет специализируется на плановом обслуживании, диагностике, ремонте стартера и генератора в Туле, что является базовой основой для быстрого определения и решения проблемы. Обладая огромным практическим опытом в профильном направлении, мы выполняем работу квалифицированно и оперативно. На все вопросы ответим по телефону +7 (4872) 50-20-72, либо через форму обратной связи.
Мы предлагаем Вам проводить диагностику после появления первых признаков неисправностей, а еще лучше — запишитесь на техническое обслуживание генераторов и стартеров автомобиля с периодичностью 1 раз в год с максимальной скидкой 15%, а текущий ремонт будет со скидкой 10%. Это поможет сэкономить средства, и обеспечит эксплуатационную безопасность Вашего транспорта. А также мы даём отсрочку платежа до 5 дней.
Проверяем исправность аккумуляторной батареи
Чаще всего именно проблемы с аккумулятором приводят к тому, что автомобиль заводится с проблемами или вообще не заводится. Так что первым делом нужно проверить именно его.
Как понять, что проблемы именно в этом агрегате? Нужно руководствоваться следующим:
- Если стартер не крутит, втягивающая щелкает, но больше ничего не происходит, при том, при этом на приборной панели затухают лампочки – это прямое указание на проблемы с аккумулятором;
- Вместо одного щелчка, может происходить целая серия, которая также сопровождается затуханием ламп на приборах. Причина та же – слабый заряд или неисправности в аккумуляторе;
- Если при повороте ключа не происходит вообще ничего, это тоже может быть по причине отсутствия заряда в АКБ. Чтобы проверить, так ли это, нужно попробовать включить фары или какой-нибудь электроприбор. Если они также не включаются, то очевидно, что проблема именно с аккумулятором.
[stextbox решить проблему работы стартера в этом случае, нужно просто провести диагностику АКБ. Если все в порядке, то ее нужно зарядить и не допускать полного разряжения, а если нет – придется заменить устройство. Если проблема повторилась, хоть аккумулятор и однозначно исправный, то возможно проблема в работе генератора.[/stextbox]
Соединения проводов
Частой причиной проблем в работе стартера является отсоединение каких-либо соединений, отвечающих за его работу. При больших нагрузках на автомобиль, большом пробеге, подобные неполадки происходят довольно часто.
- Перегорание силового провода, соединяющего реле со стартером;
- Слабый или загрязненный контакт на каком-либо участке электрической цепи, в которую входит стартер;
- Проблемы с контактами в замке зажигания;
- Щеточный узел работает с проблемами;
- Перегорела обмотка на стартере;
- Проблемы с контактами во втягивающем реле.
Рассмотрим самые частые поломки подробнее.
Реле стартера Калины
Еще одной причиной неработающего стартера на Калине может быть его реле, которое установлено в монтажном блоке. Реле может выйти из строя при загрязнении контактов, обрыве обмотки и т.п. все эти причины приведут к несрабатыванию стартера при повороте ключа. Если на вашем автомобиле не работает стартер, необходимо в первую очередь проверить его реле. На фото изображено местонахождение реле стартера Калины.
Отдельные проверки
Отдельно можно протестировать различные части стартера, в том числе и тяговое реле. К нему подсоединяется вывод плюса АКБ, а к его корпусу – минусовая клемма. Если реле в порядке, бендикс должен выдвигаться вперёд.
Если бендикс не выдвигается, можно определить следующие неполадки:
- Заклинивший якорь;
- Перегорание обмотки;
- Сгорание контактов реле.
Можно протестировать сам бендикс по отдельности. Корпус муфты обгонной через мягкую прокладку зажимается в тиски, а затем прокручивается вручную влево и вправо.
Исправный бендикс не должен крутиться в обе стороны, так как это будет свидетельствовать о повреждении стопора и неисправности обгонной муфты. Понятно, что бендикс, вращающийся в обе стороны, не даст стартеру нормально прокручиваться, а лишь вхолостую.
Что касается проверки обмотки, то это делается специальными приборами, такими как дефестокоп. Опять же, если прибора нет, можно использовать лампочку, но уже на 220 В. Принцип теста сводится к обнаружению пробоев. Как и в случае с щётками, нужно подсоединить тестер одним концом на корпус, другим – к выводу обмотки. О пробое можно судить по загоревшейся лампочке.
Если используется омметр, то его показатели не должны превышать или быть меньше 10 кОм.
Проверить можно практически все части стартера, в том числе и якорь.
Видео в этой статье: как проверить стартер самому
Как видим, существует масса способов, как определить неисправность стартера на своём авто. И осуществить это можно своими руками, без применения каких-либо сложных приборов и технологий.