Скорость на 5-ой передаче при 3000 об/мин
Машины в продаже
Комментарии 19
На hyundai elantra 1.8 2012 при 3000об. 160км/ч на 6пер. Вот это КПП.
не понимаю, зачем 6я? чтобы тошнить на 1500-2000 об/мин?
у тебя бензин, а не дизель 😉
если вдруг не знаешь, то у фокуса с 3000об начинается максимум мощности.
Когда по трассе едешь, для поддерживания скорости 100-110 км/ч максимум мощности и не нужен. Обороты были бы в пределах 2500 об/мин для комфортного путешествования. А на обгонах можно и передачу скинуть когда нужно обогнать на подрыв. Ее и так приходится скидывать перед фурой едущей примерно 70км/ч на пятой не обьехать фуру, обороты уже около 2000. Если впереди хотя бы 80км/ч что то едет, то обогнать можно И то сходу. Так что частенько приходится с пятой скидывать на четвертую.
Я встречал, у меня матиз 0.8 был, 100км/ч — 3500об/мин.
Норма для коробки IB5, которая ставится на 1,6 и 1,8. На MTX75, которая ставится на 2.0, вроде чуть иначе, но не сильно.
Неудобная коробка для трассы, при езде 120-140 идут повышенные обороты, а соответственно и повышенный расход. Один плюс — можно всю дорогу на 5ой ехать, не переключаясь на пониженную.
У меня у друга Тойота Селика последний кузов двигатель 1.8 только он с механизмом изменения подьема клапанов и 192 л/с на ручной шестиступке.
Так вот с ним ездили смотрел, что у него на 6-ой тоже 100-105 км/ч при 3000 об/м и эти передачи размазаны до 100 км/ч чтобы на подрыв она лучше ехала, а по трассе как и у нас 3000-100км/ч.
Селика все таки больше спортивный авто, которому не помешает добавление динамики посредствам кпп. А вполне себе гражданскому фокусу не помешала бы чуть длиннее кпп. Хотя бы те же стандартные 120км/3000 об. Ну это мое мнение. До этого на бюджетных простых машинах я не встречал коротких коробок.
Сделайте чиповку — все передачи поднимуться
У меня на 4 передаче 3-4к оборотов это 100-110км
Это что за чиповка такая ?
чиповка под евро-2, увеличивает динамику, "типо снижает расход", убирает тупку педали газа, на 1.8 лечит плавающие обороты.
Сделайте чиповку — все передачи поднимуться
У меня на 4 передаче 3-4к оборотов это 100-110км
Интересно как чиповка исправит передаточные числа в кпп)))))
Как оказалось вчера проверил похоже я приврал слегка) но у меня всеравно чуть ниже обороты, видимо штатно с завода…
Это скорее всего из-за погрешности спидометра.
Я ровно 110 км/ч держу, а по навигатору 102км/ч.
Какие должны быть обороты двигателя при переключении передач?
Чтобы найти золотую средину переключения передач стоит посмотреть на график максимального крутящего момента и наибольшей мощности. Путем опытных вычислений, инженеры пришли к выводу, что легковой автомобиль с бензиновым мотором от 1 до 2,5 литров объема будет давать наилучшую динамику и экономичность при переключении в диапазоне от 3000 до 4000 оборотов в минуту.
Чтобы не перегазовывать и не тратить лишнее топливо, не стоит давить на газ в полную силу. Так, для идеальных переключений достаточно нажимать на педаль ровно в половину хода.
Режимы самой экономичной езды на автомобиле
В таблице ниже указаны режимы работы двигателя для достижения наименьшего среднего расхода топлива в различных ситуациях.
Условия | Описание |
Езда по городу | Следует стремиться ездить на повышенных передачах в диапазоне от 2000 до 3000 оборотов в минуту. Если в автомобиле нет тахометра, тогда переключайтесь на вторую передачу при 20 км/час, на третью передачу – при 40 км/час, на четвертую передачу – при 60 км/час. |
Езда по трассе | С ростом скорости увеличивается сила сопротивления воздуха, причем во второй степени. Поэтому на трассе лучше держать обороты двигателя на уровне 2800-3500 оборотов в минуту на самой высокой передачи КПП. Скорость при этом будет составлять от 90 до 110 километров в час. |
Торможение двигателем на спусках | На длительных спусках вы можете добиться отключения подачи топлива двигателю простым способом. Во всех инжекторных моторах система отключает подачу двигателя, если водитель не давит на педаль газа, обороты двигателя составляют от 1500 до 2200 оборотов в минуту и при этом автомобиль не теряет момент движения, то есть движется со спуска. |
Подведем итоги
Как видно, плавная езда без резких ускорений и торможений, движение накатом выбор и поддержание оптимальной набранной скорости за счет инерции, а также целый ряд других приемов позволяет добиться существенной экономии топлива без вреда для мотора. Важно уметь правильно выбрать передачу для той или иной скорости, при этом удерживая обороты в нужном диапазоне.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему «стучат пальцы» при разгоне. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах стука пальцев и появления похожих посторонних звуков во время разгона автомобиля.
Напоследок отметим, что оптимальная скорость движения для максимальной топливной экономичности на высокой передаче на разных машинах будет отличаться. Все зависит от объема двигателя, массы автомобиля и т.д. Также не следует забывать, что на расход топлива сильно влияет состояние свечей зажигания, фильтров масла и топлива, эффективность работы системы охлаждения и т.д.
Обороты и мотресурс двигателя. Недостатки езды на низких и высоких оборотах. На каком количестве оборотов мотора ездить лучше всего. Советы и рекомендации.
Почему дизельный двигатель не нужно крутить так, как бензиновый мотор. Особенности и отличия дизельных ДВС в сравнении с бензиновыми. Оптимальные обороты.
По каким причинам возникает стук поршневых пальцев во время разгона автомобиля и работы под нагрузкой: качество топлива, зажигание, состав смеси и другие.
Почему топливно-воздушная смесь детонирует в камере сгорания. Причины, вызывающие детонацию. Последствия детонационного сгорания топлива в цилиндрах ДВС.
Как самому определить детонацию двигателя: основные признаки и звук детонации мотора. Причины возникновения, а также что делать водителю в этом случае.
Появление стуков на разных режимах работы дизеля. Диагностика неисправностей. Характер стуков кривошипно-шатунного механизма, ГРМ, топливной аппаратуры.
Что важнее для разгона – мощность или крутящий момент
Этот вопрос – одна из главных тем "холиваров" на автомобильных форумах. Оппоненты готовы порвать друг друга, приводя десятки аргументов. А ведь все просто: мощность — это и есть момент! Как так? Сейчас объясним.
В детстве многие люди постарше собирали фантики «Турбо», на них почти обязательно указывались мощность и максимальная скорость машины. Чем больше цифры, тем больше почтения модели авто. Похоже, так и продолжается до сих пор — лишние несколько лошадиных сил часто становятся решающим аргументом «за» или «против» какой-либо машины.
Но вот уже слышны голоса познавших дизельный Дзен о том, что важен только Крутящий Момент, да и подозрительно хорошая динамика более слабых бензиновых моторов со всякими турбинами или разными там системами VVT-i заставляет иногда водителей усомниться в верности принципа «чем мощнее, тем быстрее», а уж про налоги, которые почему-то зависят от мощности, и так все наслышаны.
Так что же такое мощность и как она связана с динамикой?
В паспортных характеристиках машины и на тех самых вкладышах «Турбо» указана максимальная мощность двигателя. Но что она дает машине? И как с ней связан крутящий момент? Постараемся объяснить максимально просто эту важную истину.
Крутящий момент, напомним, есть произведение силы на плечо рычага. А для двигателя — это сила, с которой вращается коленчатый вал двигателя. Измеряется обычно в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр.
График внешней характеристики двигателя
Пики и спады на графике
Дизельный момент
Так как же правильно разгоняться?
Какой мотор предпочесть — с высоким моментом или высокой мощностью?
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Где купить бмв с движком в 30 л?
Скоро поправят, и мощности и момента добавят Вектре )
Когда же все-таки отменят транспортный налог, привязанный к мощности? Ведь давно уже введены акцизы в стоимость топлива! И экологические стандарты закрутили гайки — скоро автомобиль должен будет чистый воздух выплевывать 🙂 А на счет выбора мотора — хоть атмосферный хоть турбированный — главное, чтобы дарил радость в реальной эксплуатации, был надежен и неприхотлив.
При низких оборотах, на бюджетках, может быть и так, но на более спортивных, там много разной ерунды которую вы можете узнать из других источников.А именно, чем больше крутящий момент(напримен 300Нм на тонну), то ваша машина даже с места не сдвинеться, нужно первые 3 передачи делать — 1 передача: 2,5 сек, 2 половина, 3 передача секунда. При этом учитывать нужно, что машина на заднем приводу будет стартовать оооочень медленно на шинах с давлением 2.2 амтмосферы, советую, 1.6 атм на задних, 1.9 на перед, крутящий момент будет протирать покрышки и асфальт, при нормальных обстоятельствах
Мне нужен совет.сменен двигатель ланд крузераhj60 на прадо 1997 года выпускапочти на 1000 кубов меньше.проблема в том фередо не выдерживает..так как фередо от нового мотора не подходит пришлось найти альтернативу.альтернативой оказались от газ 31102 и бмв.но они бензиновые.ломается не сразу 1000км.посоветуйте.
Мне нужен совет.сменен двигатель ланд крузераhj60 на прадо 1997 года выпускапочти на 1000 кубов меньше.проблема в том фередо не выдерживает..так как фередо от нового мотора не подходит пришлось найти альтернативу.альтернативой оказались от газ 31102 и бмв.но они бензиновые.ломается не сразу 1000км.посоветуйте.
Какой скорости соответствует какая передача
Прошу не пинать если кому-то вопросы покажутся глупыми. Кто на каких скоростях какие передачи втыкает? Я понимаю что все зависит от конкретной обстановки, читал рекомендации в мануале по поводу экономии топлива (кстати там как-то тупо написано в табличке — столбец значится как "максимальная скорость" так до конца и не вогнал, а посему интересно:
1 — до какого предела на какой передаче можно жать тапок в пол?
2 — особенно интересно до какой скорости можно отпускать тапок на какой передаче (т.е. например до скольки км/ч минимум можно ехать на пятой)?
3 — и не вредно ли для двигателя если так ехать "внатяг"?
4 — владельцам роботов отдельный вопрос: а у Вас когда он переключается, ну я имею ввиду если ехать просто по ровной дороге, и при какой скорости начинает переключать какую передачу при отпускании педали газа?
Заранее благодарен за дельные ответы.
#2 PARROT
- Город: 1
- Реалнейм: 1
- Марка: 1
- Модель: 1
- Двигатель: 1
- Год: 1
- Пробег: 1
Ну первая передача, короткая,чтобы только тронуться либо в пробке медленной езды,переключаешься туда-сюда (1-2-1).
Далее по набору скорости 2-3-4 (по городу), скорость на 4 передаче, по городу обычно около 80 км/час. На третьей не езжу, действительно с натягом. 5 передача, по трассе, скорость от 80 до 120, в моем случае, больше пока боюсь, не молодые мы .
А вообще, слушаю машинку, она мну не обманывала еще
#3 alexxey
- Пол: Мужской
- Город: 76+1
- Реалнейм: Алексей
- Марка: zoom
- Модель: zoom
- Двигатель: бензиновый
- Год: `0х
- Пробег: честный
#4 ThreeSixty
- Пол: Не скажу
- Город: Санкт-Петербург
- Реалнейм: Антон
- Марка:
- Модель:
- Год:
Разбираю гаражик.
А также устрою клоунаду в любой теме. Недорого.
#5 Lavazza
"Murzeg" New Colt — первая любофф 🙂
- Пол: Женский
- Город: Москва, CAO, Речной вокзал, Ховрино
- Реалнейм: Алёна
- Марка: Mitsubishi
- Модель: маЦдо 3 Sport Черномордег 🙂
- Двигатель: 2 АТ \ 150 л.с.
- Год: 2008
- Пробег: 86.750 км
« Лучше быть хорошим человеком," ругающимся матом", чем тихой, воспитанной тварью ».
— Фаина Раневская —
член клуба с мая 2006 г.
#6 777yura
- Город: Киев
- Реалнейм: Юрий
- Марка: Mitsubishi
- Модель: Colt
- Двигатель: 1.3 МКПП
- Год: 2006
#7 uxTuaHgp
Я обычно смотрю не на скорость, а на обороты.
+1
ваще у меня робот, но иногда балуюсь вручную, в основном када или крадусь или наоборот када надо вжечь.
Зачем помнить скорости, когда есть тахометр?
Экономичный режим 2500 переключаемся, када вжечь — до красной зоны.
#8 Lavazza
"Murzeg" New Colt — первая любофф 🙂
- Пол: Женский
- Город: Москва, CAO, Речной вокзал, Ховрино
- Реалнейм: Алёна
- Марка: Mitsubishi
- Модель: маЦдо 3 Sport Черномордег 🙂
- Двигатель: 2 АТ \ 150 л.с.
- Год: 2008
- Пробег: 86.750 км
« Лучше быть хорошим человеком," ругающимся матом", чем тихой, воспитанной тварью ».
— Фаина Раневская —
член клуба с мая 2006 г.
#9 ANDREY
- Пол: Мужской
- Город: г. Волгоград
- Интересы: Электроника.
- Реалнейм: Хоттабыч
- Марка: MITSUBISHI
- Модель: NEW COLT Z34
- Двигатель: 1,3
- Год: 2007
- Пробег: 13 ★ ★★★
помниццо кто-то писал, что 3500 иногда для движка полезно. вот я хочу узнать правда ли это.
Жизнь коротка — нарушай правила — Прощай быстро — Целуй медленно — Люби искренно — Смейся неудержимо.
И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
#10 Lavazza
"Murzeg" New Colt — первая любофф 🙂
- Пол: Женский
- Город: Москва, CAO, Речной вокзал, Ховрино
- Реалнейм: Алёна
- Марка: Mitsubishi
- Модель: маЦдо 3 Sport Черномордег 🙂
- Двигатель: 2 АТ \ 150 л.с.
- Год: 2008
- Пробег: 86.750 км
« Лучше быть хорошим человеком," ругающимся матом", чем тихой, воспитанной тварью ».
— Фаина Раневская —
член клуба с мая 2006 г.
#11 ANDREY
- Пол: Мужской
- Город: г. Волгоград
- Интересы: Электроника.
- Реалнейм: Хоттабыч
- Марка: MITSUBISHI
- Модель: NEW COLT Z34
- Двигатель: 1,3
- Год: 2007
- Пробег: 13 ★ ★★★
Жизнь коротка — нарушай правила — Прощай быстро — Целуй медленно — Люби искренно — Смейся неудержимо.
И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
#12 kug31
- Пол: Мужской
- Город: Белгород
- Реалнейм: Юрий
- Марка: Mitsubishi
- Модель: Colt
- Двигатель: 1.3
- Год: 2008
- Пробег: >100000 км.
#13 serg_m
- Реалнейм: Сергей
- Марка: Colt
- Модель: 1.5 Z27A
- Год: 2003
- Пробег: 28500
вообще в мануале к кольту (если мне не изменяет память) есть табличка, где расписаны максимальные значения скорости на каждой передаче — от этого и можно отталкиваться. остальное — по собственному разумению и конкретной ситуации..
например
Автомобили с механической коробкой передач
для 1.3 и 1.5
первая — до 30
вторая — до 55
третья — до 85
четвёртая — до 115
пятая — до 155
т.е. если вы едете быстрее — то по манулалу это не гуд.
#14 identificator
- Пол: Мужской
- Город: г.Гомель, Беларусь
- Реалнейм: Дмитрий
- Марка: Mitsubishi
- Модель: Colt CJ1A — продан, бегает по городу
- Двигатель: 4G13
- Год: 1998
- Пробег: хранится в панели
1.3, но кольт 5 (75 грив)
всё указано для 1-2 человек, пустой багажник, горизонтальная поверхность (иначе — нужно поддать ещё)
режим "неспешный разгон"
1 — до 20
2 — до 40
3 — до 60
4 — до 90
5 — выше
режим "разгон спешный"
1 — до 30
2 — до 60
3 — до 80
4 — до 120
5 — выше
режим "неспешу на пустой дороге"
1 — с 0
2 — с 10
3 — с 35
4 — с 45
5 — с 65
/тахометра нет, езжу "на слух"
#15 xGremliN
- Пол: Мужской
- Город: St.Petersburg
- Реалнейм: Петр
- Марка: MMC
- Модель: Colt RalliArt
- Двигатель: 4g15
- Год: 2005
- Пробег: когда-то был 60тыс. ю
а на вариаторе в ручном режиме, при использовании раллиарта получается так:
1- до 80
2- до 110
3- уже хз.
4- тоже хз
5- тамже
6- вообще не понимаю
просто больше 120 в городе стараюсь не разгоняться. дорого да и незачем
в автоматическом режиме на 160 держит 3500 оборотов
#16 ANDREY
- Пол: Мужской
- Город: г. Волгоград
- Интересы: Электроника.
- Реалнейм: Хоттабыч
- Марка: MITSUBISHI
- Модель: NEW COLT Z34
- Двигатель: 1,3
- Год: 2007
- Пробег: 13 ★ ★★★
Жизнь коротка — нарушай правила — Прощай быстро — Целуй медленно — Люби искренно — Смейся неудержимо.
И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
#17 Сани
- Реалнейм: Дмитрий
- Марка: Мицубиси
- Модель: Кольт 1.3
#18 Evgen
- Реалнейм: Евгений
- Марка: Mitsubishi
- Модель: colt
- Двигатель: 1.3
- Год: 2008
- Пробег: 11500
#19 ***=guest=***
- Пол: Мужской
- Город: Магнитогорск
- Реалнейм: Степан
- Марка: Mitsubishi / Nissan
- Модель: Colt / Almera classic
- Двигатель: 1.3 МКПП / 1.6 АКПП
- Год: 2005 / 2007
- Пробег: 84'999 / 55'555
вообще в мануале к кольту (если мне не изменяет память) есть табличка, где расписаны максимальные значения скорости на каждой передаче — от этого и можно отталкиваться. остальное — по собственному разумению и конкретной ситуации..
например
Автомобили с механической коробкой передач
для 1.3 и 1.5
первая — до 30
вторая — до 55
третья — до 85
четвёртая — до 115
пятая — до 155
т.е. если вы едете быстрее — то по манулалу это не гуд.
#20 kug31
- Пол: Мужской
- Город: Белгород
- Реалнейм: Юрий
- Марка: Mitsubishi
- Модель: Colt
- Двигатель: 1.3
- Год: 2008
- Пробег: >100000 км.
В соответсвии с данной табличкой, передачки нужно втыкать для достижения максимальной экономии топлива, по крайней мере у меня в мануале так написано( 1,3 МКПП)
Получается на повышенную, необходимо переключаться при 4000 об\мин, При таком стиле езды, по крайней мере у меня, меньше 8.5 -9 л на 100 не получается
Вот и вопрос нарисовался, почему производитель рекомендует переключать передачи именно при таких оборотах двигателя, . Может в промежутке от 3 до 4000, максимальный КПД двигателя?
Этой табличкой "рекомендуются" МАКСИМАЛЬНЫЕ скорости движения на указанных передачах для езды с экономией топлива. То есть она тупо показывает, что ехать на первой передаче 60 км/ч — не экономично. Немного даже бесит такой подход в мануале. Как все равно для тупых америкосов написано. Нельзя было разъяснить по-человечески. Так что руководствоваться этой табличкой не получится, потому и не выходит меньше 9 литров.
А что касается экономичной езды, то у меня по личному опыту наиболее экономично получается при 2500, макс. 3000 тыс. оборотов. При чем чем меньше разница в скачке стрелки тахометра при переключении — тем экономичнее.
Но на вопрос владельцы роботов так и не ответили. При какой скорости и оборотах он переключается с 6 на 5, с 5 на 4, с 4 на 3.
На какой скорости какую передачу включать?
1).На транспортном средстве может быть установлена, как механическая коробка передач (МКП), так и автоматическая. Но в случаи, если на вашем автомобиле стоит механическая коробка, нужно учитывать то, что для каждой передачи существуют свои конкретные интервалы. То есть, при увеличение или уменьшения скоростного режима, Вам нужно будет перейти и на ту или иную передачу.
2).Для первой передачи скоростной интервал составляет от 0 до 20 км/ч. Но на первую передачу также необходимо переходить, когда Вы будете трогаться с места. А когда скорость транспортного средства будет близка к максимуму для этой передачи, то переходим на вторую. Конечно, Вы также можете на вторую передачу перейти при скорости и в 40 км/ч, но при этом обороты коленчатого вала достигнут максимального уровня, что конечно же не может не сказаться на состоянии двигателя. Также Вы можете переключиться на вторую передачу и при 3 км/ч, но тогда автомобилю понадобиться больше времени, чтобы разогнаться, не говоря уже о том, что на работе двигателя и коробки передач это может отразиться весьма негативно.
3).На второй передаче можно ездить при скоростном интервале от 20 до 40 км/ч. Но при приближении к порогу в 40 км/ч необходимо переключиться на третью передачу, с чем так же можно будет сэкономить на расходе топлива. На четвертую передачу переключаемся при скоростном режиме в 60 км/ч. Двигатель должен работать ровно, а сам переход, чтобы был плавным и без рывков. Но, а если на автомобиле стоит пятиступенчатая коробка передач, то при достижении скорости в 90 км/ч переключаемся на пятую передачу. Также помните, что на пятой передаче при езде в 90 – 110 км/ч, топливо будет расходоваться экономно. А если скорость автомобиля буде выше этой планки, расход может заметно увеличиться, что конечно же приведет к дополнительным затратам.
4).При снижении скоростного режима, также учитывайте интервалы скоростей передач, но только в обратной последовательности. С пятой на четвертую передачу переходим при снижении скорости до 60-70 км/ч. На третью – при 40-50 км/ч. На вторую — при 20 — 40 км/ч. А на первую при понижении скоростного режима до 10 – 20 км/ч.
5).В некоторых случаях при переключении передач также нужно учитывать и состояние самого эксплуатируемого транспортного средства. То есть прислушиваемся к работающему движку, который в случаи несвоевременного переключения передач начнет «рычать». Если вы начинающий водитель, то я рекомендую ориентироваться по интервалам скоростей.
Изменение передаточного числа главной пары
Передаточное число коробки передач – отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Чем оно выше, тем передача "короче" и "мощнее", т.е. мотор быстрые набирает обороты, набор скорости происходит стремительно, но возникает необходимость в частом переключении передач. Как следствие – снижение максимальной скорости на данной передаче.
Первое средство повышения разгонной динамики – изменение передаточного числа или, как принято говорить, "укоротить" или "удлинить" главную пару автомобиля. На большинстве современных легковушек передаточное число главной пары колеблется от 3,7 до 4,3.
Более "короткая" пара улучшает динамику машины. Например, установка главной пары 4,1 или 4,3 превращает стандартный авто (стоковая – 3,7) в автомобиль с пушечной динамикой. Расплата за это – приходится часто перебирать рычагом переключения передач, зато на светофоре и при любом маневре автомобиль – первый. "Длинная" пара (3,7-3,9) – повышает максимальную скорость, но страдает разгон.
Применение тюнингового рядов
В продолжение разговора о "перебирании рычагом" упомянем о специальных тюнинговых рядах (в профессиональной среде их именуют коммерческими рядами) передач. Хозяева стоковых машин знают, что если сильно выкрутить двигатель на первой передаче, при переключении на вторую обороты резко падают, снижается динамика. Виной – слишком большой разрыв между передаточными числами 1-й и 2-й передач.
Началось всё с диких криков штурмана, когда я обкатывал машину. суть была в том что я начал с первых дней ездить при 2500 оборотов. Совершая переключения не по тахометру а по надобмности. Другими словами тупо держал стрелку на 2500 и всё … Штурман орал… Экономь топливо и всё такое. бред кароче.)))) Следующие крики начались после 3500 пробега. и сново крики что я палю топливо и езжу на отметке 2000-3000 оборотов. Перключение на повышение делаю только на отметке 3200-3600 оборотов. мне надоели эти крики и я нашол вот эту статью. И того… высказываемся на каких оборотах следует переходить на следующую передачу?
Каждый, кто водит машину, совершенно обоснованно уверен в том, что умеет это делать. Но насколько рационально мы управляем своим автомобилем? На сегодняшнем уроке «Автошколы» речь пойдет о том, когда нужно переключать передачи.
Для чего придумали КПП? Ответ на этот вопрос можно получить, если прислушаться к мотору во время движения с одинаковой скоростью, но на разных передачах. Чем ниже ступень, тем выше обороты, при которых поддерживается данный темп. То есть при одной и той же скорости каждой из передач соответствуют свои обороты мотора. И наоборот – при одной и той же частоте вращения двигателя автомобиль получает возможность развивать разную скорость. Коробка передач как раз и позволяет использовать мотор в диапазоне оборотов, наиболее выгодном с точки зрения его максимальной отдачи или экономичности.
Двигайтесь по графику
«Золотую середину» переключений нужно искать в диапазоне оборотов, соответствующих максимальному крутящему моменту и наибольшей мощности (см. график). Именно первый параметр определяет интенсивность разгона машины.
Эксперименты и расчеты конструкторов показывают, что для легкового автомобиля с восьмиклапанным бензиновым мотором объемом 1,0 – 2,5 л оптимальным является разгон с переключениями на высшую передачу на оборотах, близких к максимуму крутящего момента – порядка 3000 – 4000 в минуту. Акселератор при этом следует нажимать примерно на половину его хода – открытие дросселя на больший угол увеличивает расход топлива, но экономит минимум времени.
Правильным можно считать такое переключение, после которого обороты двигателя не упадут ниже границы оптимального диапазона.
Немного энергичнее
Любителям более энергичного «драйва» (в пределах разумного, конечно) можно перенести точку включения следующей передачи на три-четыре сотни оборотов выше, а педаль утапливать до двух третей хода.
В простой и понятной для каждого водителя форме данные графики и выкладки можно выразить через скорость машины, поэтому в инструкции к автомобилю обычно оговаривается максимальная скорость движения на каждой передаче. Например, в машинах с двигателями объемом 1,2 – 2,0 л и пятиступенчатой КПП при нормальной езде на первой передаче не рекомендуется превышать скорость 30 – 35 км/ч, на второй – 45 – 60 км/ч, на третьей – 90 – 95 км/ч, на четвертой – 110 – 130 км/ч. Производители допускают кратковременное превышение этих показателей на 10 – 15 км/ч при обгонах или на подъемах. Это значит, что стрелку тахометра (если он есть в машине) можно на 10 – 15 секунд «загнать» в красную зону шкалы.
Равномерное движение
Поддержание оптимальной частоты вращения двигателя при движении без ускорений и замедлений определяется теми же принципами, что и при разгоне. Чрезмерно низкие или высокие обороты нежелательны и даже вредны.
Езда на заниженных оборотах требует более частого переключения передач, поскольку при малейшем увеличении нагрузки нужно переходить на низшую ступень. В то же время, поддерживая более высокие обороты на низшей передаче, водитель «экономит» одно переключение да еще имеет запас мощности для ускорения.
Однако положительные моменты езды на низших передачах с высокой скоростью – возможность реже переключаться или несколько лучшая динамика – компенсируются перерасходом топлива и сокращением ресурса силового агрегата.
«Особый случай»
Ускоряясь на крутом подъеме, переключение нужно производить несколько позже, чем обычно, поскольку за время движения с отключенной трансмиссией (при выжатом сцеплении) автомобиль успеет потерять больше скорости, чем на ровной местности или пологом подъеме.
Замедление
При замедлениях грамотные автомобилисты переключаются с высшей передачи на низшую в том же диапазоне оборотов (см. график), когда двигатель наиболее тяговит. Главное – включить низшую ступень вовремя, не дав частоте вращения коленвала упасть ниже предела, за которым мотор уже не располагает запасом момента для последующего прироста оборотов.
Тахометр в помощь
Для рациональной езды полезно узнать и запомнить две технические характеристики из инструкции по эксплуатации своего автомобиля. Во-первых – обороты двигателя, при которых достигается максимальный крутящий момент, во-вторых – обороты, при которых мотор развивает наивысшую мощность.
Разгон будет наиболее энергичным, если с помощью нужной передачи и акселератора удерживать обороты в непосредственной близости максимального крутящего момента и наивысшей мощности.
Максимально возможная скорость достигается в режиме наивысшей мощности двигателя.
Естественно, не стоит ездить, прикипев глазами к тахометру, дабы удерживать стрелку возле вызубренных цифр. Достаточно привыкнуть к звуку двигателя, соответствующему данным оборотам, и научиться автоматически переключать передачи именно в нужный, зафиксированный памятью, момент.
На машинах без тахометра и с хорошей шумоизоляцией опытные водители по реакции машины на нажатие педали газа, по нарастанию и спаду ускорения чувствуют, когда следует переключать передачу.
Заблуждение №1: «экономическое»
Некоторые водители злоупотребляют короткими разгонами – не дав двигателю раскрутиться, сразу переходят вверх на следующую передачу. Кто-то объясняет это желанием поберечь мотор и бензин, кто-то хочет тишины в салоне и избегает таким образом рокота, который издает двигатель.
Между тем слишком раннее переключение вверх при разгоне, когда обороты двигателя еще не достигли максимального момента, дает только негативный эффект. Мотор изнашивается интенсивнее вследствие низкого давления масла и повышенных нагрузок на детали цилиндро-поршневой группы. Кроме того, при такой езде увеличивается расход топлива, поскольку для продолжения разгона с малых оборотов на каждой следующей высшей передаче приходится, сильнее нажимая на педаль газа, открывать дроссельную заслонку на больший угол.
Невыгодно также затягивать процесс разгона малым открытием дросселя – на треть хода педали и менее. Любое ускорение требует подачи увеличенной порции горючего, поэтому его продление неизбежно ведет к увеличению расхода топлива. Время, понятное дело, тоже не экономится.
+Меньшая шумность
-Ограниченная «резвость» машины (для маломощных моделей малого класса)
-Повышенный износ двигателя
-Перерасход топлива
-Более частые переключения
Заблуждение №2: «спортивное»
Многие драйверы страдают иным «недугом» – привычкой «перекручивать» мотор при разгонах. Мол, мы ездим по-спортивному, а уж спортсмены знают, как достигается динамика и скорость.
Но в городских условиях такую манеру правильнее будет назвать нервной. Топливо у подобных водителей интенсивно вылетает «в трубу», но главное, что цель – езда «по-спортивному» – при этом все равно не достигается. Современные моторы весьма быстроходные и отличаются сдвинутым в область высоких оборотов максимальным моментом. Но «крутить» двигатель выше оборотов наивысшей мощности нет смысла – прирост динамики по сравнению с оптимальным режимом будет, но небольшой. Кроме того, «лишние» обороты коленчатого вала влекут за собой сокращение ресурса деталей двигателя и повышение расхода топлива.
+Реже требуется переключать передачи
+Несколько лучшая динамика
-Повышенный износ силового агрегата
-Перерасход топлива