ЭО 2621 — экскаватор прошедший испытание временем
ЭО 2621 — экскаватор прошедший испытание временем
Говоря об экскаваторе ЭО 2621, нельзя не отметить, что он уже долгое время является наиболее востребованным на просторах всего постсоветского пространства. Конструкция его максимально проста и не имеет серьёзных новшеств принесенных научно-техническим прогрессом, но несмотря на это, народу этот вид спецтехники очень полюбился. Самое интересное, что ЭО 2621 – это обобщенное название нескольких популярнейших моделей тракторов, которые используются как основная база для установки дополнительного экскавационного и другого оборудования. Наиболее часто базой служат следующие модели: МТЗ (82 и ряд других модификаций), ЮМЗ-6АЛ и ЮМЗ-6АМ. Поэтому самого большого внимания заслуживают именно рабочие элементы этого экскаватора.
Универсальность, которой обладает экскаватор ЭО 2621 просто уникальна. Этот одноковшовый экскаватор применяется очень широко, так как может эксплуатироваться с целым рядом сменных рабочих элементов.
Кроме уже упомянутого экскавационного оборудования, которое включает использование ковша обратной лопаты (рытье мелких ям или траншей), ковша прямой лопаты (погрузка сыпучих материалов, создание отвалов и насыпей), ЭО 2621 может оснащаться специальной крановой подвеской (всевозможные погрузочно-разгрузочные манипуляции, а также отдельные виды вспомогательных монтажных работ), вилами (погрузка или выгрузка сена, соломы, силоса и другой продукции сельского хозяйства), гидромолотом (разрушительные работы), бульдозерным отвалом (засыпка ям, уборка снега, разравнивание площадок под застройку). Поэтому сферы применения этого экскаватора довольно разнообразны, начиная от промышленности и заканчивая коммунальным хозяйством, ведь очень часто можно увидеть ЭО 2621, разрывающим место прорыва тепловых коммуникаций или осуществляющим погрузку строительного мусора.
Востребованность спецтехники
Тракторы данного семейства, которое принято называть «Беларусь», относятся к классу универсалов. Традиционно их принято задействовать в разных типах работ, например, используются в таких видах деятельности:
- Специальные виды работ, включая дорожное строительство, лесозаготовку и пр.
- Сельхозоперации с применением полунавесных, прицепных либо навесных вспомогательных приспособлений.
- Нередко качественный двигатель ЮМЗ способствует тому, что универсал эксплуатируется в виде привода стационарных или мобильных конструкций.
- Трактора серии ЮМЗ 6 востребованы для проведения операций, связанных с перемещением прицепов или полуприцепов.
Благодаря большому выбору навесных приспособлений, агрегат можно использовать в равной степени успешно на огороде, для строительства, очистки дорог и т.д.
Часто граждане могут встречать на улицах города экскаватор с узнаваемым силуэтом. Это связано с тем, что для ЮМЗ 82, как его иногда называют в Беларуси, путая с МТЗ 82, выпущено большое количество навесных приспособлений, позволяющих существенно расширить возможности спецтехники.
Дополнительное оборудование, вес которого может быть достаточно массивным, обеспечивает трансформацию четырехколесного помощника практически в любую вспомогательную установку.
Широкий ассортимент тракторов ЮМЗ-6
Мощности популярного мотора Д65 хватает, чтобы трактор при необходимости выполнял функционал в виде следующих агрегатов:
- погрузчик;
- бульдозер;
- землеройный аппарат;
- экскаватор и пр.
При желании на нем можно и пахать. Установка всевозможных навесных приспособлений может проводиться как в условиях завода-изготовителя, так и собственными промышленными мощностями пользователей.
Необходимо учесть, что за время выпуска модели инженеры разработали несколько модификаций спецтранспорта. Сейчас можно найти их все в рабочем состоянии. В маркировке они дополнены буквами «М» и «Л», где первая означает наличие в серии электростартера, а вторая говорит о том, что дизельный мотор запускается благодаря наличию пускового движка.
Отличие между группами заключается в следующем:
ЮМЗ 6Л
Данные образцы, выпускаемые с 71 г. прошлого века, обладают большим сходством с прародителем МТЗ-5. Фронтальная часть имеет скругленную форму радиаторной фальшрешетки.
Один из первых образцов Южного машиностроительного завода — 6Л
ЮМЗ АЛ
В салоне имеется возможность регулировать рулевое колесо по вылету и углу наклона. Также транспорт может похвастаться модернизированной приборной панелью, усовершенствованной тормозной системой и угловатой фронтальной частью.
ЮМЗ 6 КЛ
Не имеют с тыльной стороны сельхознавесной системы, но оснащается модулями крепления бульдозерного оборудования и экскаватора. На раму ставится кабина с улучшенной обзорностью.
6 КЛ с агрегаторной установкой
ЮМЗ 6АКЛ
Конструкторы для трактора разработали новую гидравлическую систему и силовой позиционный регулятор.
Трактор ЮМЗ 6КЛ и финальная модификация ЮМЗ-6АКМ-40.2 сошли с конвейера как морально устаревшие в 2001 г. Им на смену пришли модификации типа 8040.2, 8244.2М и пр. Запчасти взаимозаменяемые – подходят для ремонта старых образцов.
Современная модель 8040.2, пришедшая на смену морально устаревшим предыдущим версиям
Технические характеристики ЮМЗ-6
Инженеры использовали классическую компоновку для транспорта данного класса, так как задействована формула 4х2. Основой всему служит полурама, сваренная из двух соосных балок и передней поперечины. Полученная площадка служит для фиксации картеров, узла сцепления и механической коробки переключения передач.
Фронтальная часть имеет управляемые передние колеса, установленные на шарнирный мост. Манипуляции с ними осуществляются через цапфу.
Задняя часть отличается наличием жесткой привязки осей к корпусу коробки передач. Данный тип связки обеспечивает высокую степень надежности и обладает простотой в обслуживании и сборке. Схема трансмиссии заключается в том, что привод является постоянным на задние колеса.
На фото и в реальности видно, что данная техника рассчитана на эксплуатацию в проблемных условиях. Высокой проходимости способствуют пневматические шины, которые накачиваются с небольшим давлением. Они оснащены дополнительными массивными грунтозацепами.
Передняя и задняя пара резины изготовлены разных диаметров. Управляемая пара – двадцатидюймовая, а ведущая – изготовлена в формате R38. Подобное техническое решение оказывает существенное позитивное влияние на эксплуатационные характеристики.
Серия ЮМЗ 6 по своим параметрам относится к тяговому классу 1.4., способному развивать усилие в интервале 1,26-1,8 тс при мощности движков 55-75 л.с. и средней массе 2,9 т. Данные значения обеспечивают актуальность для такого транспорта в различных сферах хозяйствования.
В оснащение трактора входят востребованные системы:
- электрооборудование рассчитано на бортовую сеть в 12 В;
- гидравлическая система раздельно-агрегатная;
- имеется пневматическая система;
- предусмотрен задний тип навески оборудования.
Для облегчения управления предусмотрен гидроусилитель руля. Посредством продольной тяги осуществляется поворачивание передних колес. Также она имеет соединение за счет карданной передачи с осью руля.
Тормозная система установлена пневматического типа с колодочным или дисковым механизмом, управляемым педалью из кабины. Для стояночной блокировки используют рычаг, фиксирующийся храповиком.
ВИДЕО: Полевые испытания модернизированной машины
Физические параметры
Выясняя, сколько весит трактор ЮМЗ 6, стоит учесть, что он относится к среднеразмерному специализированному транспорту универсального типа. Наружные габаритные параметры следующие:
- длина без учета навесного механизма – 3690 мм;
- ширина – 1884 мм;
- высота, не включающая вылет выхлопной трубы – 2660 мм;
- расстояние между колесными осями – 2,45 м;
- передняя колея не менее 1360 мм;
- задняя колея не более 1800 мм;
- сельскохозяйственный дорожный просвет – 45 см.
Паспортная масса транспортного средства, в которой не учтены технические жидкости, составляет 3,35 т, а при заполненности всех рабочих емкостей ее значение увеличивается до 3,9 т. ЮМЗшка способна тянуть за собой прицеп с общей массой, не превышающей 6 т. Также ограничена предельная масса навесного оборудования, которая не может превышать паспортного значения в 1,15 т.
Хорошую тяговитость обеспечивают модели двигателей Д65м и Д65Н на дизтопливе. Они весят чуть больше полутоны и монтируются впереди на резинометаллических опорах. Мощность моторов – 62 л.с., а расход солярки – 184 г/(л.с.*ч). Пусковой движок бензиновый и его мощность – 7,4 кВт. Первый капремонт силовой установке требуется не ранее, чем через 10 тыс. часов наработки.
Технические характеристики
Описание трактора ЭО 26 21 условно можно разделить на 3 составляющие:
- техническая – конструкция, габариты, двигатель, трансмиссия, ходовая часть;
- условия работы и, как следствие производительность и исключение человеческого фактора при работе – организация рабочего пространства, эргономичность кабины и панели управления;
- экономическая составляющая – работоспособность и окупаемость, мобильность, соотношение выполняемых работ к стоимости.
В целом ЭО 2621 в 2 комплектациях – это среднемощный, компактный трактор с габаритами 2200х3800х6480 мм весом 6100 кг развивает скорость 2,1-19 км/час. Для высокой маневренности, поставлен на колесную базу шириной 2450 мм, клиренсом 400 мм и колеями колес:
- передние ведущие и направляющие – 1460 мм;
- задние ведущие – 1550 мм.
В зависимости от модификации, на технику устанавливается мотор:
- Д-65Н 40 л.с. (вариант А);
- Д-245 65 л.с. (вариант В).
Параметры навесного оборудования. Рабочие агрегаты состоят:
- из двух ковшей (сменяемых по необходимости) объемом 0,15 и 0,5 м³;
- обратной лопаты объемом 0,25 м³.
Максимальная производительность для работы ковшей 40 м³/час, с возможностью:
- максимально низкой точки копания 3000 (в поздней модификации 3500 мм);
- высотой погрузки погрузчиком в диапазоне 2200-3300 мм;
- с усилием резания 25-26 Кн.
Характеристики двигателя
Изначальная модификация компоновалась менее мощным двигателем Д-65 (41 л.с.), поэтому технические характеристики ЭО 2621А отличались от более поздней – ЭО 2621В 2 в которой мощность двигателя Д-243 составила 65 л.с. Это позволило увеличить глубину копания до 3500 мм и силу резания грунта.
Двигатель Д-245 — 4-тактный двигатель с водным охлаждением (принудительной циркуляцией жидкости), колен. валом 2200 об/минуту и V двиг 4,75 л.
Кабина
Кабина современного экскаватора максимально остеклена, соответствует отечественным стандартам, в ней уменьшено влияние негативных факторов: шума и вибрации. Установлен обогреватель, внешняя сторона оснащена омывателем и электрическими очистителями. Эргономичная панель с доступом к датчикам находиться на расстоянии 50 см, не создавая неудобств.
Расход топлива
Расход дизтоплива увеличивается в зависимости от прилагаемого усилия на двигатель. Примерный диапазон расхода:
- минимальный расход 5,5 л/час, потребляется при перевозках груза до 300 кг на средней скорости 10 км/час;
- максимальный 12 л/час при низких оборотах и работе с полной загрузкой, т.е. срезание почвы и возведения насыпей, работы лопатой вязкого грунта и т.д.
В любом случае, объем бака в 100 литров позволяет эксплуатировать трактор ЭО 2621
без дозаправки полный рабочий день.
Силовой агрегат, трансмиссия и гидравлика
Силовые агрегаты экскаваторов ЮМЗ представлены четырехтактными двигателями. Из них можно выделить:
- двигатель Д-65 с установленной мощностью 60 лошадиных сил, дополнительно к двигателю устанавливался стартерный агрегат;
- двигатель Д-242-71 мощностью 71 лошадиная сила.
Объем двигателя Д-65 составляет 4,95 л. Объем двигателя Д-242-71 — 4,75 л. Технические характеристики силовых агрегатов регламентируют скорость вращения коленчатого вала, которая составляет 1 800 оборотов в 1 минуту.
Экскаватор ЮМЗ имеет 5-ти ступенчатую коробку передач, которая оборудована сухой муфтой сцепления. Вал привода и вал отбора мощности соединены между собой. Детали коробки смазываются разбрызгиванием масла. Управление коробкой выполняется с помощью рычага включения передачи и рычага блокировки. Технические характеристики трансмиссии гарантируют скорость 24,5 км/ч и преодоление подъемов под углом 10°.
Экскаватор ЮМЗ (петушок) погрузчик имеет гидравлическую систему агрегатного типа, которая состоит из следующих узлов:
- Масляный БАК, который служит резервуаром для гидравлической жидкости. Расположен с левой стороны для лучшего контроля уровня масла. Это удобно для тракториста.
- Гидрораспределитель — 2шт. Гидросхема подразумевает наличие распределителя потоков жидкости для более качественного управления экскаваторными механизмами.
- Шестеренчатый насос. Гидравлическая схема комплектуется стандартными насосами типа НШ-71 и НШ-100. Привод насосов осуществляется через шлицевую муфту от шестерни трансмиссии. Шестерни насоса отлиты заодно с валами.
- Гидроцилиндры. Силовые цилиндры гидравлики поднимают, опускают ковш и отвал экскаватора ЮМЗ ЭО. Цилиндры крепятся с помощью кронштейнов.
- Трубы и шланги высокого давления необходимы для подачи масла к узлам гидравлической системы ЭО 2621.
Для лучшего управления оборудован гидроусилителем руля. ГУР приводит в действие насос НШ-10.
Гидравлика
На экскаваторе ЭО-2621А применены две самостоятельные гидросистемы с общим баком для рабочей жидкости.
Первая приводит в движение рабочее оборудование от трех шестеренных насосов типа НШ32−3, жидкость подается через:
- распределитель в гидроцилиндры ковша
- рукояти и стрелы.
Вторая система от насоса через распределитель подает жидкость:
- в гидроцилиндр стрелы
- в гидроцилиндры поворотного механизма
- через тракторный распределитель — в гидроцилиндры выносных опор и гидроцилиндр бульдозера.
Все насосы приводятся во вращение от коленчатого вала дизеля трактора через редукторы.
Для ограничения давления в запертой поршневой полости гидроцилиндра при копании установлен разгрузочный клапан, перепускающий жидкость в штоковую полость гидроцилиндра, а избыток жидкости — в бак.
Потери жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров компенсируются через обратный клапан. При нейтральном положении золотников рабочая жидкость от насосов проходит через фильтр, установленный в баке.
Все трубопроводы имеют предохранительные клапаны, предотвращающие перегрузку механизмов экскаватора. Перепускной клапан, находящийся между трубопроводами, по которым жидкость поступает в гидроцилиндры, служит для плавного торможения механизма поворота в середине хода.
Плавное затормаживание в конце поворота достигается применением демпферных устройств, смонтированных в крышках гидроцилиндров.
Управляемые обратные клапаны обеспечивают свободную подачу жидкости в поршневые полости гидроцилиндров выносных опор и запирают слив жидкости, когда внешние нагрузки передаются от опор на штоки, чем также достигается устойчивость экскаватора при работе.
При подъеме опор жидкость подается в штоковые полости гидроцилиндров. Одновременно иглы клапанов открывают свободный слив жидкости из поршневых полостей.
а — кинематическая; б — гидравлическая; 1, 20 и 22 — насосы; 2 и 21 — редукторы; 3 — бак; 4 — разгрузочный клапан; 5, 6 и 8 — распределители; 7 — перепускной клапан; 9 — обратные управляемые клапаны; 10 — иглы; 11 — гидроцилиндр бульдозера; 12 и 13 —
гидроцилиндры выносных опор; 14 и 16 — гидроцилиндры механизма поворота; 15 — обратный клапан; 17 — гидроцилиндр ковша; 18 — гидроцилиндры рукояти; 19 — гидроцилиндр стрелы.
Трактор ЮМЗ-6 – практические возможности модели
Популярный трактор ЮМЗ-6 по праву заслужил звание универсального труженика с хорошо продуманной конструкцией и хорошими заводскими параметрами. Основные области применения модели – сельское хозяйство и различные предприятия, где агрегат может использоваться, как бульдозер или погрузчик.
При разработке этой популярной модели ЮМЗ в качестве базового был использован трактор МТЗ-5. Благодаря этому, устройство трактора ЮМЗ-6 отличается той же высочайшей надежностью, что и его предшественник, а также простотой в эксплуатации, проходимостью и высоким качеством сборки.
В основу конструкции трактора ЮМЗ-6 вложен отечественный двигатель марки СМД-65Н, объемом 4,94 л. Мотору свойственная простота в ремонте и скромный расход горючего, благодаря чему он существенно опережает по своей популярности более требовательные импортные ДВС. Кроме того, трактора ЮМЗ-6 с двигателем СМД обладают довольно высоким рабочим ресурсом, и способны проработать до ближайшего капитального ремонта не менее 12 тыс. моточасов.
В конструкции агрегата предусмотрены сухие дисковые тормоза с приводом на задние колеса. Рулевое управление, в зависимости от комплектации трактора, может быть механическим или гидрообъемным. Оба варианта делают управление трактором более плавным и точным.
Технические характеристики трактора ЮМЗ-6 включают:
- максимальная мощность – 60 л. с.;
- емкость топливного резервуара – 90 л;
- расход горючего – 3,8 л/ч.;
- количество скоростей – 5 передних/1 задняя;
- скорость передвижения –в диапазонах 2–25 км/ч.;
- вес – 3,4 т.
По индивидуальному заказу покупателей трактора ЮМЗ-6 комплектуются ВОМ и их удлинителями, ходоуменьшителями, расширителями задних крыльев, а также выносными гидравлическими цилиндрами.
Отзывы владельцев ЭО-2621
Отзывы собственников ЭО-2621 свидетельствуют, что модель удалась. Экскаватор характеризуют как бюджетного «трудягу». Особенно владельцы отмечают быстро запускающий и надежный мотор и легкость в управлении.
Правда, у первых партий ЭО-2621 обнаружилось несколько проблем. Собственники жаловались на «рвущую» гидравлику и некачественный цепной привод поворота стрелы. Однако с появлением антикавитационных итальянских клапанов и гидропривода нарекания исчезли.
Сколько стоит экскаватор ЭО-2621 б/у и новый?
ЭО-2621 с учетом своей значительной функциональности предложен на рынке за некрупные деньги. Так, новая модель обойдется в 1-1,2 миллиона рублей. Старые модификации экскаватора можно приобрести за 150-450 тысяч рублей.
Аналоги
ЭО-2621 создавался на основе белорусского трактора ЮМЗ-6АЛ/6АМ. При этом Минский завод опять же производит экскаватор, позаимствовавший некоторые элементы у ЮМЗ-6АЛ/6АМ. Это модель ПЭ-82. Она является аналогом ЭО-2621, хотя и имеет несколько меньшие размеры.