Registravto.ru

Автожурнал "Регистр Авто"
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

При средней зарплате в 100 рублей надо было откладывать целых 10 лет по 46р: вспоминаем как копили на «Москвич» в СССР; для тудея ок

При средней зарплате в 100 рублей надо было откладывать целых 10 лет по 46р: вспоминаем как копили на «Москвич» в СССР — для тудея ок

После не самого легкого дня, несколько раз объехав свой дом в поисках свободного места под парковку, мысленно пожелал провалиться всем соседским машинам и призадумался, а как же выглядели московские дворы при советской власти. Позвонил сестре.

Она старше меня на несколько лет, любит вразумлять младшего братика и наблюдательна, как все женщины. Потом подключились родители. Получился вечер воспоминаний — много смеялись и изумлялись, сравнивая две жизни.

Первые послевоенные года

В первое время, с окончанием советско-немецкой войны, разрушенному государству было не до пополнения своего внутреннего рынка новыми моделями авто.

Сколько стоили автомобили в СССР

Но промышленность, в том числе и транспортная, восстанавливались семимильными шагами, и в 49-ом году любой желающий с достаточной суммой на кармане мог купить себе уже легендарный Москвич-401 за 8000 рублей.

Сумма очень немаленькая, да и время тяжелое, но всегда находились те, которые были готовы отдать свои кровные. Не менее легендарную ГАЗ М20В “Победа” можно было купить уже значительно дороже — за 16000 рублей. А самым элитным и соответственно дорогим, считался ГАЗ-12 — авто для советской номенклатуры. Его стоимость была на уровне 40000 рублей.

Как создавали знаменитый ГАЗ-21 «Волга»

Президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш в резиденции «Ново-Огарево» прокатились на принадлежащем российскому президенту раритетном автомобиле ГАЗ-21 «Волга», 1956 года выпуска, 2005 год

Президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш в резиденции «Ново-Огарево» прокатились на принадлежащем российскому президенту раритетном автомобиле ГАЗ-21 «Волга», 1956 года выпуска, 2005 год

Владимир Родионов/РИА «Новости»

«Победа» породила «Волгу»

Первой предпосылкой к созданию ГАЗ-21 стали технические недоработки его предшественника — первого советского послевоенного автомобиля «Победа». Именно из-за ненадежности ГАЗ-20М в советской автомобильной отрасли задумались о создании новой легковой модели.

Первые попытки обновить «Победу» в 1948 году предприняли в Научно-исследовательском автомобильном институте (НАМИ). Однако разработать пригодный для отечественных реалий автомобиль там так и не удалось — после выпуска первых двух образцов проект свернули. Однако наработки НАМИ все же пошли в дело, и уже в 1951 году на ГАЗе началась разработка автомобиля среднего класса нового поколения под кодовым наименованием М-21 «Победа-II».

Читайте так же:
Можно ли мыть машину кипятком?

Примечательно, что первое время независимую разработку своих версий автомобиля вели сразу два художника — зарубежный дизайнер Джон Уильямс и отечественный специалист Лев Еремеев. Уильямс создавал машину в аэрокосмическом стиле, который в те годы был так популярен на Западе.

По его задумке, автомобиль должен был быть оснащен кузовом типа «фастбэк», который бы плавно переходил от крыши к багажнику. В итоге вариант Уильямса оказался слишком экстравагантным для простого советского человека, поэтому предпочтение отдали проекту Еремеева.

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» на празднике московского трамвая в Москве

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» на празднике московского трамвая в Москве

Рамиль Ситдиков/РИА «Новости»

К разработке предъявлялись самые высокие требования — новый автомобиль должен был стать не только современным, комфортабельным и скоростным, но и способным преодолевать не самые качественные трассы, которых в Советском Союзе было большинство. Конструкторы с пониманием отнеслись к указаниям заказчиков и планировали сделать новый автомобиль действительно передовым. В частности, он должен был получить подвесные педали, встроенный радиоприемник и даже автоматическую коробку передач — по тем временам это было действительно грандиозно.

Для изучения устройства «автомата» Горьковский автозавод в 1954 году закупил несколько иностранных автомобилей, среди которых был Ford Mainline. Бытует мнение, что именно он стал прототипом «Волги». Так это или нет, доподлинно неизвестно, однако внешне автомобили действительно имеют удивительное сходство.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в автомобиле «Волга» (ГАЗ-21), принадлежащем Владимиру Путину

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в автомобиле «Волга» (ГАЗ-21), принадлежащем Владимиру Путину

Алексей Дружинин/РИА «Новости»

Первый образец «Волги» изготовили в 1954 году, затем конструкторы собрали еще два тестовых автомобиля, причем все они отличались друг от друга по целому ряду характеристик.

3 мая 1955 года все три машины, вишнево-красная, синяя и белая, отправились на первые испытания.

Во время заезда советские седаны успешно выдержали все подготовленные для них задачи и показали себя более динамичными и экономичными, чем «Победа», которую они и должны были заменить. Превзошла «Волга» и многие зарубежные аналоги, которые специально для сравнения также пригнали на испытания.

Звезда на радиаторе и гнев полководца

Отдельно стоит отметить дизайн нового советского автомобиля. К художникам, как и к конструкторам, предъявили жесткие требования: «Волга» должна была стать своеобразным символом советского автомобилестроения, так что красив автомобиль должен был быть не только внутри, но и снаружи.

Читайте так же:
Как сбросить настройки цвета монитора Windows 10?

«Волга» создавалась в рамках советских традиций, но с оглядкой на типичную североамериканскую автомобильную стилистику. В итоге легковушка получила широкое лобовое стекло, акцентированные передние крылья и укороченный багажник.

Двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина на своем автомобиле «Волга» ГАЗ-21 1962 года выпуска

Двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина на своем автомобиле «Волга» ГАЗ-21 1962 года выпуска

Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»

Интересная история связана с облицовкой радиатора советской легковушки. Изначально Еремеев задумывал сделать радиатор в виде горизонтального бруса, в центре которого должен был размещаться круглый медальон с большой пятиконечной звездой. Однако впоследствии звезду убрали и оснастили «Волгу» радиаторной решеткой в виде хромированного металлического листа с несколькими вертикальными прорезями.

По легенде, однако, такое оформление во время осмотра машины в Кремле не понравилось занимавшему тогда пост министра обороны полководцу Георгию Жукову. Переднюю часть автомобиля он посчитал слишком «хищной».

По другой версии, радиатор не понравился председателю Совета министров СССР Николаю Булганину. Так или иначе, радиаторную решетку перед выпуском автомобиля в серийное производство все-таки заменили — за очень короткое время Еремеев воссоздал первоначальный вариант, и первые модели «Волги» получили радиатор со звездой.

«Волга» нашла свою серию

Первые серийные «Волги» вышли с конвейера Горьковского завода 10 октября 1956 года. Тогда автомобили оснащали старыми двигателями, которые раньше ставили еще под капот «Победы». Однако вопрос модернизации мотора сильно волновал конструкторов, поэтому во второй серии автомобиль получил новое «сердце».

Ford Mainline

Кроме того, «Волгу» оснастили системой центральной смазки, которая состояла из большого количества трубок, подводящих масло к передней подвеске и рулевым тягам автомобиля. Подкачивать масло в систему водитель мог с помощью специальной педали. Другие более мелкие недоработки были выявлены уже в ходе активной эксплуатации машины простыми водителями и профессиональными шоферами.

В народе «Волга» получила большую популярность — вскоре после начала серийного производства по улицам всех советских городов поехали новые автомобили. Эту легковушку за ее надежность и комфортабельность до сих пор считают одним из лучших автомобилей, созданных в СССР.

ГАЗ-21 оказался настолько удобным, что вскоре за первой серией появились модели второй и третий серий. Всего за 14 лет выпуска с конвейера сошло порядка 600 тыс. автомобилей ГАЗ-21, последние из них покинули завод 15 июля 1970 года. Примечательно, что автолюбители высоко ценят ГАЗ-21 и сегодня — раритетные «Волги» являются гордостью многих коллекционеров. Две такие модели находятся в личной собственности президента России Владимира Путина.

Читайте так же:
Можно ли смешивать моторное масло 5W30 и 0w30?

Дизельный бензин

Были варианты применить к «Волге» улучшения вроде электронного зажигания, генератора переменного тока, сделав эксплуатацию раритетной модели проще, но Роман волевым решением отказался от «колхоза». И не зря! Дорогого стоит прикоснуться к любовно воссозданному водительскому быту тех времен. Отпереть маленьким ключиком массивную дверь. Захлопнуть ее — сильно, иначе не получится, но не громко. На секунду остаться в тишине, внимая «ламповому» тиканью штатных часов на передней панели. И только потом включить зажигание, запустить стартер, услышав под капотом бурчание 2,45-литровой нижневальной «четверки» ЗМЗ.

Мотор для своего времени вполне современный — с алюминиевым блоком, «мокрыми» чугунными гильзами, верхним расположением клапанов. Мощность выдает скромную — 75 сил, зато силой тихоходный агрегат не обделен: развивает максимум тяги (170 Н∙м) уже на 2200 об/мин, словно дизель. Пытаюсь включить первую, не поддается — рычаг сопротивляется. Трогайся со второй, советует Виктор Сергеевич. И «Волга» легко вливается в поток! Раз, а уже пора третью врубать и. На этом всё. Больше передач нет. Теперь понятно, почему бывалые шутили: утром третью включил и ездишь целый день. Прямой ступени и правда хватает в большинстве ситуаций. ГАЗ-21Р легко держит 60-70 км/ч, но дальше разгон становится вялым, шум — назойливым.

Салон не любит «загорать». Опытный «волгарь» на стоянке закрывал тряпочкой, как минимум, полусферу спидометра

Коробкой передач с «Волгой» поделилась «Победа», а корнями агрегат восходит к довоенным ГАЗ-А. Говорят, это самый надежный узел ГАЗ-21. И управляться с ним легко, пусть подрулевой рычаг вместо напольного требует привычки: первая — на себя и вниз, вторая — от себя вверх, третья — напротив внизу. Зато усилия минимальные, а четкость — образцовая. Трудности с первой и задней случаются из-за того, что на них нет синхронизаторов.

Скрытая угроза

Существовал и еще один, довольно специфический, вид недоступных рядовому советскому автолюбителю — и совсем уж мифологических по статусу — машин. Так называемые «догонялки» были модернизированными под нужды КГБ и МВД «Волгами». Делали их базе ГАЗ М-21 (ГАЗ-23), ГАЗ-24 (ГАЗ-24-24), ГАЗ −24-10 (ГАЗ-24-34) и ГАЗ-3102 (ГАЗ-31013). Основным отличием этих модификаций, в официальных документах, именовавшихся «машинами сопровождения», был двигатель — V-образная восьмерка ЗМЗ, аналогичная устанавливавшейся на «Чайках». Благодаря почти двухсотсильному мотору и трехступенчатой автоматической коробке передач «догонялки» развивали скорость до 200 км/ч — из-за тяжелого двигателя в багажник укладывалась чугунная плита весом в 90 кг, иначе машина становилась трудноуправляемой (на переднюю ось приходилось 70 процентов веса).

Читайте так же:
Сколько ходят задние барабанные тормоза?

Автомобили ГАЗ-21 «Волга»

Внешне «догонялки» практически не отличались от серийных «Волг» — выдавали разве что сдвоенные выхлопные трубы и антенны спецсвязи «Кавказ». Забавно, что то ли по забывчивости, то ли для пущей конспирации у машин с коробкой-автоматом присутствовала неработающая педаль сцепления. Собирались такие авто вручную, поэтому качеством заметно превосходили серийные «конструкторы для взрослых». В штатное оборудование обычно входили гидроусилитель руля и электростеклоподъемники; нередко устанавливался и кондиционер. Нетрудно заметить, что все эти опции не так уж необходимы для лихих погонь за удирающими в сторону государственной границы диверсантами. И действительно, «догонялки» чаще всего использовались либо для эскорта высшего руководства, либо как транспортное средство средней руки начальства центрального или республиканского аппарата силовых ведомств — это был неброский, но понятный «своим» шик.

Мотоцикл «Урал» и Mini

Сколько стоил Запорожец и другие советские авто в сравнении с иномарками

За 1250 рублей ($1505) в СССР можно было купить разве что мотоцикл «Урал» с коляской, а вот на Западе за меньшие деньги (537 фунтов или 1288 долларов) предлагали культовый Mini. А ведь это был не самый дешевый авто тех лет – Fiat 500 и Citroen 2CV стоили еще меньше.

К чему быть готовыми, если вы решились на покупку советского автомобиля

Низкая стоимость как самих советских автомобилей, так и запчастей, небольшой транспортный налог, возможность заправляться бензином АИ-92, а также сопоставимый с современным автомобилем расход топлива при езде по городу делают советские машины привлекательными для сегодняшнего покупателя.

Тем не менее, любителям янгтаймеров нужно быть готовыми к определенным расходам по части восстановления и содержания.

Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto: «Реставрация советских автомобилей обходится недешево — от 200 000 рублей до миллиона, Основной статьей расходов при восстановлении машины из советских времен станет гараж, в котором на зиму придется оставлять отреставрированный экземпляр. Реагенты и соль, которые используются повсеместно в сезон холодов, негативно отразятся на лакокрасочном покрытии, особенно, с учетом того, что оно накладывалось уже повторно. На гараж понадобится от 500 000 тысяч рублей. Следующий этап — кузовное железо, его при восстановлении «Волги» массовой серии на базе ГАЗ-24 (на которой делалось все — вплоть до модели 31105) потребуется примерно на 100 000 рублей. Стоимость комплектующих напрямую зависит от класса реставрируемого автомобиля. Например, уплотнительная резинка на автомобиль «Волга» стоит 2 500 рублей».

Читайте так же:
Как правильно ввести номер телефона в международном формате?

Но если речь не идет о реставрации по-настоящему редких ретрокаров, которые требуют квалификации и редких запчастей, то многие работы можно произвести самостоятельно: сегодня большинство деталей легко можно найти на вторичном рынке.

Обслуживание старого автомобиля тоже потребует определенных вложений. Например, у обычной «Волги» расход топлива в 13–15 литров на 100 км является нормой. Плюс придется постоянно смазывать элементы подвески. В случае поломки на поиск автосервиса, готового взяться за такой автомобиль, у вас уйдет больше времени.

Зато, в некоторых случаях инвестиции в советские автомобили достаточно хорошо окупаются: представители советского автопрома постепенно переходят в категорию ретромобилей, которые можно продать за приличную сумму.

Несколько советов тем, кто решит купить советский автомобиль:

«Золотые руки» при покупке машины из СССР — одно из обязательных условий. Нужно быть готовым к постоянным ремонтам, восстановлениям и реставрациям. Эти процессы отнимают много времени и требуют определенной доли знаний и умений.

Перед покупкой автомобиля важно проверить его текущее состояние, убедиться, что он на ходу, а кузов не прогнил.

Нужно быть максимально готовым к полному отсутствию комфорта: зимой – холодно, а летом – жарко, сильное дребезжание на скоростях выше 70 км/ч. Езда на скорости 100 км/ч крайне неудобна, а на скорости 130 км/ч – просто невозможна.

Конструкцией автомобиля зачастую не предусмотрены ремни безопасности и подголовники — очень важно знать, как самостоятельно обезопасить себя и пассажиров при поездках.

Иметь гараж для железного коня, рожденного во времена Советского Союза, будет очень полезно. Постоянные ремонты и обновления предполагают наличие свободного пространства для хранения инструмента и запчастей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector