Радиальные шины – изучаем сложности характера
Можно выделить два типа автомобильных шин, в зависимости от ориентации нитей корда: диагональные и радиальные. В первом случае нити корда располагаются под определенным углом к радиусу колес, во втором – вдоль него. Кроме того, диагональные шины, чаще всего, имеют несколько слоев корда, причем нити каждого слоя перекрещиваются. Корд же радиальных шин натянут без пересечения нитей.
Радиальная конструкция шины способствует значительному снижению напряжений нитей. Кроме того, их прочностные характеристики значительно повышают надежность покрышек в зоне беговой дорожки, каркас надежно защищен от разного вида повреждений, и существует меньшая вероятность появления трещин в протекторе. Имеются, конечно, и слабые места, но о них мы скажем позже, ибо они имеют влияние на работу покрышки лишь в определенных условиях эксплуатации.
Основное различие при эксплуатации шин, отличающихся строением кордового слоя
Диагональная авторезина
На автомобильном рынке есть два типа автопокрышек:
- Радиального типа. Такая автошина состоит из одного кордового слоя (допускается и несколько слоев). Нити корда расположены перпендикулярно ободу покрышки и не пересекаются между собой. В большинстве случаев радиальные шины являются бескамерными и имеют одно бортовое кольцо. Маркируются указанные автопокрышки буквой «R» либо обозначениями «Radial» или «Belted», расположенными на боковой поверхности автошины.
- Диагонального типа. Такая авторезина состоит из нескольких слоев корда (в основном их количество четное). Нити корда пересекаются между собой под определенным углом. В большинстве случаев радиальные автопокрышки, имеют два бортовых кольца и являются камерными.
Отличие в строении каркаса оказывает влияние на основные характеристики покрышек. Радиальные автошины имеют следующие преимущества:
- Есть возможность использования минимального количества кордовых слоев — это позволяет:
- увеличить жесткость авторезины;
- снизить общий вес изделия благодаря уменьшению толщины каркаса, что позитивно сказывается на ресурсе подвески машины и скоростных характеристиках авто, плюс снижается быстрота нагревания авторезины, увеличивается ее эксплуатационный период;
- увеличить глубину протекторного слоя для лучшей проходимости машины.
- Выдерживают большие нагрузки.
- Могут использоваться без камер.
- Обеспечивают равномерность износа протекторного слоя.
- Устанавливаются, в основном, на легковые машины.
Из недостатков следует выделить:
- боковая часть автошин поддается механическим воздействиям;
- относительно высокая стоимость.
Преимущества диагональной авторезины:
- боковины устойчивы к механическим воздействиям;
- меньшая стоимость, чем у радиальных изделий;
- возможность установки на специальные виды транспорта — тракторы, экскаваторы и так далее.
Недостатки указанного типа автошин:
- Из-за переплетения нитей кордового слоя увеличивается напряжение — это приводит к увеличению количества слоев авторезины, замедленному отводу тепла. Если вы любите ездить на больших скоростях, то будьте готовы к разрыву диагональных автошин из-за перегрева.
- Высокая жесткость покрышек сказывается на их эластичности, следовательно, снижается контакт колес с дорожным покрытием.
- Низкий комфорт во время вождения.
- Высокая шумность.
- Неравномерный износ протекторного слоя.
- Отличаются увеличенной массой — это оказывает воздействие на снижение скоростных характеристик машины, а также возрастанию нагрузки на подвеску.
Разница в эксплуатационных характеристиках радиальных и диагональных шин значительна. Поэтому большинство заводов-изготовителей отказалось от выпуска второго типа авторезины.
Радиальные шины – изобретение концерна MICHELIN. 4 июня 1946 года компания запатентовала эту конструкцию, и затем радиальные шины начали постепенно вытеснять другие автомобильные покрышки. На тот момент радиальная шина имела 2 решающих преимущества перед конкурентами: она меньше нагревалась и улучшала управляемость автомобиля.
Диагональная шина, изобретенная ранее, представляла собой каркас из диагонально натянутых текстильных нитей – от одного обода к другому, «в перехлест», в двух направлениях. Такая конструкция предполагала четное количество слоев. Автошины с диагональным каркасом имеют более прочные боковины, стойкие к повреждениям и проколам. Даже при возможном порезе диагнональная шина ремонтопригодна и может быть использована для дальнейшей эксплуатации.
Нити каркаса в радиальной шине проходят перпендикулярно направлению движения, в одну сторону. Это дает возможность использовать несколько слоев каркаса. Технически такая конструкция влияет на безопасность вождения, гибкость, а, значит, и управляемость, а также равномерный износ покрышки. Радиальные шины за все время своей эксплуатации показали лучшие результаты, нежели диагональные шины.
Особенности строения диагональной и радиальной резины
Перед тем, как сравнивать два вида покрышек, необходимо узнать, из чего состоит современная автомобильная шина. Любая покрышка состоит из нескольких слоев, каждый из которых имеет свое предназначение. Первым слоем называют каркас шины. Он отвечает за будущую форму изделия и придает ей определенную жесткость.
Дальнейшие слои резины плавно переходят в протектор, который и осуществляет контакт колеса с дорогой. Все эти слои называются брекером. Брекер – это та часть резины, на которую приходится большая часть различных нагрузок. Именно поэтому его конструкцию упрочняют при помощи металлических прутьев, которые называются металлокорд.
Стоит отметить, что именно плетение каркаса и отличает два вида покрышек, а также, исходя из этого, расположение слоев резины и металлического корда. В радиальных шинах каркас плетется под углом 90 градусов ко всем слоям резины, а в радиальных под углом, примерно, в 45 градусов.
В диагональных шинах, для того чтобы каркас не разошелся, он укладывается в несколько слоев, каждый из которых идет внахлест предыдущему. Логично предположить, что для удачной конструкции такой покрышки необходимо четное количество слоев, поэтому, чаще всего, их используется четыре.
В радиальных же шинах используется другая технология производства. Нити там укладываются перпендикулярно пути движения, а значит, не нуждаются в дополнительных слоях, укрепляющих конструкцию. Тем не менее, у обоих видов покрышек имеются свои плюсы и минусы.
Маркировка автомобильных покрышек
Производители автомобильных шин маркируют всю продукцию согласно общим требованиям, на боковой поверхности проставляются условные обозначения, по которым можно определить основные характеристики покрышки. Они указывают тип конструкции, ее основные размеры (значение посадочного диаметра обода и ширины профиля). Маркировка радиальных и диагональных шин бывает в дюймовой, метрической или в смешанной системе.
Пользуясь современными машинами, водители используют радиальные шины, основной особенностью обозначения такого типа является наличие в обозначении буквы «R», указывающей на радиальную конструкцию и обозначение размера в миллиметрах имеют такой вид – 225/70R15. Где 225 означает ширину шины, 70 – высота шины в процентном соотношении от ширины.
Радиальные шины также могут иметь обозначение: 185R14, где отсутствие знака «/» указывает на то, что данная резина – полнопрофильная. Сейчас появились автомобильные шины с полным обозначением в миллиметрах, к примеру 265/790R540, такие шины используют на Rolls-Royce, где первая цифра означает ширину шины, вторая – общий диаметры шины, а буква R традиционно обозначает радиальную конструкцию шины, а третья цифра указывает на посадочный диаметр шины.
Диагональные шины имеют, в основном имеют обозначения в дюймах, например, 6-16”, полное отсутствие букв в индексе указывает, что покрышка диагональной конструкции, здесь нет знака «/», что говорит о том, что покрышка – полнопрофильная, ширина шины и высота профиля одинакова.
Разница между радиальными и диагональными шинами
Давайте подытожим выше сказанное и соберем воедино различия между двумя типами:
- Положение нитей корда относительно бортов
- Количество слоев и материал их изготовления
- Наличие или отсутствие брекера шины
- Износоустойчивость и сопротивление боковых стенок каркаса к порезам и разрывам
- Управляемость и скоростные режимы автомобиля на разных типах покрышек
- Влияние на пятно контакта и сцепные свойства протектора в зависимости от нагрузок на колесо
- Обязательное наличие камеры
- Применение в разных сферах деятельности (легковой и грузовой транспорт)
Шина типа ОД — опоясанная диагональная
Однако для производства шин типа Р и тем более PC нельзя использовать технологическое оборудование, применяющееся для изготовления шин обычной конструкции. Сборка опытных шин типов Р и PC производилась с помощью примитивных приспособлений. Такой способ изготовления шин связан с большой трудоемкостью, что в серийном производстве не может не отразиться на их качестве.
Вследствие этих причин была создана комбинированная шина типа ОД — опоясанная диагональная. Конструкция такой шины отличается наличием диагонального (стандартного) каркаса, опоясанного жестким брекером.
Шины типа ОД обладают высокой поперечной жесткостью, чем обеспечивается хорошая устойчивость мотоцикла, однако по износостойкости они несколько уступают шинам типа Р. Изготовление шин типа ОД возможно при серийном оборудовании.