Сколько баллов дается за изложение в Огэ?
Что нового в ОГЭ по русскому языку в 2020 году
В 2020 году учеников ожидают некоторые новшества при сдаче ОГЭ по русскому языку. Учебный центр ПАРАГРАФ в Ростове-на-Дону приглашает на курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов.
ОГЭ по русскому языку в этом году стал сложнее, чем в прошлом. Заданий стало меньше, но они во многом более сложные. При том, что теоретическая база осталась прежней, изменилась форма проверки знаний выпускников 9 класса. Качественная подготовка на курсах гарантирует сдачу ОГЭ, даже если ребенок числился в отстающих по этому предмету.
Что же именно изменится в текущем учебном и к чему необходимо готовиться школьникам?
Основное отличие ОГЭ 2020 от экзамена по русскому языку прошлых лет – это разговорная часть.
При этом устная и письменная части ОГЭ 2020 по русскому языку будут проходить в разное время. Устную часть ОГЭ, согласно предварительной информации, в 2020 году все девятиклассники будут сдавать в феврале в качестве допуска к письменной части и остальным предметам ГИА-9.
Стоит заметить, что для большинства подготовленных девятиклассников сдача разговорной части ОГЭ по русскому языку не составляет особого труда.
Формат устного экзамена предполагает четыре этапа:
- выразительное чтение текста вслух;
- пересказ прочитанного материала с использованием цитаты;
- построение монолога с опорой на данный план;
- ведение диалога на заданную тему.
Длительность устной части экзамена по русскому языку составляет 15 минут, а оцениваться ответы будут по системе «зачет» / «незачет».
Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?
Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.
Разберёмся с каждым критерием в отдельности.
Критерий 1. Содержание.
От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.
Что такое микротема?
Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца . (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).
Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.
Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте .
Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.
Критерий 2. Сжатие текста.
При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.
Что такое приёмы сжатия текста?
При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.
Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.
Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.
Основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение.
Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?
Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!
Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?
Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.
Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.
Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.
Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.
2. Обобщение.
Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).
Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.
3. Упрощение.
Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).
Возможна замена сложноподчинённого предложения простым : Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.
Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной . Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.
Какие задания входят в ОГЭ по русскому языку
Никто не расскажет вам про задания так подробно, как об этом написано в официальном кодификаторе. Этот материал специально создан для всех, кого интересует подготовка к ОГЭ по русскому. Находится он на сайте ФИПИ, а заодно можно скачать спецификацию, где расписаны критерии оценивания заданий и количество баллов, которое можно получить.
Демоверсия тоже дает знания о типах заданий, но больший эффект будет, если вы попробуете ее решить. Так вы поймете ваши слабые стороны и сможете сделать так, чтобы подготовка к ОГЭ по русскому затронула эти места.
Как работать над изложением
- Во время первого прочтения нужно выделить в тексте главную мысль, идею и разделить на смысловые части. Записывать лучше ключевые слова сокращая их и делая промежутки между строчками.
- В перерыве между чтениями постарайтесь пробежать глазами и осознать, о чём текст. Трудные слова, которые вы сокращённо написали, лучше дописать, чтобы не забыть.
- Обязательно выделите три части текста и составьте план. В каждой части мысль должна иметь чёткое завершение. Во время второго прочтения дописывайте в пропущенные строки то, что не успели в первый раз. Мысленно визуализируйте текст, акцентируя внимание на значимых деталях и выстраивая цепочку рассуждения автора.
- Напишите сжатое изложение в черновик, подчёркивая те слова, которые вызывают сомнения в написании. Подкорректируйте объём, избегая повторений, заменяя синонимом однородные члены предложения. Обратите внимание на переходы от одной части к другой. Они должны быть логически связанными. Недопустимо смешивать разные стили текстов, даже в одном предложении. Авторский стиль нужно определить ещё при первом слушании.
- Перечитайте составленный текст два раза. Трудные в написании слова можно проверить по орфографическому словарю. Обратите внимание на пунктуацию. Текст должен читаться легко и понятно.
- Отложите изложение и приступите к сочинению. Таким образом вы отвлечётесь и перед переписыванием в чистовик сможете посмотреть на текст свежим взглядом. Для написания в чистый бланк оставьте один час времени.
- В интернете можно скачать аудиозаписи предполагаемых текстов. По ним и учитесь писать изложения. Во время таких тренировок обратите внимание на свой тип восприятия: визуал или аудиал. В первом случае вам лучше сразу записывать текст тезисами и мысленно представлять его. Аудиалу же лучше при первом чтении внимательно прослушать, а в перерыве записать.
- Попробуйте во время подготовки и тот, и другой способ, чтобы определить, как вам удобнее работать.
- Каждое написанное изложение проверьте два раза, учитывая критерии экспертов.
- Чем проще вы будете писать изложения, тем увереннее будете себя чувствовать на экзамене.
Как и когда проходит?
ФИПИ утвердил даты итогового сочинения в 2021-2022 уч.г.:
- 1 декабря – основной поток
- 4 декабря – резерв
- 4 мая – второй резерв
Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году.
Для кого доступны дополнительные сроки?
1. Человек не посетил допуск к ЕГЭ по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал, потому что кровать была слишком притягательной и теплой», «был на дне рождения друга»).
2. Человек не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
3. Человек получил «незачет».
Местом проведения итогового сочинения является школа, где человек получает образование, в отличие от ЕГЭ, где предусмотрено написание экзамена в другом учебном заведении.
Время работы – 3 часа 55 минут.
Школьники с ограниченными возможностями имеют право написать допуск к ЕГЭ в виде итогового изложения, рекомендуемый объем которого должен быть в районе 250 слов.
Курсы по подготовке к ЕГЭ
Эффективно подготовимся к экзамену за 8 месяцев
ОГЭ по русскому языку 2019
Самое большое волнение у девятиклассников вызывают первые в их жизни экзамены. Основной государственный экзамен – это проверка знания учащихся за курс основной школы, после которого решается вопрос: стоит ли продолжать обучение в 10 и 11 классах или поступить в среднее профессиональное заведение. Одним из главных обязательных предметов в 9 классе (наряду с математикой) является русский язык. ОГЭ по русскому языку 2019-го учебного года придётся сдавать всем выпускникам текущего 2018-2019 учебного года. Чтобы успешно справиться с этим экзаменом, надо уже сейчас засесть за учебники и начинать готовиться.
СОДЕРЖАНИЕ
Новости об ОГЭ по русскому языку
Разработчики контрольно-измерительных материалов экзамена по русскому языку последние несколько лет не вносят каких бы то ни было изменений в структуру и содержание материалов ОГЭ.
Вот и демоверсия, опубликованная на сайте ФИПИ, пришла в неизменном виде с прошлого года. Так что стабильность в подготовке к итоговой аттестации по русскому языку обеспечена как для школьников, так и для преподавателей.
Устная часть
Единственным нововведением, возникшим в 2017-2018 учебном году, является устное собеседование по русскому языку. В прошлом году этот вид экзамена был апробацией и не влиял на допуск девятиклассников к сдаче остальных экзаменов.
На устный ответ выпускнику даётся 15 минут, за которые он должен успеть выполнить 4 задания:
- Выразительно прочитать предложенный текст о каком-либо выдающемся человеке РФ.
- Пересказать этот текст и уместно включить в него цитату.
- Выбрать одно из заданий и создать текст, построенный как один из типов речи (описание фотографии, повествование о случае из жизни, рассуждение на тему, данную в билете).
- Вступить в диалог с педагогом-экзаменаторов и ответить на поставленные им вопросы.
В текущем 2019 году ребята должны постараться и успешно справиться с новым для них видом аттестации. Тем более что существуют этапы пересдачи:
- Во вторую рабочую среду марта.
- Первый рабочий понедельник мая.
В 2019 году основной этап итогового собеседования пройдёт 13 февраля.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. Критерии оценивания идут в комплекте с демоверсией.
Структура ОГЭ по русскому языку
В структуре билетов предусмотрены задания, охватывающие проверку всех типов языковых навыков:
- сначала школьнику нужно будет написать изложение на основе аудиотекста;
- затем решить еще 13 заданий, дав краткий ответ;
- в последней части, как и в первой, всего одно задание – сочинение, для которого нужно выбрать одну тематику из трех, предложенных в билете.
Впрочем, у девятиклассников есть возможность написать ответы максимально грамотно – им будут розданы орфографические словарики.
Сжатое изложение
Ребятам будет предложено 2 раза с пятиминутным перерывом прослушать аудиотекст для написания сжатого изложения.
- Записывая текст в черновике, делайте большие отступы между строчками, чтобы потом оставалось место для внесения остальных мыслей текста.
- Слушая текст первый раз, постарайтесь записать главные мысли каждого абзаца. Слова сокращайте до степени понятности.
- В перерыве между прослушиваниями восстановите более полно те мысли, которые успели записать.
- При втором прослушивании запишите в черновик недостающие мысли, помогающие создать связный текст.
- Прочитайте, что у вас получилось, и перепишите текст на другой лист.
- Проверьте, связаны ли логически все три абзаца.
- Перечитайте текст на наличие речевых ошибок.
- Проверьте изложение на наличие орфографических ошибок.
- Проверьте пунктуацию и грамматику.
- Ещё раз перечитайте получившееся и только тогда приступайте к переписыванию на чистовик – в бланк.
Не забудьте, что на экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём!
Тестовая часть
В ОГЭ по русскому языку 13 тестовых заданий. Он представляют собой задания по следующим разделам русского языка:
№ задания | Тема |
2 | Умение извлекать информацию из прочитанного текста |
3 | Выразительные средства языка |
4 | Правописание приставок |
5 | Правописание суффиксов |
6 | Замена разговорного слова стилистически нейтральным синонимом |
7 | Замена словосочетания одного типа связи другим |
8 и 11 | Работа с грамматической основой предложения |
9 | Обособленные члены предложения |
10 | Обращения и вводные слова |
12 | Сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении |
13 | Виды подчинения придаточных в сложном предложении |
14 | Виды сложных предложений с разными видами связи |
Сочинение на ОГЭ
Творческая работа предполагает написание небольшого по объёму сочинения. Объём – не менее 70-ти слов.
Учащемуся будет предложено выбрать один вид задания:
- 1 – лингвистическое сочинение.
- 2 – сочинение, требующее раскрыть смысл цитаты.
- 3 – работа, в которой надо ответить на нравственный вопрос.
Оценивание работы
Максиму баллов за всю работу – 39.
Сюда входят баллы за тесты (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Баллы за изложение и сочинение суммируются. Сюда входит оценка за содержание работ и их грамотность.
- «3» можно получить, набрав 15 – 24 балла;
- «4» – 25 – 33 балла (при условии, что выпускник набрал не менее 4 баллов за критерии ГК1–ГК4, то есть за грамотность);
- «5» – 34 – 39 баллов (при условии, что выпускник набрал не менее 6 баллов за критерии ГК1–ГК4, то есть за грамотность).
Как готовиться к ОГЭ по русскому?
Успех приходит к тем, кто трудится! Причём планомерно и систематически. Поэтому ученик должен:
- Познакомиться с демоверсией экзамена.
- На сайте ФИПИ в разделе «ОБЗ» — открытый банк заданий – слушать аудиозаписи и тренироваться в написании сжатого изложения.
- Там же можно найти примеры заданий тестового характера, из которых и складываются задания на реальном экзамене.
- Писать сочинения по выбранной тематике.
- Готовиться можно как самостоятельно, так и с репетитором, если требуется реальная помощь по предмету.
Дополнением к подготовке могут служить сборники И.П. Цыбулько — руководителя федеральной предметной комиссии по русскому языку.
Видео о сочинении 15.3 в ОГЭ по русскому языку можно посмотреть здесь:
Тебе подойдет, если
К сожалению, онлайн школа Турбо не так известна как другие, сама узнала про неё от знакомого, решила записаться на курсы и ни разу не пожалела. Могу сказать, что всë идеально продумано в плане подготовки, все домашки занимают среднее время, за которое ты не переутомишься и отработаешь навык выполнения этого задания, также очень полезен раздел отработки тем, про который я не слышала в других онлайн школах. Можно быть уверенным, что здесь помогут разобраться с любым заданием.
Виолетта — великол… читать дальше
К сожалению, онлайн школа Турбо не так известна как другие, сама узнала про неё от знакомого, решила записаться на курсы и ни разу не пожалела. Могу сказать, что всë идеально продумано в плане подготовки, все домашки занимают среднее время, за которое ты не переутомишься и отработаешь навык выполнения этого задания, также очень полезен раздел отработки тем, про который я не слышала в других онлайн школах. Можно быть уверенным, что здесь помогут разобраться с любым заданием.
Виолетта — великолепный преподаватель, её вебинары проходят очень интересно, за вебинар она успевает разложить всё по полочкам так, что редко остаются какие-то вопросы. На вебинарах складывается очень дружественная атмосфера, подача материала происходит так, что даже к самым скучным и сложным темам просыпается интерес. ✨
Я стала заниматься на Турбо по русскому с февраля, надеялась, чтоб за столь короткое время я стала бы писать хотя бы на 80 баллов, так как до этого особо не готовилась
Думаю, результат в 9⃣8⃣ баллов❗говорит сам за себя. Турбо — прекрасная онлайн школа, где идеально всë?
Краткость — сестра таланта!
Хочу сказать большое спасибо за то, чему научили! За поддержку, любовь и помощь во всем!! Ви и её помощницы лучшие ??? люблю вас всех безумно!
СПАСИБО, ЧТО ПОМОГЛИ ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТОТ ОЧ ТРУДНЫЙ ЭТАП!! Спасибо за то, что помогаете осуществлять мечты!
Первый пробник написала, кажется, на 67))) последние два пробника на 94, а экзамен — 92!
Надеюсь, мне этого хватит на поступление :3
Наш учитель не верил в меня, хе))) вы бы видели её взгляд э, когда я ей сообщила, что мн… читать дальше
Краткость — сестра таланта!
Хочу сказать большое спасибо за то, чему научили! За поддержку, любовь и помощь во всем!! Ви и её помощницы лучшие ??? люблю вас всех безумно!
СПАСИБО, ЧТО ПОМОГЛИ ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТОТ ОЧ ТРУДНЫЙ ЭТАП!! Спасибо за то, что помогаете осуществлять мечты!
Первый пробник написала, кажется, на 67))) последние два пробника на 94, а экзамен — 92!
Надеюсь, мне этого хватит на поступление :3
Наш учитель не верил в меня, хе))) вы бы видели её взгляд э, когда я ей сообщила, что мне нужно ??
А Ви — во всех верит и всех поддержит, всему научит!!
СПАСИБО ? всех люблю и целую!
Айгуле особый привет! И 64 региону тоже))
P. S. Заметка будущим выпускникам: смотрите все вебы и решайте все домашки, не пропускайте сочинения, учитесь :3 не будьте лошпедом, у ВАС все ресурсы ЕСТЬ!
Буду скучать, турбо!!
Итак, результаты получены, а значит, пришло время писать отзыв.
Я занималась на Турбо на февральском курсе (полных 4 месяца). Совершенно случайно наткнулась в поиске Вконтакте, прочитала отзывы и решила записаться.
Почему Турбоподготовка по русскому языку — это здорово?
•Понятные и полные материалы. К каждому занятию (даже к вебам по сочинению) есть подробнейшие конспекты и скрипты. Ими очень удобно пользоваться как непосредственно во время учебы, так и при повторении материала ближе к самому… читать дальше
Итак, результаты получены, а значит, пришло время писать отзыв.
Я занималась на Турбо на февральском курсе (полных 4 месяца). Совершенно случайно наткнулась в поиске Вконтакте, прочитала отзывы и решила записаться.
Почему Турбоподготовка по русскому языку — это здорово?
•Понятные и полные материалы. К каждому занятию (даже к вебам по сочинению) есть подробнейшие конспекты и скрипты. Ими очень удобно пользоваться как непосредственно во время учебы, так и при повторении материала ближе к самому экзамену.
•Виолетта. Хотя, пожалуй, этот человек — это первая причина ?. Всегда на связи, с поддержкой (т. е. Буквально пишет Ви и спрашивает о твоем состоянии, настроении, хвалит или журит (хотя меня всегда хвалили ?)). На вебах Ви раскрывает информацию таким образом, что она действительно укладывается в голове, дает понятные алгоритмы выполнения как по первой части, так и по сочинению
•Проверка сочинений — это тоже отдельный пункт. Именно благодаря занятиям на Турбо я поняла, что писать нужно, а чего писать не нужно совсем.
•Удобный личный кабинет. В нем собрана вся статистика, все домашки и вебы. Можно всегда вернуться и посмотреть свои ошибки, проанализировать варианты, а также пересмотреть записи занятий, если что-то осталось непонятным/забылось
•Сам уровень подготовки на Турбо высокий, задания зачастую довольно сложные. Поэтому, когда приходишь на экзамен, задания кажутся подозрительно легкими.
•Еще одним приятным бонусом оказалось то, что много внимания Ви уделяла практической грамотности. Теперь замечаешь не только свои, но и чужие ошибки. Много. И часто
Итоговый результат — 91 балл, чему я очень рада.
Так что с полной уверенностью могу рекомендовать Турбо для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.