Граната Ф1 – оружие проверенное временем
Интересный путь прошло это простое, по своему устройству, средство обороны пехотинца. История ее начинается во Франции.
Именно здесь в 1915 году создали гранату под обозначением F1.
Она зарекомендовала себя самым лучшим образом и была вскоре принята на вооружении в России.
В нашей стране в период первой войны, имеется ввиду Мировой, конечно, она была усовершенствована.
Изобрели новый запал системы Ковешникова.
Но главные изменения произошли в советское время.
- В 1939 году изобрели, взяв за основу французский образец, собственную гранату Ф-1. Разработчик взрывного устройства инженер Храмеев оставил тот же принцип действия. Однако упростил и сделал более совершенным корпус.
- Следующий этап в усовершенствовании Ф-1 относится к началу Великой Отечественной войны. Именно в это время был создан конструктором Е. М. Вицени более простой, надежный и совершенный запал. Одновременно он был и безопаснее прежнего.
- Во времена ВОВ, а именно в 1942 году был также разработан «унифицированный запал к ручным гранатам», ставший универсальным, в последующее время, для нескольких типов гранат.
После войны запал модернизировали и его модификации УЗРГМ 1, 2, применяют в Ф-1, в РГ-42, а также РГД
История создания гранаты Ф-1
История создания боевой гранаты Ф-1 началась в 20-х годах прошлого века.
К 1922 г. Красная Армия была вооружена различными типами оборонительных гранат иностранного производства. Среди них находились надёжные английские гранаты Миллса и французские — F-1, отличавшиеся продуманной формой и сомнительным качеством запала, подрывавшим её сразу после удара, без выдержки времени замедления.
Учебная разрезная граната Ф-1-А с запалом Ковешникова
В 1925 г. Артиллерийское Управление РККА выявило критическую нехватку ручных оборонительных боеприпасов на своих складах и впервые задумалось о разработке и производстве совершенной гранаты с хорошей поражающей способностью и качественным взрывателем.
В результате, французскую F-1 оснастили запалом системы Ф.В. Ковешникова и в 1928 г., после нескольких испытаний и поправок, советская граната Ф-1 была принята на вооружение Красной Армии. Военные быстро окрестили её «лимонкой».
Существует две версии возникновения этого «прозвища»:
- согласно первой, граната получила его из-за внешнего сходства с лимоном;
- согласно второй, «лимонками» жаргонно именовались гранаты английского конструктора Эдуарда Кент-Лемона, применявшиеся в русской армии наряду с французскими F-1, постепенно звучное прозвище перешло и к ним, а затем «перекочевало» к советским Ф-1.
На первоначальном этапе для производства «лимонки» корпусы заимствовались от иностранных F-1, но уже к 1930 г. в СССР запустили собственное производство.
Начиная с 1939 г., в условиях повышающейся угрозы войны, значительно ускорилось развитие оборонной промышленности СССР. В это время советскими инженерами разрабатывались новые образцы военной техники, боеприпасов и усовершенствовались имеющиеся.
Модернизация не обошла стороной и Ф-1:
- в 1939 г. инженер Храмеев Ф.И. рационализировал корпус гранаты, убрав нижнее окно и заменил простой чугун, использовавшийся для его изготовления, на сталистый, чем повысил убойную силу боеприпаса;
- в 1941 г. конструкторы Вицени Е.М. и Бедняков А.А. преобразовали Ф-1, разработав более дешевый запал, понизивший время задержки взрыва с 6 секунд до 3,5 — 4,5. Он получил название УЗРГ (унифицированный запал к ручным гранатам), а в послевоенные годы он был еще раз улучшен.
С тех пор, гранаты Ф-1, в которых изменили принцип взрыва, широко применялись в различных военных кампаниях и несмотря на то, что они устарели, а в армию давно поставляются более современные ручные гранаты, «лимонки» и по сей день не исчезли из ее арсенала.
Характеристики осколочной ручной гранаты Ф 1
Изобретение советских конструкторов имело все тот же характерный корпус овальной формы, изготовленный из сталистого чугуна, который обладает большей твердостью и дает при разрыве огромное количество осколков. Корпус имеет специальное оребрение, благодаря которому образующиеся при взрыве осколки имеют определенные размеры и массу. В снаряженном состоянии граната Ф 1 имела вес 600 гр. Основной заряд боеприпаса был представлен тротилом массой 60 г. Этого количества взрывчатого вещества было достаточно, чтобы обеспечить разрыв чугунного корпуса. Образовавшиеся в момент взрыва осколки разлетались со скоростью 500-700 м/с, улетая от эпицентра взрыва на расстояние до 200 метров. В среднем при разрыве боевой гранаты Ф-1 количество осколков достигало 300 шт., среди которых количество убойных осколков составляло 30-40%.
Боевая граната имела следующее устройство:
- корпус;
- заряд взрывчатого вещества;
- ударно-спусковой механизм (запал).
Граната Ф 1 в боевом исполнении имела окраску зеленого цвета. Учебно-тренировочный вариант лимонки специально окрашивался в черный цвет, имея на корпусе две пересекающиеся вертикальную и горизонтальную полосы. Запал у боевой гранаты не имел окраски. Учебные боеприпасы имели кольцо и прижимной рычаг алого цвета.
Запал ввинчивается в верхнюю часть корпуса. Боеприпасы и запалы во время транспортировки и хранения располагались раздельно. Отверстие для запала в корпусе закрывалось ввинчиваемой пробкой – заглушкой.
Граната без чеки
Особенности использования «Лимонки»
Взрыв боевого заряда является причиной того, что корпус гранаты дробится на осколки, имеющие следующие показатели:
- количество – около 290 штук;
- начальная скорость – 730 м/сек;
- радиус поражения – 200 м;
- приведенная площадь поражения – до 82 кв. метров.
В войсковые части гранаты поставляются в деревянных ящиках, в каждом их которых находится по 20 лимонок и по две металлические коробки, содержащие по 10 запалов. Коробки вскрываются с помощью находящихся там же ножей. Вес каждого ящика составляет 20 кг.
Маркировкой, нанесенной на каждый ящик, уточняются:
- наименование запалов и гранат;
- количество гранат;
- вес гранат;
- наименование изготовителя;
- номер партии;
- знак опасности.
Полученные боеприпасы укладывают в гранатные сумки или в специальные карманы разгрузочных жилетов. Каждая ручная граната размещается отдельно от своего запала. Гранаты снаряжаются запалами непосредственно перед боем, из неиспользованной в бою гранаты запал вынимается и хранится отдельно. При перевозке в бронемашинах гранаты и запалы также по отдельности укладываются в специальные сумки.
Запалы и гранаты перед укладкой в сумку подвергаются тщательному осмотру. Корпуса каждой гранаты и каждого взрывателя не должны иметь вмятин и ржавых отметин. Если на запале имеются трещины или зеленый налет, то его использовать запрещено. Кроме того, необходимо убедиться в том, что щечки предохранительной чеки разведены, а на изгибах отсутствуют трещины.
Все боеприпасы следует оберегать от сырости, огня, ударов, толчков и грязи. Если они подверглись загрязнению или были подмочены, по возможности их необходимо тщательно протереть и просушить, но не рядом с огнем. Просушивание гранат должно производиться под постоянным наблюдением. Осколочная оборонительная граната, как и любая другая, может использоваться лишь бойцами, прошедшими специальную подготовку.