Registravto.ru

Автожурнал "Регистр Авто"
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.

ИВАН КАРПЕНКО,

преподаёт обществознание в Фоксфорде

Аргументы в эссе по английскому

Написание эссе на английском языке — не такая сложная работа, как кажется на первый взгляд. Самое страшное в выполнении любого задания — смотреть на пустую страницу. При появлении элементарного плана даже сложная работа перестает казаться угрожающе бесконечной.

Составление структуры эссе – отличный способ превратить пустой документ в готовый к использованию шаблон. Все, что потребуется сделать далее, заполнить пробелы!

Как же создать логичную структуру аргументированного эссе? Если выделить его структурные основы, то можно определить четыре основных элемента:

  • Вступление;
  • Аргументация;
  • Опровержение контраргументов;
  • Выводы.

Раздел 1: Вступление/введение представляет собой основу для представления неопровержимой аргументации, оно содержит основную информации, «зацепку» и формулировку «тезиса».

  • Зацепка – это первое написанное предложение, которое должно привлечь внимание читателя к работе, как, например, имя и фамилия Брюса Ли привлекают в кинотеатры поклонников боевых искусств.
  • Основная информация. При написании этой части можно добавить уточняющей справочной информации по теме.

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

В чём суть рассматриваемой проблемы? Кого она волнует? Где эта проблема наиболее распространена? Почему это важно?

  • Тезис. Классическая структура эссе предполагает формулировку тезиса в последнем предложении введения. Здесь необходимо ясно изложить свою позицию по теме и обосновать её.

Раздел 2: Развитие аргументации.

Итак, вы определились с основными пунктами темы и изложили свою позицию во введении, пришло время уточнить аргументы. В структуре каждого эссе должно быть несколько доводов. Число здесь не столь важно, их может быть два или четыре. Значение имеет то, насколько исчерпывающе вы сможете обосновать свои доводы.

  • Что такое доводы? Это доказательства, которые приводятся в поддержку аргументов.
  • Что такое доказательства? По каждому доводу необходимо предоставить фактическую информацию, желательно из надежных источников.

Рекомендуется приводить статистические данные, результаты тематических исследований и т.д., а не то, что автору известно из собственного личного опыта. Число приведённых аргументов не играет особой роли, важна убедительность и полнота доказательной базы.

После того, как доказательства в поддержку доводов собраны, предстоит решить следующую важную задачу: опровергнуть аргументы оппонентов.

Раздел 3: Опровержение контраргументов.

  • В этом разделе необходимо привести встречные доводы. В каждом случае они будут индивидуальными. Постарайтесь выбрать такие контраргументы, несостоятельность которых доказывается элементарно.

После возражения оппонентам, пришло время финальной части или заключения.

Раздел 4: Заключение.

Чтобы сформулировать выводы, необходимо решить две важные задачи.

  • Вновь заявить о значимости проблемы. Подобно тому, как это было сделано во вступительном слове, т.е. повторить, почему эта тема действительно важна.
  • В завершающей части заключения заставьте аудиторию подумать о развитии аргументов. Что произойдет, если ваши аргументы станут основой того или иного развития событий.

В большинстве случаев сложности при написании аргументированного эссе возникают не столько в связи с незнанием английской лексики и грамматики, сколько с неумением кратко, логично и убедительно излагать свою точку зрения. Зачастую текст, написанный на «красивом английском», содержит большой объём лишней информации, а коммуникативная задача так и остается нерешённой.

Читайте так же:
Нужно ли проходить медицинскую комиссию при замене водительского удостоверения?

Подготовка к ЕГЭ 2020: как писать эссе по обществознанию

Уже не в первый раз корпорация «Российский учебник» приглашает специалистов рассказать о задании № 29 из ЕГЭ по обществознанию. Актуальная информация постоянно трансформируется и дополняется. Например, в этом году изменилась формулировка задачи. Слово «проблема» заменили понятием «идея», и ученик может проработать не все идеи высказывания, а одну из них. Существенно поменялись критерии оценки:

  • 29.1 Раньше ребенок мог показать свое понимание темы в общем контексте сочинения. В 2018 году для этого необходимо будет выделить и сформулировать идеи высказывания. Если требование не выполнено, за все сочинение ставится 0 баллов
  • 29.2 Высший балл не будет получен, если теоретические рассуждения не связаны между собой. Поскольку все высказывания разные, нельзя сказать, сколько именно понятий должно быть раскрыто. Но для хорошей отметки, конечно, нужно выделить все тезисы.
  • 29.3 Раньше балл вычитался за наличие ошибок, теперь он начисляется бонусом за их отсутствие.
  • 29.4 По-прежнему необходимо привести два фактических аргумента из разных источников, но теперь эти примеры нужно представить развернуто и указать, как они связаны с высказыванием.

Таким образом, критериев стало больше. Максимальное количество баллов за сочинение в 2018 году: 6.

Учтем еще одно важное изменение. Раньше серьезным требованием было соответствие содержания одной науке. Но поскольку границы наук условны, теперь ученики могут рассматривать темы в разных контекстах, и это не будет ошибкой. Возьмем, например, высказывание из права: «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве (О. Фронтингем)» — его также можно отнести и к политике, и к социологии, и к философии.

Обществознание. 10 класс. Практикум

Распространенные ошибки

Выделим основные трудности, с которыми ученики сталкиваются в задании № 29.

  • Выбор темы

Ученику предложено 5 тем сочинения. Как сделать правильный выбор:

    • Понимать, что главный критерий — возможность выполнить все требования.
    • Заранее определить для себя основную науку. Быть готовым к смене выбора: на экзамене тема по этой науке может оказаться неприемлемой. При подготовке использовать списки тем, представленные в интернете.
    • При прочих равных условиях не выбирать образные темы. Каждый год встречаются формулировки, с которыми не справляются даже отличники. Например: «Семья это кристалл общества (В. Гюго)».
    • Ориентироваться на свои возможности и особенности, а не на рекомендации учителя. У педагога может быть предвзятое отношение к тем или иным темам. Мнения специалистов по поводу «удобства» и «неудобства» тем расходятся.
    • Ориентир на другие предметы

    Часто ученики стараются соблюсти в сочинении по обществознанию требования к сочинениям по другим предметам. Это не только не помогает, но и увеличивает вероятность ошибки. В действительности не учитываются:

      • объем (умение излагать мысли лаконично — это плюс),
      • грамматические ошибки (но не в тех случаях, когда они влияют на смысл),
      • структура,
      • стиль (уже не эссе),
      • правильная постановка проблемы,
      • знания об авторе высказывания (можно вписать, но это не оценивается),
      • моральная/идеологическая позиция (однако, нельзя нарушать законы РФ и не рекомендуется высказывать резкие позиции по любой теме).
      • Переписывание темы

      К сожалению, даже отличники из-за волнения иногда неправильно переписывают тему. Ошибкой может стать пропуск слова, пропуск или добавление частицы «не», пропуск или замена буквы, пропуск или добавление возвратной частицы, изменение знаков препинания. Все это меняет смысл темы и приводит к 0 за сочинение.

      • Шаблонные фразы

      Некоторые формулировки часто выглядят глупыми и раздражают экспертов. Например, «проблема, актуальная во все времена», «тема открывает огромный простор для размышлений» и другие. Это вовсе не значит, что их нужно непременно избегать. Главное, чтобы в тексте все было уместно и логично.

      • Неправильные примеры

      Что не засчитывается:

        • Домыслы («что было бы»).
        • Выдуманные примеры.
        • Факты, которые не являются фактами.
        • Примеры без конкретики.
        • Примеры, больше похожие на теории.
        • Пример с фактическими ошибками.
        • Примеры не из области представленной теории.
        • Примеры, опровергающие собственные теоретические положения ученика.
        • Модельные примеры (но могут быть исключения).
        • Примеры из одного вида источника.
        • Домашние заготовки

        Во многих работах встречаются лишние положения. Например, определение общества, неуместное использование определения науки — это в большинстве случаев портит работу и вызывает недовольство экспертов.

        Обществознание. 11 класс. Практикум

        Часто задаваемые вопросы

        Рассмотрим также распространенные вопросы по содержанию текста.

        Нужно ли соглашаться с автором? Не обязательно. Конечно, встречаются высказывания об относительности явлений, с которыми невозможно не согласиться, например: «Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер)». Но также есть и провокационные фразы, с которыми согласиться очень сложно. В любом случае в аргументации должна прослеживаться отношение экзаменуемого к теме.

        Как сформулировать смысл высказывания и сколько идей лучше раскрывать? Все зависит от конкретного высказывания. Лучше сузить изучение аспекта до одной науки.

        Можно ли выделить только часть высказывания? Специалисты считают, что нельзя, поскольку высказывание несет определенный смысл. Ученик должен показать, что понял высказывание целиком, даже если хочет уделить основное внимание одной его части.

        Как выучить теоретические положения? Когда понять и усвоить не получается, можно использовать простой прием: «Спиши правильно». Ученик должен за короткое время найти и списать из учебника теоретические обоснования по конкретной теме — это поможет запомнить положения.

        Скольким понятиям нужно дать определение? Нужно дать определение всем понятиям из высказывания, а их количество разнится. Важно при этом не превратить работу в словарь. Подробнее — в материале «ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями».

        Методы подготовки

        В изданиях корпорации «Российский учебник» полностью реализована система подготовки к написанию сочинения по обществознанию. Авторы представляют памятки, примеры, списки тем, а также алгоритмы поэтапного формирования необходимых умений.

        Специалистов часто спрашивают, сколько нужно написать сочинений при подготовке. Ответ: как можно больше, чтобы «набить руку», и до 5 штук на высший балл. Кроме тренировки, ученику полезно вести копилку информации на выбранные темы, просматривать эталоны сочинений на тематических сайтах и проверять работы с учителем по пробным критериям.

        План эссе по обществознанию

        Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:

        1. Сделать вступление.
        2. Написать теоретическую часть.
        3. Первый аргумент и его пояснение.
        4. Второй аргумент и его пояснение.
        5. Вывод.

        Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.

        Вступление

        В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.

        • «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).

        Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.

        Для вступления вы можете использовать следующие клише:

        1. В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
        2. Смысл её/ его слов заключается в следующем: …

        Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.

        НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.

        Теоретическая часть

        В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.

        Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.

        Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».

        Первый и второй аргументы

        С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.

        Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:

        • «Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.

        В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:

        • «Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.

        Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.

        Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.

        Вывод

        Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.

        В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:

        Критерии эссе по обществознанию

        Всего при оценивании эссе эксперты пользуются четырьмя критериями:

        1. Раскрытие смысла высказывания — 1 балл
        2. Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевых понятий, наличие и корректность теоретических положений — 2 балла
        3. Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл
        4. Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла

        К1. Раскрытие смысла высказывания

        Критерий с раскрытием смысла цитаты является самым главным при оценивании. Если вы не раскрыли смысл того, что говорит автор в высказывании, то дальше эссе не оценивается.

        Самая главная ошибка учеников — они понимают смысл высказывания, но неверно оформляют его. Недостаточно просто повторить то, что сказал автор. Важно именно объяснить, что он имеет в виду, порассуждать на данную тему.

        ? Пример: «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром)

        ? Как не надо писать: Вольфром считает себя гордым за страну, поэтому он не националист.

        ? Как надо написать: В данном высказывании автор говорит об истинном патриотизме. По мнению Вольфрома, настоящий патриот не может быть националистом…

        После раскрытия основной мысли цитаты стоит порассуждать немного на эту тему, чтобы выразить свое мнение. Это не обязательно, но очень желательно, потому что поможет четко раскрыть тему.

        К2. Теоретическое содержание сочинения

        Далее нужно обязательно привести несколько теоретических положений, связанных с данной цитатой. Важно, чтобы это был не просто словарик с перечислением нескольких определений, а связанные красивые предложения, включающие в себя как определения, так и отдельные характеристики.

        Пример: «В политологии выделяют следующее определение понятия „государство“ — главный институт политической системы, управляющий обществом в конкретной стране, политическая организация страны. Для существования государство должно иметь территорию с признанными границами, иметь право на издание законов, на легальное насилие, членство (гражданство), систему устройства органов власти, а также ряд других признаков.

        Также различные государства выделяют по форме правления (монархические или республики), по их политическому режиму (тоталитарный, авторитарный и демократический), а также по их форме устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное). Каждой из форм государств соответствуют свои принципы предоставления прав и свобод населению, основ политического строя и государственного устройства»

        Сколько всего нужно теоретических положений? Четко сказать нельзя, однако очевидно, что их должно быть от трех до пяти-семи в зависимости от сложности темы и ее составляющих.

        Важно также не забывать, что под теоретическими положениями понимаются не только определения понятий, а в целом все возможные вариации теории, которая изучается в обществознании:

        • определения понятий
        • характеристики явлений
        • структура явлений
        • типология

        Всего за критерий «К2» можно получить два балла, но зачастую выпускникам удается набрать только один балл по этому критерию. Вот основные ошибки:

        • Недостаточное количество теоретических положений. Например, если в цитате о многообразии политических режимов вы в теории укажете только один политический режим, а об остальных будете умалчивать.
        • Указаны только определения. Важно учитывать, что в эссе нужно не просто перечислить связанные определения «словариком», а использовать теоретические положения, характеристики, функции для рассуждения по теме цитаты.
        • Отдельные неточности в теоретических положениях

        К3. Корректность суждений

        Критерий «Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов» оценивает то, как автор эссе пользуется теоретическими положениями: как строит выводы, приводит классификации.

        Важно! Если по критерию К2 выставляется 0 баллов, то за критерий корректности суждений автоматически выставляется 0 баллов.

        Обратите внимание, что все критерии оценивают эссе полностью, а не отдельные его части. То есть если в теоретической части эссе ваши рассуждения корректны, но в одном из аргументов вы составите некорректный с научной точки зрения вывод, то получить балл за «К3» будет нельзя.

        К4. Аргументы к эссе по обществознанию

        Самая важная часть эссе по обществознанию — аргументы-примеры. Важно, что все аргументы должны быть конкретными и максимально полными.

        Самое главное требование к аргументам — подтверждение смысла цитаты автора, поэтому важно в конце каждого примера делать микро-вывод.

        Цитата эссе по экономике: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности общества при помощи ограниченных ресурсов»

        Очень крутой аргумент: «В произведении английского писателя Джорджа Мартина «Игра престолов» из цикла «Песнь льда и огня» поднимается как раз проблема удовлетворения потребностей населения города в условиях ограниченности ресурсов. Перед десницей (правой рукой) короля Эддардом Старком встаёт следующая задача: как удовлетворить потребности города в условии приближающегося турнира, то есть праздника, и более плохих урожаев вследствие приближения зимы.

        Население города Королевской гавани нуждается в удовлетворении своих как первичных, если мы говорим о бедняках, то есть самой простой еде и предметов быта, необходимых для проживания, так и о вторичных потребностях, если мы говорим о представителях знати, то есть предметах косметики и атрибутики для присутствия на турнире. Турнир выступил в роли катализатора, то есть ускорил рост потребностей населения города в условиях приближающейся зимы, что ещё более ограничивало доступные ресурсы Королевской гавани.

        Эддард Старк решил эту проблему, чем проявил как раз искусство, о котором говорил Л. Питер, а именно: он занял деньги у крупного землевладельца Ланнистера, балгодаря чему смог закупить товары первой и не только необходимости в другом крупном торговом городе — Хайгардене и сократил расходы на турнир, а также взносы для участия в нём»

        Всего в эссе нужно привести как минимум два аргумента из разных источников. Откуда брать аргументы для эссе? Все очень просто, ФИПИ в критериях указывает список основных источников.

        В ЕГЭ-2019 и ранее в эссе по обществознанию можно было приводить только реальные аргументы-примеры из социального опыта, учебных предметов и фактов общественной жизни, сообщений СМИ. В ЕГЭ-2020 (которое будут сдавать выпускники этого учебного года), список источников для аргументов изменился.

        Откуда брать аргументы в эссе по обществознанию?

        Всего ФИПИ выделила три возможных источника примеров-аргументов, которые можно приводить в эссе:

        • факты общественной жизни, в том числе смоделированные примеры
        • личный социальный опыт
        • история

        ? Важно! Каждый аргумент должен быть из разных сфер. Нельзя привести два аргумента из истории — за них поставят в сумме 1 балл (вместо двух).

        Аргументы из общественной жизни в эссе по обществознанию

        В качестве аргументов из общественной жизни вы можете привести различные факты, которые узнали из сообщений СМИ, прочитали на каких-то специализированных сайтах. Кроме реальных фактов, можно приводить и смоделированные примеры, однако важно, чтобы эти примеры были максимально конкретными и подробными, полностью подтверждали примеры.

        Важно, что приводя примеры из сообщений СМИ, в эссе не нужно указывать название этого СМИ и другие данные (автор статьи, редактор, дата выпуска и так далее).

        Аргументы из личного социального опыта

        Под этим видом аргументов понимают различные события из социальной жизни выпускника, а также его родственников, друзей и знакомых. Также в эту категорию входят прочитанные книги, сериалы, фильмы, театральные постановки. Даже если книги изучались в курсе литературы в школе, они будут входить в данную категорию.

        Обратите внимание, что примеры из художественных произведений являются примерами из личного социального опыта, поэтому если привести один пример из Толстого, а второй про вашу сестру, то вы получите лишь 1 балл.

        Аргументы из истории в эссе по обществознанию

        Третий вид аргументов, которые можно приводить в эссе по обществознанию — аргументы из истории. Можно приводить примеры как из российской истории, так и из всемирной. Помимо истории общества, также допустимы примеры из истории литературы (в частности, биографии авторов), истории техники (например, история изобретения какого-либо технического средства) и так далее.

        Неравенство и экономический рост [ править | править код ]

        Американский экономист, нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц указывает (на примере США 1980—2000 годов), что в отсутствие государственного регулирования экономический рост зачастую приводит к резкому росту имущественного неравенства и общему ухудшению качества жизни для большинства населения. Для преодоления этого явления Стиглиц предлагает комплекс мер государственного регулирования кейнсианского направления [13] .

        голоса
        Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector