Трактор Т-16 (; Шассик; ): устройство и технические характеристики
Трактор Т-16 («Шассик»): устройство и технические характеристики
Самоходный агрегат, известен многим как «шассик», является самым популярным отечественным трактором для использования как в частной, так и коммунальной сфере. Трактор Т 16 впервые был выпущен в 1961 году Харьковским тракторным заводом и был самым раскупаемым на протяжении шести лет, благодаря высокой мощности работы и универсальности.
Трактор Шассик – это модернизация известного ДСШ-14, но в более новой модели используется мощный двигатель, шины низкого давления, навесная гидросистема и выносные цилиндры.
Как и трактор мтз 82, шассик до сих пор пользуется высокой популярностью. Особенно актуальный он в сельской местности, где нужны приусадебные и заготовительные работы.
Трактор Т-16 | АГРАРИЙ
В 60-е годы 20-го века на Харьковском Тракторном Заводе выпускался трактор Т-16. Название он носил несколько иное, и звучало оно как тракторное самоходное шасси. Модель пользовалась спросом в сельских хозяйствах и ценилась за свою универсальность и отличные характеристики, поэтому в конечном итоге их было выпущено порядка 600 тыс. штук.
Двигатель трактора Т-16 Основой трактора приводящей его в движения являлся мотор марки Д-16 с мощностью 16 л.с. Но позже он был заменен на модель мощностью 25 л.с. и в результате модель была переименована на Т-16М. Это позволило продлить выпуск модели до 95 года.
Изначально двигатель имел воздушное охлаждение, а его конструкция была двухцилиндровой и четырехтактной. Примечательно, что располагался двигатель не спереди, а сзади. Его запуск осуществляется при помощи электростартера.
На мотор устанавливался шатунный механизм, а также схема газового распределения.
Коробка передач трактора Т-16
Коробка передач, включенная в состав трансмиссии вместе с сухой ленточной тормозной системой, имеет 7-ступенчатую конструкцию, работающую по механическому принципу. С ее помощью скорость движения регулировалась в диапазоне от полутора до 17,5 км/час.
Сцепление Т-16
Муфта сцепления, которая устанавливается на трактор Т-16, однодисковая фрикционного типа.
Расхода топлива трактора Т-16
Трактор работает на дизельном топливе и потребляет его по норме расхода двигателя 272 г/кВт.ч. Особенности конструкции не позволяли использовать трактор в зимнее время года, соответственно расход топлива зависел исключительно от выполненной работы.
Технические характеристики трактора Т-16
Среди характеристик этого сельхоз транспорта стоит выделить его габариты, которые можно было регулировать при помощи изменения ширины колеи. В базовом положении они составляли 3820х2000х2600 мм. Вес конструкции при обозначенных габаритах составлял 1685 кг. Дорожный просвет у трактора Т-16 составляет 560 мм.
Также можно выделить скорость вращения коленвала, которая составляет 1750 об/мин. Тяговый класс техники определяется индексом 0,6.
Достоинства, недостатки
Колесное шасси имеет высокую проходимость, без проблем проезжает по различному грунту – влажному, заснеженному. Колеса не наносят большой вред покрытию грунта, как это делают гусеничные модели. Самосваливающая прицепная тележка помогает в доставке удобрения или корма.
Минус агрегата – это воздушный вариант охлаждения двигателя, отсутствует система, совершающая холодный запуск. В зимнее время очень тяжело запускать двигатель при отрицательной температуре. Система воздушного обдува двигателя требует частой замены воздушных фильтрующих элементов.
При проведении пахотной работы плуг не глубоко погружается в грунт. Если попытаться провести глубокое вспахивание, у Т 16 поднимется передний мост, а сам агрегат может перевернуться.
Не очень эффективно проводится работа на больших полях. Лучше всего на нем работать в теплицах, фруктовых садах, огородах небольшой площади.
Двигатель трактора Т-16
Основой трактора приводящей его в движения являлся мотор марки Д-16 с мощностью 16 л.с. Но позже он был заменен на модель мощностью 25 л.с. и в результате модель была переименована на Т-16М. Это позволило продлить выпуск модели до 95 года.
Изначально двигатель имел воздушное охлаждение, а его конструкция была двухцилиндровой и четырехтактной. Примечательно, что располагался двигатель не спереди, а сзади. Его запуск осуществляется при помощи электростартера.
На мотор устанавливался шатунный механизм, а также схема газового распределения.
Профилактика и ремонт силового агрегата трактора Т-25
Чтобы реже прибегать к ремонту агрегата, поддержать работоспособность дизеля и увеличить ресурс, требуется регулярное проведение ТО.
Это малозатратно и проводится с применением примитивной моечной машины, металлической спицы и деревянного скребка:
- ежесменное ЕТО после 10 часов работы, проверяется уровень и доливается масло в картер;
- ТО-1 через 125 дней эксплуатации, очистка защитной сетки вентилятора и воздухоочистителя;
- ТО-2 и ТО-3 через 500/1000 часов эксплуатации в пункте технического обслуживания;
- сезонное CТО 2 раза в год перед началом/в конце холодного сезона, заливается сезонное масло, снимается диск вентилятора, включается масляный радиатор обогрева кабины тракториста.
Даже надежная техника ломается, дизельный Д-21А не исключение. Основанием для обращения в ремонтную мастерскую/рембазу и проведения диагностики важных узлов силовой установки служит:
- затрудненный запуск силового агрегата;
- снижение мощности мотора;
- черный (серый) дымный выхлоп;
- постепенное снижение тяговых возможностей;
- металлические или глухие звуки в зоне шатунно-поршневой группы;
- дизель идет вразнос (резкое возрастание оборотов коленчатого вала);
- перебои в работе Д-21А.
Большинство неисправностей Д-21/Д-120 эксплуатационщикам известно давно. Они без проблем выявляются по характерным внешним проявлениям без использования диагностического оборудования.
Видео обзор
Обзор вспашки трактором Т-16 с двухконтурным плугом
Обзор управление куном на тракторе Т-16
Обзор скашивания сена на тракторе Т-16
Обзор трактора Т-16 с передней лебедкой
Качество Т-16 в полной мере соответствует ее стоимости, требовать особых характеристик за небольшие деньги не приходится. Машина сыровата, но большая часть конструкционно-производственных недоработок устраняется своими силами. В частности, разборную конструкцию кабины несложно сделать более герметичной. Т-16 отлично агрегатируется с косилкой, имеет место превосходный обзор при обработке междурядий.
Аркадий Петрович
Живу в деревне. Грунты у нас тяжелые, поэтому приспособить Т-16 для вспашки не получилось. Эксплуатирую машину в транспортном варианте уже четвертый год. Серьезных поломок за это время не было, но из-за проблемных дорог ходовая часть требует постоянного контроля.
Сергей
Продал старый Т-40 и купил капитально отремонтированный Т-16, о чем пожалел уже с первых недель эксплуатации. Доступная стоимость не компенсирует отсутствия кабины и дискомфортной вибрации. При транспортировке объемных грузов напрягает плохой обзор достаточно большого участка дорожного полотна.
Василий Васильевич